ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ» в 5 - 7 классах
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме

Пашкова Татьяна Ивановна

Цели:

- творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.

Задачи:

- способствование развитию речи и логического мышления;

- формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе; - выявление эрудированных и находчивых детей;

- воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ»103 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР

«ЗНАТОКИ  СЛОВЕСНОСТИ»

в 5 - 7 классах

 

Цели:

- творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.

Задачи:  

- способствование развитию речи и логического мышления;

- формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе;

- выявление эрудированных и находчивых детей;

- воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к окружающему миру.

Оборудование: места команд, стол для жюри, трибуна ведущего; оформленная сцена (доска), высказывания о русском языке, карточки и конверты с заданиями для участников турнира, сигнальные карточки «да» и «нет», компьютер, проектор.

План турнира

  1. Вступительное слово ведущего.

  1.  Выступление - приветствие учащихся.

  1. Представление членов жюри.

  1. Представление команд

  1.  Турнир.

  1. Подведение итогов турнира.

Этапы турнира:

  1. Разминка «Алфавит».
  2. Юмористическая викторина «Веселые вопросы»
  3. Тест «Четвертый лишний».
  4. «Собери пословицы».
  5. Конкурс переводчиков.
  6. Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».
  7.  Конкурс капитанов «Знаки препинания».

8. «Толкование предметов» - для остальных участников команд. 

  1. Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались на одну и ту же  букву» («К», «П», «В»)
  2.  «Тропы»

                                 Ход мероприятия

I. Вступительное слово ведущего.

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим турнир знатоков словесности. Пусть это мероприятие будет праздником встречи единомышленников – людей, любящих и знающих свой родной русский язык, праздником разума и общения, чувства и мысли. Помните, что слово – великое дело, у него огромные возможности. Любите и берегите родное слово, оно – наша опора в жизни, без слова нет человека.

Многие поэты создали великолепные стихотворения о русском языке. Одно из них вы услышите сейчас.

II. Выступление - приветствие учащихся 5 – 7 классов

Чтение учащимися стихотворения В. Шефнера «Слово». 

1 ученик.

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

2 ученик.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

3 ученик.

Есть слова словно раны, слова  - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

4 ученик.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

5 ученик.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

1 ученик.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода Честь.

2 ученик.

Повторять их не смею на каждом шагу, -  

Как замену в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

3 ученик.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленных прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

4 ученик.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

5 ученик.

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

III. Представление членов жюри.  

IV. Представление команд

V. Этапы турнира:

1.Разминка «Алфавит».  

(Поочередно команды быстро произносят по алфавиту любые слова)

2. Юмористическая викторина (по три вопроса команде)  «Веселые вопросы»

5 классу:

1.Назовите героиню р.н. сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.

2. Что стоит посредине земли?

3. В каком слове 40 букв А? (сорока)

6 классу:

1. Чем кончаются день и ночь?

2. Кто из героев р. н. сказки был хлебобулочным изделием?

3. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон, стоп, сток)

        7 классу:

1. Какая домашняя птица - героиня р.н. сказки, несла для хозяев изделия из драгоценных металлов?

2. В какой р.н. сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

3. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова в предложении: «Деревенский старожил сад колхозный сторожил»? (Старожил – от слова «старый», сторожил – от слова «сторож» )

                

3. Тест «Четвертый лишний».

(Задание приготовлено на карточках – альбомных листах. Капитаны выбирают карточку (она перевернута), разворачивают ее и показывают соперникам. Кто из двух других команд знает ответ?)

4.«Собери пословицы».

 (Пословицы, разрезанные на несколько частей, находятся в конвертах).

5. Конкурс переводчиков

        

-Подберите к исконно русским словам русские слова иноязычного происхождения.

Правописание -

 перекрещивание слов -

подсвечник -  

апельсиновая плантация -  

чистописание -  

подарок на память -  

(Ключ: орфография, кроссворд, канделябр, оранжерея, каллиграфия, сувенир)

6. Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».

(Участники поднимают соответствующую ответу сигнальную табличку)

        

1. В словах лишь, сплошь, отрежь, поймешь, не пишем Ь. Да или нет? (Нет, пишем!)

2. В словах дремуч, колюч, уж, малыш, камыш не пишем Ь. Да или нет? (Да, не пишем!)

3. В слове маяк буква «я» обозначает 2 звука, а в слове мяч – один. Да или нет?

4. В слове если буква «е» обозначает 1 звук, а в слове лес – два. Да или нет?

5. Согласны ли вы, что в словах чудесный, блеснуть нет никакой непроизносимой согласной, а в слове капустный есть непроизносимый согласный? ( какой?)

6. Слова высь, низ, язык, бык, не имеют окончаний. Да или нет? (Нет, имеют)

7. В предложении Буратино поймал разбойник, слово Буратино является подлежащим. (Нет, дополнением)

8. В предложении В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут следует ставить запятую, так как это сложное предложение. Да или нет?

9. Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» принадлежат И.А.Крылову и взяты из басни «Лебедь, Рак да Щука». Да или нет? («Квартет»)

7. Р.р.  Конкурс капитанов  «Знаки препинания»

( - Расставьте знаки препинания и выразительно перескажите текст!)

8. Р.р.  «Толкование предметов» Остальные члены команд дают толкование предметам, изображенным на картинках. Чем точнее будет определение предмета и чем быстрее ответят соперники, тем лучше и для толкователей, и для отгадывающих соперников.

9. Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались на одну и ту же  букву», например, на букву «К», «П» или «В»

  1. «Поэтический», или «Тропы». 

- Определите средство выразительности языка из известных стихотворений русских поэтов.

VI. Подведение итогов турнира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"рыцарский турнир" 6-7 класс

Разработан для проведения открытого мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества....

Турнир смекалистых - 5 класс

Проведение таких уроков  заставляет детей мыслить логически, учит работать группой, уметь слушать и слышать друг друга, помогают формированию коммуникативных качеств и развитию математическ...

Турнир грамотности (6 класс, коррекционная школа)

В процессе урока, проводимого в игровой форме, уточнить знания учащихся по русскому языку по программе коррекционной школы VIII вида....

математический турнир в 10 классе по теме "Логарифмы"

Можно использовать с целью повторения или подготовки к ЕГЭ. Задания подобраны и для болельщиков и для членов команд. Для болельщиков в основном задания из открытого банка задач первой части, для коман...

Математический турнир для 5 класса

Математический турнир для  учащихся 5 класса  проводился в начале учебного года. Цель мероприятия; развивать познавательный интерес к предмету, формировать умение работать в группе, воспитыв...

правовой турнир в 10 классе

 Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регул...

Математический турнир в 8 классе

Математический турнир 8 класс Ведущий: Добрый вечер! Сегодня в нашей школе вечер математики – науки точной, занимательной, интересной, может быть не всеми любимой, но я думаю, в таких людях ещё п...