"Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Александрова Елена Владимировна

Разработка урока-повторения в 6 классе по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-povtorenie_po_teme_imya_prilagatelnoe.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок-повторение по теме «Имя прилагательное»

                                                                       6 КЛАСС

Цели урока: в игровой форме повторить с учащимися основные сведения по теме «Имя прилагательное», степени сравнения, их употребление в речи, разряды прилагательных, роль прилагательных в предложении, правописание н и нн в суффиксах прилагательных, не с прилагательными.

                                                                  ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в космическое путешествие, побываем на планетах, расположенных в галактике «Имена прилагательные». Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и счастливо вернуться назад на нашу планету.

Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полёту, каждая команда должна ответить на вопросы – правильный ответ и будет разрешением на старт. Итак, сегодня путешествуют 3 команды: «Смелые», «Решительные», «Отважные».

1) Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном. Чем оно может быть в предложении? Приведите примеры.

2) Имя прилагательное – это самостоятельная или служебная часть речи? Какие ещё самостоятельные части речи вы знаете? Приведите примеры.

3) Укажите словосочетание «прилагательное = существительное», определите тип связи слов в словосочетании. В чём согласуется имя прилагательное с именем существительным в этом словосочетании?

Словосочетания: читать схему; думаю о путешествии; чудесное приключение; лететь быстро.

Капитаны команд вытягивают вопросы, учащиеся отвечают на вопросы устно.

2. Слово учителя.

Итак, мы назвали морфологические признаки имён прилагательных. Все справились с поставленной задачей. Страт прошёл успешно. Первая планета на нашем пути называется Степанида. Королева этой планеты, Степанида, очень любит гостей, а особенно ей нравится рассказывать о своей планете – прекраснейшей, необычной, самой интересной и наичудеснейшей. Но больше всего ей нравится слушать рассказы гостей о том, откуда они прилетели, что видели и что знают. Если королеве понравятся ваши рассказы, то она с радостью укажет вам путь к следующей планете.

  1. Первая команда должна рассказать о планете Земля.
  2. Вторая команда – о вашем городе.
  3. Третья команда – о вашей школе.

Составьте небольшие тексты (5-6 предложений), только обязательно в своём рассказе используйте прилагательные в разных степенях сравнения и формах. Запишите эти тексты в бортовых журналах.

Когда команда читает свои тексты, ребята из других команд отмечают, какие степени сравнения использованы в текстах. Степанида оценивает ответы и разрешает старт к следующей планете.

3. Слово учителя.

Королева Степанида указала путь к следующей планете, которая называется Разноцветная.

Дети поют «Оранжевую песенку».

Ученик:

СКАЗКИ ПРО КРАСКИ

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою

На рассвете умываться,

И зелёным-презелёным

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелёными долами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным.

4. Слово учителя.

Да уж, каждому – свой цвет: зелёными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки – красными. Согласны? Но наш путь на планету Разноцветная лежит через Цветные моря. Знаете ли вы, что некоторые моря названы по цвету, т.е. по их отличительному признаку. Какие? Почему они так названы?

(Ответы учащихся.)

Белое море. Названо так потому, что оно значительное время года покрыто льдом и снегом.

Жёлтое море. Названо так из-за мутно-желтоватого цвета воды: река Хуанхэ, впадающая в море, приносит большое количество лёсса палево-жёлтого цвета.

Красное море. Расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды, которые придают ей водоросли, растущие у берегов.

Чёрное море. Было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти чёрным. С IХ века его иногда называли Русским морем.

5. Слово учителя.

Итак, мы уточнили, что имя прилагательное обозначает признак предмета(например, цвет).

Цветными бывают не только моря, но и реки, и озёра. Есть река Белая (приток Камы), Белое озеро (Московская область, Шатурский р-н), Кирилло-Белозерский монастырь, есть Жёлтая река.

6. Слово учителя. Ну что ж, водные преграды мы преодолели. А теперь мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в долину Вкусная. Вы наверняка сразу вспомнили конфеты, пряники, халву, мармелад. Вряд ли найдётся человек, который не любил бы мороженое. В жаркий день оно кажется вкусным, холодным, освежающим, спасительным.

А вот и долина Вкусная. Различные сорта мороженого названы по тем продуктам, которые входят в их состав. Какие сорта мороженого вы знаете? Все они – имена прилагательные. Запишите их и определите, от каких частей речи они образованы.

Дети записывают в бортовых журналах. (Сливочное, молочное, фруктовое, клубничное, шоколадное, малиновое, фисташковое).

Учитель. А какой же признак обозначают эти имена прилагательные? (Вкус). Мы полакомились разными сортами мороженого.

7. Слово учителя. Теперь мы на пути к планете Разноцветная, через озеро Золотое.

Учитель:

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят!»

Назовите словосочетания с прилагательным золотой, определите разряд прилагательного.

Задание. Как вы понимаете выражение золотая рожь, золотые руки, золотое кольцо?

В каком значении употреблено в них прилагательное золотой? (Эти словосочетания записаны в ваших бортовых журналах.)

