Описание природы. Зима. 6 класс. Урок в лесу.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Генералова Надежда Петровна

Урок проведен в Лосином острове

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_prirody._zima.doc843.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание природы. Зима. (Урок в Лосином острове)

Цели:

1. Опираясь на художественные тексты, музыку, живопись ,личные наблюдения учащихся , подготовиться к написанию сочинения-описания.

2.Развивать умения логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление , закрепить употребление в речи имен прилагательных.

3. Прививать эстетический вкус, стремление ярко и образно выражать свои мысли , воспитывать любовь к родной природе.

1. Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его в нашем лесу, в Лосином острове, где вы часто бываете сами, с родителями и на уроках физкультуры занимаетесь на лыжах. А у нас цель другая – мы готовимся к сочинению-описанию природы. Что это за время года – зима? Кто из вас родился зимой? Наверно, для вас это особенное время года?  Отгадайте загадки о зиме.

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает -

Ковром устилает.


(Снег)


Не в темницу,

А в светлицу

Запирает он девицу.

До весны девице

не открыть светлицы.


(Мороз и река)

Без рук, без топорища

Построен мостище.


(Лёд)


На дворе - горой,

А в избе - водой.


(Сугроб)


И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.


(Иней)

Отдыхают мужики,

На них белы колпаки,

Не шиты, не вязаны.


(Деревья в снегу)


 В круглом окне

Днём стекло разбито,

К вечеру вставлено.


(Прорубь)

Был простой, обычный дом,
что же изменилось в нем?
Появилось украшенье –
людям всем на удивленье:
хрупкая и странная
бахрома стеклянная.


(Сосульки)

Работать на уроке вы будете в группах. За лучший ответ группа получает наклейку на одежду. В конце урока определим самую творческую группу по количеству наклеек. У каждого из вас раздаточный материал, который понадобится вам на уроке. Итак…

-Какие цвета преобладают зимой?

-Какие звуки мы можем услышать в зимнем лесу?

-Какая часть речи будет преобладать при описании зимы? (прилагательные)

Это та самая часть речи, которую мы изучаем с вами.

-Давайте подберём прилагательные и существительные к слову «зима». Какая она? (холодная, снежная, сказочная, удивительная, жестокая).

-Какие слова из этого списка являются эпитетами?

-Что такое эпитет?

 -А какие существительные вы подберете? (волшебница, чародейка, колдунья, фея)… 

-На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться описывать это чудесное время года.

2. Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

- Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?

Изменчивый месяц февраль –

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие звезды роняет.

И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,

Улыбчиво-грустный февраль.

Лежат на снегу ярко-синие тени

От черных деревьев, и, став на колени,

Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,

Над снегом колдует для тех,

Кто под снегом во мгле.

И радость морозную вешняя точит печаль

В обманчивый месяц февраль.

3. Многие поэты и писатели признавались в своей любви к этому времени года. Послушайте стихотворение.

Зима

Петр Комаров

Как будто в берлоге медведица,
Река подо льдом залегла,
И солнце по-зимнему светится,
И в поле — морозная мгла.
Вся в инее — в сизом каракуле -
Березка стоит за мостом,
И пишет смешные каракули
Лисица пушистым хвостом.

-Какое настроение создаёт у вас этот поэтический пейзаж?

-Какие изобразительныо-выразительные средства помогли вам представить картину, которую нарисовал поэт?

-Найдите эпитеты.

-Метафоры, олицетворения, сравнения.

4. Попробуйте сами подобрать выразительные средства. Распространите предложения средствами художественной выразительности.

Была ночь. В лесу трещал мороз. Верхушки елей блестели и дымились.

5. А теперь сами побудьте немножко поэтами. Вставьте на месте пропусков подходящие эпитеты. (Предлагается 2 стихотворения в зависимости от уровня группы).

Вечер тихий и морозный... (А. Блок)

Вечер (тихий) и (морозный). 
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в
(серебристой)
(Белоснежной)
 тишине
Кто-то
(чистый) и (пушистый)

На моем лежал окне.

Разукрасилась зима... (М. Пожаров)

Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из
(прозрачных) льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В
(разноцветных) огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
- Лягте, (мягкие) снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай
(хрустальных) роз
(Легкие) виденья,
(Хитрые) сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем
(белым)
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны
(волшебные) храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!

 Каждая группа читает своё стихотворение. Лучшая получает наклейку. Затем учитель читает авторское произведение.

6. Читает учитель:

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входи,

Тайны леса не буди.

Лучше - тоже по секрету-

Скажет музыка об этом.

Давайте послушаем музыку Георгия Васильевича Свиридова «Тройка». Это музыкальные иллюстрации к прочитанной нами повести А.С. Пушкина «Метель». Попробуем описать словами то, что мы услышали.

-Расскажите о настроении, которое хотел передать композитор, о том, что вы представили, когда слушали эту музыку? (Когда я слушаю «Тройку» Свиридова, я представляю…)

 

-Похож зимний пейзаж Свиридова на стихотворения, прочитанные сегодня? Да, зима может быть совсем разной.

7. Мы увидели, что и поэт, и композитор рисуют каждый своим языком такой зимний пейзаж, каким они его видят. Каждый по-своему. Но все они восхищаются этим временем года и признаются ему в любви.

Давайте и мы попытаемся создать свой зимний пейзаж, признаться в наших чувствах красавице-зиме. На каждом из ваших раздаточных листов есть примерный план. Понаблюдайте, прогуляйтесь по лесу сейчас (10 минут). Подумайте, что вы будете писать. Дома подготовьте черновик сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Урок русского языка. Тема: "Описание природы. Зима".

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей...

План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...

Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс

Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....