Турнир для знатоков словесности
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Егорова Марина Анатольевна

Материал для внеклассного мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знатоки словесности

Интеллектуальный турнир

10-11 классы

1. Подбери русские эквиваленты к английским пословицам:

Не вози уголь в Ньюкасл. – Ездить в Тулу со своим самоваром.

Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. – Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Всего желать – всё потерять. – За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Сначала поймай зайца, а уж потом зажарь его. – Не убив медведя, шкуру не делят.

2. Переведите на современный русский язык фразы из старинных текстов:

Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. (Если/когда обретёшь кротость, то/тогда одолеешь мудрость.)

Уничижение паче гордости. (Излишнее смирение/самоунижение хуже гордости)

3. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.

а) Беспрецедентный инцидент. б) В полицейском участке идентифицировали скомпрометировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъюнктура, - констатировали в полиции. – Воспитатели не наш контингент»

4. Как следует писать слово к…мпания в…люта? (Компания – торго

вое объединение,

фирма, предприятие, небольшая группа лиц, приятелей. Кампания –

совокупность военных действий, политические мероприятия)

(Валюта – денежная единица. Волюта – орнамент, украшение в виде завитка, спирали в архитектуре)

5. Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Разряд укажите.

Волчье логово, лёгкий вес.

Лисья нора, каменный парапет.

6.Кто автор этих произведений? Называть авторов.

1. «Тарас Бульба». (Н.В. Гоголь).

2. «Война и мир». (Л.Н.Толстой).

3. «Олеся». (А.И.Куприн).

4. «Горе от ума». (А.С.Грибоедов).

5. «Отцы и дети». (И.С.Тургенев).

6.  «Ася». (И.С.Тургенев).

7. «Господин из Сан-Франциско». (И.А.Бунин»).

8. «Алые паруса». (А.Грин).

9. «Сын полка» (В. Катаев).

10. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». (Л.Н.Толстой).

11. «После бала». (Л.Н.Толстой).

12. «Айвенго». (В.Скотт).

13. «Гамлет». (В.Шекспир).

14. «Маленький принц». (А.де Сент-Экзюпери).

7.Откуда они? Определите по героям автора и его произведение.

       1. Пьер Безухов. (Л. Н.Толстой «Война и мир»).

       2. Григорий Печорин. ( М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).

       3. Пётр Гринёв. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»).

       4. Евгений Базаров. (И.С.Тургенев «Отцы и дети»).

       5. Татьяна Ларина. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

       6. Марфа Игнатьевна Кабанова. (А.Н.Островский «Гроза»).

       7. Родион Раскольников. (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).

       8. Иван Александрович Хлестаков. (Н.В.Гоголь «Ревизор»).

8. Перед вами отрывки из известнейших произведений русских классиков. Назовите произведение и его автора.

1. “И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит.… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. Куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Ответ: Н.В.Гоголь “Мертвые души”.

2. “Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например... А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука”.

Ответ: И.С.Тургенев “Отцы и дети”.

1. «И вот через три месяца святое сокровище ходит в затрепанном капоте, туфли на босу ногу, волосенки жиденькие, нечесаные, в папильотках, с денщиками собачится, как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкает, взвизгивает, закатывает глаза. Мужа почему-то на людях называет Жаком. Знаешь, этак в нос, с растяжкой, томно: "Ж-а-а-ак". Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые... Теперь все прошло, улеглось, утряслось. Я даже этому актеришке в душе благодарен...»
Куприн «Гранатовый браслет»

2. «Это не религиозность. Я не знаю что... Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого... Так вот: диаконы - да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, - то один хор, то другой, - и все в унисон и не по нотам, а по "крюкам". А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег... Да нет, вы этого не понимаете! Идем...»

Бунин «Чистый понедельник»

9. О ком говорится в приведённом отрывке? Назовите героя или героиню, произведение и автора.

1. Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже "неприлично красив", как сказал мне однажды один знаменитый актер, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. "Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то", - сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала, заставляя и меня сесть в кресло возле дивана и молча читать.