8. Появляется Прилагательное:

– Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

– Вы, конечно, узнали меня, я – Прилагательное. Я приглашаю вас продолжить путешествие вместе со мной.

– А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

(Ответ учащихся.)

Прилагательное: Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без меня, прилагательного, вы не могли бы общаться.

Учитель: А я могу без тебя обойтись. Вот послушай, какой рассказ о зиме я сочинила.

1) Утром я вышел из избушки. Всё было покрыто снегом. Деревья тихо качали ветвями, и иней звёздочками сверкал в воздухе. Долго я любовался этим видом в лесу.

Прилагательное: Ребята, неужели вам понравился этот скучный рассказ? Как украсить текст, который мы слышали? Может быть, вам помогут мои друзья – прилагательные? Вот они: ранний, зимний, лесной, белый, красивые, пушистые, блестящий, прозрачный, прелестный, глухой.

2) Новый текст учитель читает под музыку Вивальди.

Ранним зимним утром я вышел из лесной избушки. Всё было покрыто белым снегом. Красивые деревья тихо качали пушистыми ветвями, и блестящий иней звёздочками сверкал в прозрачном воздухе. Долго я любовался этим прелестным видом в глухом лесу.

9. Слово учителя Вам понравился тест? Каким членом предложения являются имена прилагательные в тексте? Для чего же мы использовали имена прилагательные?

(Ответы учащихся.)

10. Слово учителя.

Внимание! Внимание!

На экране появился неопознанный объект, он передаёт сигнал SOS (бедствие). Планета просит помощи, в результате разрушительных войн жители этой планеты забыли её название и забыли, к какому разряду относятся имена прилагательные. На доске записаны словосочетания. Ваша задача – распределить их по разрядам. Первая команда вспомнит о качественных именах прилагательных и расскажет всё об этом разряде. Вторая команда – о притяжательных, третья – об относительных.

Словосочетания: весёлые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнёзда.

(Дети записывают словосочетания в бортовых журналах, объясняют свой выбор).

Учитель. Мне кажется, что теперь жители этой планеты вспомнили всё о разрядах, но у них есть ещё одна просьба: дайте название этой планете. Из ваших названий они выберут то, которое им понравится. (Ребята предлагают, выбирают самое удачное).

11. Слово учителя.

Следующая планета, которая уже ждёт нас, - это планета Орфо. Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников.  Чтобы удачно отправиться в обратный путь, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики и Пунктографики – жители этой планеты.

В бортовых журналах записаны предложения, необходимо выполнить задания, указанные в журналах.

12. Слово учителя.

Итак, нам предстоит вернуться на нашу планету. А я думаю, что всё вы с удовольствием побывали на планетах, с удовольствием выполнили все задания, которые были вам предложены.

Учитель подводит итоги. Награждает команды медалями «За отвагу».

 

                                                                       

                                                              ПРИЛОЖЕНИЯ

Задания для 1 команды

Космическое путешествие  на планеты, расположенные в галактике «Имена прилагательные»

I. Планета Степанида

   Составить рассказ о вашей школе с использованием прилагательных в разных степенях и формах.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Планета Разноцветная.

     1. Долина Вкусная.

        _________,   _________,   _________,   _________,

        _________.

     2. Озеро Золотое.

               золотое кольцо –

III. Неопознанный объект – _____________________________

       Притяжательные

       ____________

       _____________

       _____________

       _____________

       _____________

       _____________

I\/. Планета Орфо.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните графически.

        Станцио__ый домик жался к (железно) дорожной насып_.

        Рыбу соломе__ой сетью (не) ловят.

\/. Загадки.

 

 

Задания для 2 команды

Космическое путешествие   на планеты, расположенные в галактике «Имена прилагательные»

I. Планета Степанида.

  Составить рассказ о планете Земля с использованием прилагательных в разных степенях сравнения и формах.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Планета Разноцветная.

     1. Долина Вкусная.

         _________,   _________,   _________,   _________,

         _________.

      2. Озеро Золотое.

                золотая рожь –

III. Неопознанный объект – ________________________________

       Качественные

       ____________

       ____________

       ____________

       ____________

        ___________

        ___________

  IV. Планета Орфо.

       Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните графически.

Ст_ял один из ре_ких осе__их дней с ярким со_нцем на (бледно) голубом небе.

(Не) опытный повар всегда винит печ_.

   V. Загадки.

 

Задания для 3 команды

Космическое путешествие на планеты, расположенные в галактике «Имена прилагательные»

I. Планета Степанида

   Составить рассказ о вашем городе с использованием прилагательных в разных степенях сравнения и формах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Планета Разноцветная.

     1. Долина Вкусная.

         _________,   ________,   ________,   ________,

         _________.

      2. Озеро Золотое.

                  золотые руки –

III. Неопознанный объект – ________________________________

       Относительные

        _____________

        _____________

        _____________

        _____________

        _____________

        _____________

        _____________

IV. Планета Орфо.

     Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните графически.

      Вечер, ясный, с морозцем, с (ярко) розовым закатом – к ветр_н_ой погоде.

      Возле утре__его солнца радуга – к дождю.

V. Загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...