Урок развития речи"Описание цветка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Левашова Наталья Викторовна

 Урок развития речи с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий.В ходе урока дети постигают великую тайну жизни цветка, делают маленькие отрытия("У каждого цветка, как и у человека, свой характер"). Работа на уроке проводится с учётом ведущих каналов восприятия детей(аудиального, визуального, кинестестетического). Урок направлен на достижение как предметных, так и метапредметных, личностных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по теме: « Описание цветка». 5 класс.

Цель  : формирование здоровьесберегающей среды, достижение  

                  метапредметных результатов.

  • Экологическая культура;
  • Навыки здорового образа жизни;
  • Формирование   эстетического вкуса.

    Задачи:     предметные : пополнение лексического запаса обучающихся,    

                       используя образные выражения, сравнительные обороты;                  

                      совершенствование  умения в составлении связного текста,    

                       устной и письменной речи;

                       метапредметные : регулятивные (использование приёмов

                       проблемного диалога); коммуникативные (работа обучающихся

                        в парах); познавательные (установление  межпредметных  

                       связей (литература, русский язык, экология, валеология);

                       личностные (социализация).

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Используемые приёмы

1 этап

 вводно-мотивационный

II этап Операционно-познавательный

III этап Рефлексивно-оценочный

I Вступительное слово учителя. «Сегодня произойдёт чудо . Благодаря вашей фантазии и воображению вы сможете увидеть необыкновенную красоту природы,  почувствовать тонкий запах цветов, ощутить дуновение ветерка, услышать пение птиц.»

  Вы, ребята, наверно, уже догадались, кто будет главным героем нашего урока.

(Ответы ребят)

А у вас, ребята, есть любимые цветы? Какие чувства они  у вас вызывают? Есть ли характер у цветка?  Можно ли характер цветка сравнить с характером человека? А с каким цветком вы могли бы себя сравнить? Почему?

Действительно,  цветы напоминают нам что-то приятное. А. П. Чехов, знаменитый русский писатель, сам их сажал и выращивал в своём саду. В каждом цветке он чувствовал личность, характер. Одни цветы ему были особенно милы, к иным же он испытывал враждебные чувства. Он не любил георгин, называя его цветком  с аристократичной, баронской внешностью, за которой нет никакого содержания. «Так и хочется сбить его надменную головку»,- писал Чехов в одном из писем.

 Видите, ребята, георгин напоминал Чехову какого-то человека, мало ему симпатичного. Вероятно, не все испытывают такое отношение к георгину. Ведь каждый человек чувствует по-своему.

II  Постановка целей и задач урока.

Мы, ребята, будем описывать с вами цветок, учиться выражать своё отношение к нему, улавливать его характер.

Ш  Практическая часть.

Найдите отгадки на мои загадки.

А что подсказал вам найти отгадку? Найдите в загадках подсказки и подчеркните их. Как они вам подсказали?( В сильных классах можно выйти на художественные средства выразительности: сравнение, эпитет).

Молодцы!

У нас в гостях сегодня три цветка: роза, колокольчик и ромашка

А теперь повернитесь и посмотрите налево (затем направо, назад) Там развешаны листочки. Их нам нужно собрать и распределить по описанию и характеру между нашими героями.

IV Орфографическая работа.

(Записывание в тетради получившихся слов в три столбика)

V Лексическая работа. Объяснение лексического значения выделенных слов. (Возможный подбор синонимов)

V Релаксация. (Слушаем голоса  птиц или другие звуки природы)

VI Составление «разрезных» предложений.

Мы с вами побывали  на природе  благодаря нашему воображению, а теперь перенесёмся снова на урок.

Составленные предложения комментируются и записываются   в тетрадь.

 VII Составление собственных предложений.

Молодцы!

VII  Вновь обращение к эпиграфу.

Природа не молчит. Какую же тайну рассказал маленький цветок? В чем же состоит тайна его жизни?

 Дети сами в своих ответах  говорят о тайне красоты, которую надо поддерживать благодаря заботливому и бережному отношению к природе. К кому нужно ещё бережно относиться? (родным, близким, маме, папе, чтобы они не болели, заботились о своём здоровье) Всё правильно, не будем забывать и о себе. Чтобы быть здоровым , нужно, чтобы было всё вокруг здоровым и красивым.

Давайте вместе с вами сделаем к этому первый шаг и создадим красивую полянку, где будет каждый из вас.

Дети пишут секвейн.

 VIII  Домашнее задание . Написать сочинение.

 

1.Положительный эмоциональный настрой (показ слайдов, слушание музыки  П. И. Чайковский «Вальс цветов».)

Использование «сигнальных» слов, которые направлены на различные каналы восприятия: (аудиального, визуального, кинестетического).

Выход на проблемный диалог.

Формирование внутренней мотивации.

Приводится пример, подкрепляющий ответы детей. (Личностный рост)

Обеспечение деятельностного  подхода.

Создание ситуации успеха.

Работа в парах обеспечивает совершенствование коммуникативных навыков.

Исследовательская   интеллектуальная работа в парах.

(Три психологических типа цветов) холерик, меланхолик, сангвиник

Смена положения тела. Предупреждение усталости и утомления.

Двигательная активность. Зарядка для глаз.

(Разный размер букв на съёмных листах)

Индивидуальная работа.

Закрепление орфографических навыков.

Расширение лексического запаса слов.

Лучше использовать релаксацию, а не активную физминутку, т.к. не было недостатка в двигательной активности. Психологический настрой на следующий этап работы.

Работа в парах. Развитие коммуникативных навыков.

Продуктивная деятельность.

Индивидуальная работа.

Личностный прирост.

Проблемный диалог.

Звучит «Вальс цветов»П.И. Чайковского

Объединяющее начало. Общий итог работы.

Рефлексия .

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Урок развития речи "Описание действий"

Урок развития речи "Описание действий" в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского с  использованием церковнославянского языка, презентации и интернет ресу...

Презентация к уроку развития речи "Описание действий"

Презентация к уроку развития речи в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского)...

Наглядный материал к урокам развития речи. Описание памятника.

Описание памятников литературных героев,архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по  теме "Описание памятника"....

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...