Бунин «Чистый понедельник» Он и Она

2. Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову - как раз такой, каким представляли его знающие. Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту.

Л. Андреев «Иуда Искариот» Иуда

1. …в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Тургенев «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов

2. «У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, — говорит, — почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Островский «Гроза» Дикой

10. О ком или о чём идет речь в приведённом ниже отрывке?

«Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь».

Островский «Гроза» о ключе

– Нет, нет, – он меня простил теперь. Все хорошо.

Куприн «Гранатовый браслет» о Желткове



Предварительный просмотр:

Знатоки словесности

Интеллектуальный турнир

9 класс

  1. По данным словам восстановите пословицы:

а) платье – ум.  По платью встречают, а по уму провожают.

б) труд – лень. Труд человека кормит, а лень портит.

в) сани – телега.  Готовь сани летом, а телегу зимой.

г) день – ночь. День и ночь – сутки прочь

д) смелый – робкий. Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

е) старый – новый. Старый друг лучше новых двух

2. Подбери русские эквиваленты к английским пословицам:

Не вози уголь в Ньюкасл. – Ездить в Тулу со своим самоваром.

Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. – Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Всего желать – всё потерять. – За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

3. Переведите на современный русский язык фразы из старинных текстов:

Князь литовский Витовт взя Смоленск прелестью. (Князь литовский Витовт взял Смоленск обманом (хитростью, коварством))

Скотница воя по Божьей благодати не скудна есть и неистощима. (Казна твоя по Божьей благодати (воле) не скудна и неистощима)

Пороси поля прикрывают. (Пыль поля покрывает)

4. Что обозначают следующие библейские выражения:

В поте лица (добывать средства к существованию в тяжких трудах)

Притча во языцех (предмет общих разговоров)

Внести свою лепту (личный вклад в общее дело)

5. Распределите слова с двойными согласными по группам:

а) двойные согласные в корнях слов;

б) двойные согласные на стыке приставки и корня;

в) двойные согласные на стыке корня и суффикса.

Ссора, Россия, вводить, оттереть, группа, антенна, коллектив, истинный, оттолкнуть, ссыпать, раззвонить, вожжи, классный, группка, пятибалльный, программка, программа, жжёт, можжевельник, белорусский, поклонник.

а) ссора, Россия, группа, антенна, коллектив, вожжи, классный, группка, пятибалльный, программка, программа, жжёт, можжевельник,

б) вводить, оттереть, оттолкнуть, ссыпать, раззвонить

в) истинный, белорусский, поклонник.

6. Укажите, какой частью речи является слово мимо в предложениях

Он прошёл мимо, не заметив меня. (Наречие)

В три часа я буду проезжать мимо твоего дома. (Предлог)

Граждане, не проходите мимо. (Наречие)

7. Составьте предложения с данным словом так, чтобы в одном случае оно было вводным, а в другом членом предложения: к удивлению, правда, короче.

К удивлению моему примешивается и обида. – К удивлению, все молча согласились.

Правда превыше всего. – Вы, правда, рассказали всё подробно.

Короче становился день. – Милиция, короче, быстро решила вопрос.

8. Назовите авторов крылатых выражений

      А судьи кто? (Грибоедов Чацкий «Горе от ума»)

Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов Чацкий «Горе от ума»)

Читай не так, как пономарь…(Грибоедов Фамусов «Горе от ума»)

  1. Ремарки каких трех произведений представлены в едином тексте. Определите границы ремарок. 

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, Софья сказывает взорами Милону, что перед ним Стародум. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги, платяная щетка и прочее ... все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.

  1. <...> в спальню Софьи - ремарка открывающая "Горе от ума"; 
  2. <...> Стародум - ремарка из "Недоросля" Д.И. Фонвизина; 
  3. <...> и прочее - ремарка из "Ревизора" Н.В.Гоголя, описывающая комнату гостиницы, в которой остановился Хлестаков; 
  4. <...> к карточным столам - ремарка из комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" - реакция окружающих на монолог Чацкого. 
  5. <...> в окаменении - последняя ремарка перед "немой сценой" в "Ревизоре". 

10. Перед вами отрывки из известнейших произведений русских классиков. Назовите произведение и его автора.

“Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!” 

А.С.Пушкин “Капитанская дочка”.

Отец был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать

Карамзин «Бедная Лиза»

В нескольких шагах от дороги увидел я пашущаго ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел я на часы. Перваго сорок минут. Я выехал в субботу. Сегодня праздник. Пашущей крестьянин принадлежит конечно помещику, которой оброку с него не берет. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию.

 – Бог в помощь, сказал я, подошед к пахарю, которой не останавливаясь доканчивал зачатую борозду. – Бог в помощь, повторил я.

– Спасибо барин, говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.

– Ты конечно раскольник, что пашешь по воскресеньям. Нет барин я прямым крестом крещусь, сказал он, показывая мне сложенныя три перста. А бог милостив с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья. – Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаеш да еще и в самой жар. – В неделе то барин шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим [16] на барщину; да под вечером возим оставшее в лесу сено на господской двор, коли погода хороша;

Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

11. О ком говорится в приведённом отрывке? Назовите героя или героиню, произведение и автора.

Чудеснейшего свойства

Он, наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, —

Вот я за что его люблю.

О Молчалине, Грибоедов «Горе от ума»

Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натуpa призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет.

Об Эрасте, Карамзин «Бедная Лиза»

…сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади ставили наскоро виселицу. Когда мы приближились, башкирцы разогнали народ и нас представили …. Колокольный звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант?» — спросил…. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»

О Пугачеве, Пушкин, «Капитанская дочка»

12. Соотнесите произведения и героев.

1) «Капитанская дочка», 2)«Тарас Бульба», 3) «Кладовая солнца», 4) «Ревизор», 5) «Шинель», 6) «Путешествие из Петербурга в Москву», 7) «Евгений Онегин», 8) «Недоросль», 9) «Мцыри», 10) «Житие Сергия Радонежского».

а) Анна Андреевна, б) Башмачкин, в) Джульетта, г) Грей,д) Савельич, е) Татьяна,

ж) Андрий, з) Тришка, и) Дмитрий Донской, к) Митраша.

1 – д, 2 – ж, 3 – к, 4 – а, 5 – б. 7 – е, 8 – з, 10 - и

6, 9 – нет героев; в), г) – нет произведений.

13. Соотнесите авторов и литературные направления.  

1) Державин, 2) Фонвизин, 3) Карамзин, 4) Лермонтов, 5) Тургенев.

а) Реализм, б) романтизм, в) классицизм, г) сентиментализм.

1,2 – в, 3 – г, 4 – б, 5 – а.

14. Распределите художественные произведения по литературным жанрам.

1) «Илья Муромец», 2) «Слово о полку Игореве», 3) «Ревизор», 4) «Ромео и Джульетта», 5) «Капитанская дочка», 6) «Свинья под дубом», 7) «После бала».

а) Повесть, б) рассказ, в) былина, г) комедия, д) трагедия, е) басня, ж) поэма.

1 – в, 2 – ж, 3 – г, 4 – д, 5 – а, 6 – е, 7 – б.

Кто больше назовёт крылатых выражений из комедии «Горе от ума».

Чему посвящены стенгазеты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг "Знатоки словесности"

Интеллектуальная игра, предназначенная для учащихся 8-9 классов...

Правовой турнир "Клуб знатоков"

Методическая разработка итогового занятия по организационно-правовой культуре....

Интеллектуальный турнир по русской словесности "Своя игра", 6 класс

Данная игра по русскому языку и литературе может быть проведена в рамках предметной недели. Соревнуются представители 6-х классов. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков. И...

Методическая разработка игры по литературе «Турнир любителей изящной словесности»

Цель игры - заинтересовать детей чтением классической литературы....

Турнир юных знатоков информатики

Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ...

ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ» в 5 - 7 классах

Цели:- творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.Задачи:- способствование развитию речи и логического мышления;- формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе; - выявление э...

Интеллектуальный турнир по русской словесности "Своя игра"

Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка и литературы как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругоз...