разработки классных часов
методическая разработка по русскому языку по теме

Грига Ирина Иннокентьевна

классные часы на темы"Умеешь ли ты дружить", "Наше здоровье- наше богатство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Умеешь ли ты дружить.

Цели:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Ход занятия

1. Игра Назови по имени

2 Сообщение темы. О чём идёт речь?

«с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции;  если у вас общие интересы,  то можно назвать этих ребят – (друзьями)»

О чём будем говорить на уроке?

-Есть ли у нас друзья в классе?

 Умеем ли мы дружить?

- На эти вопросы мы сегодня попытаемся узнать ответы.

3 Беседа

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто … (Понимает меня всегда,

С кем мне хорошо

Кто мне всегда поможет

Верный человек

С кем я могу поделиться секретом)

3 Собери пословицы

Не имей сто рублей,                                а имей сто друзей.

Друга ищи,                                               а нашёл береги.

Дружба не гриб,                                       в лесу не найдёшь.

Старый друг,                                            лучше новых двух.

Дружба как стекло,                                  разобьёшь -не сложишь.

Человек без друзей,                                 что дерево без корней.

4 - Выскажите свои высказывания:

• «Друзья всегда……..»

• «Со мной можно дружить потому, что…..»

5 Выступление детей поможет вам рассказать, как должен поступать друг?  

  1. Если с другом разделил                              
    Ты свои конфеты -
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.
  2. Ты узнал чужой секрет,
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!
  3. Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты - культурный человек,
    Мировой мальчишка!
  4. Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Не достоин ты, поверь,
    Человеком зваться!
  5. Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это - просто красота,
    Только так и нужно!
  6. Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.
  7. Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже.
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

Как мы должны общаться с друзьями?  (ответы)  Мы открыли правила дружбы.  

  1. Не ссорится
  2. Уступать
  3. Не бояться просить прощения, если обидел друга
  4. Не грубить – быть вежливым
  5. Не злиться
  6. Не жадничать
  7. Помогать другу
  8. Быть честным
  9. Быть внимательным1. доверять другу;

2. делиться новостями, успехами или неудачами;

3. уметь хранить чужие тайны;

4. радоваться вместе с другом его успехам;

5. не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать её;

6. стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.

6. Игра  Хлопок

 (Добрый,  робкий,  счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный,  жадный,  красивый,  жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный собеседник, капризный, откровенный,  задира, чуткий,   легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).

  1. Просмотр видеофрагмента –Умеет ли крокодил дружить?

  1. Истории из корзины

Я принесла сегодня корзинку, в которой много различных историй. Мы попробуем найти выход из них. Работать будем по группам.

(Ребёнок выбирает историю в трёх-пяти экземплярах, чтобы все находящиеся в группе могли прочитать историю. Затем каждая группа обсудит её и скажет своё мнение).

1 ситуация.

Коля в раздевалке вешал своё пальто, его случайно толкнул другой мальчик. Коля толкнул мальчика.

Обсуждение:

- Правильно ли поступил мальчик Коля?

- Как должен был повести себя другой мальчик?

- Как повели бы себя вы? (Дети показывают карточки из интерактивной игры “Прогноз погоды”.)

- Как вы считаете поступил мальчик? (Плохо)

- Что он должен был сделать, чтобы избежать ссоры? (Извиниться)

- Что не должен был делать Коля? (Толкаться)

- Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть вежливым и аккуратным, тогда сможем избежать ссоры).

2 ситуация.

 

Девочка вешала свою куртку в раздевалке, подружка случайно наступила ей на ногу и пошла дальше. Девочка обозвала подругу.

Обсуждение:

- Почему девочки поругались?

- Что должна была сказать подруга? (Извиниться)

- Что она сделала? (Пошла дальше)

- Как поступили бы вы? (Карточки)

- Что сделала девочка? (Обозвала)

- Что должна была сделать девочка? (Замечание)

- Что сделали бы вы? (Карточки)

- Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть и аккуратным и вежливым, тогда сможем избежать ссоры).

3 ситуация

Девочке купили ролики, она пошла кататься. Подруга попросила дать покататься ей, но девочка отказала. Подруга обиделась и ушла.

Обсуждение:

- Почему девочки поругались?

- Как можно было избежать ссоры?

- Как вы думаете, если вещь принадлежит другому человеку, можно ли настаивать, чтобы её дали вам?

Вывод: не настаивай при отказе, уважай мнение других.

4 группа      Разыграй сценку

.                    Два друга.

  Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя списать.Твои действия.

5 группа

  Разыграй сценку.   Мама, я и друг.

Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.

  1. Твой друг бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты сделаешь?

9  Чтение рассказа В.А.Осеевой «Три товарища»     Резерв

Витя потерял завтрак. На перемене все ребята стали завтракать, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял.

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок бутерброда. До обеда ещё далеко.

- А ты где его потерял? – спросил Миша.

- Не знаю – тихо ответил Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок бутерброда и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

 10   – Давайте же вырастим цветок дружбы!    Лепестки

11  Предлагаю вам обвести свою ладошку на листок и написать пожелание своему другу

резерв

(Проблемные ситуации): Работаем парами – обсуждение.

  1. Твой друг допустил ошибку на доске, а ты заметил.

  1. Твой друг говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…». Что ты сделаешь?

               

Классный час "Наше здоровье- наше богатство"

Цель: создание и презентация проекта по теме: «Мое здоровье».

Задачи:

  1. формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни;
  2. обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы;
  3. развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
  4. воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.

Форма проведения: презентация проектов.

Педагогические технологии:

  1. технология сотрудничества;
  2. информационно-просветительская здоровьесберегающая технология;
  3. метод проектов.

Оборудование:

  1. плакаты;
  2. иллюстрации;
  3. цветок здоровья;
  4. рисунки детей.

Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал по своей теме, рисуют иллюстрации, самостоятельно работают с литературой, проводят исследования, создают памятки.

Ход урока

Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?

- Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

Сегодня, на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье.

Тема классного часа: «Наше здоровье - наше богатство ».

- Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками.

Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.

Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго болел и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете. Сегодня на уроке мы поможем мальчику, создадим модель цветка-здоровья. Каждый лепесток - это одно направление, над которым работали 7 групп. Ребята изучили много литературы, открывая новые знания, провели исследования, а помогали им в этом родители, учителя, специалисты. Мы работали под девизом: «Идти вперед и не сдаваться!»

Первая группа работала над темой: «Режим дня». Наш цветок начинает распускаться, появляется первый лепесток.

От того, как распланировать день зависит очень многое. О том, каким должен быть режим дня школьника расскажут ребята.

Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна).

Учащиеся представляют свой режим дня.

Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25 лет.

Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!

Учитель: Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это действительно так, ведь от того, как и что ест человек зависит его здоровье. Над этой актуальной темой работала вторая группа. Ребята нам расскажут, что относится к правильному питанию.

Появляется второй лепесток.

Выступление 2-ой группы.

Ученик: Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.

Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании.

Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 гр. белков, для детей возраста 7 – 10 лет – 79г.

Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. Для взрослого ежедневно требуется 380г. углеводов, для детей нашего возраста 310г., жиров 110 г. и 79г. соответственно.

Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий. Фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.

2–ой ученик: Следующие питательные вещества составляют целую группу.

Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita – «жизнь» с «амин», получилось слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов.

Расскажем о некоторых из витаминов (выступление ребят).

3-й ученик: Мы провели исследования и подсчитали, сколько питательных, полезных веществ содержит горячий завтрак в нашей школьной столовой, в этом нам помогли работники столовой. Мы изучили меню, которое состоит из разнообразных каш, супов, мясных и рыбных блюд, а также хлеба, хлебобулочных изделий, горячих напитков: чая, компотов. Учитывая, сколько мы получаем питательных веществ с горячим завтраком в школе, мы, вместе с родителями, составили меню на день.

Важно соблюдать правила питания. Мы составили их для вас. Эти правила вы внимательно изучите дома и хорошо запомните.

Основные правила: питаться разнообразно, в одно и то же время. Не переедать.

Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.

Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

- О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа. Ребята работали над темой: «В движении – жизнь!»

Ученик: Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело здоровым и красивым.

А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки.

- Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими, бодрыми и здоровыми.

  1. комплексы упражнений для утренней гимнастики;
  2. комплексы упражнений для исправления осанки;
  3. комплексы упражнений для глаз, зрительная гимнастика;
  4. физминутки.

2–ой ученик: Сейчас мы покажем вам и выполним один из комплексов упражнений для утренней гимнастики. (Показ).

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице. У стройного человека правильно формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Упражнение для поддержания правильной осанки.

Чтобы сохранить осанку нужно соблюдать правила.

(Ученик читает правила).

3–й ученик: Гимнастика для глаз.

Упражнение 1.

  1. Крепко закрыть глаза на 3–5 сек.
  2. Открыть глаза на 3–5 сек. (делать 6–8 раз).

Упражнение 2.

Быстрое                        моргание 1 – 2 мин.

Упражнение 3.

  1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
  2. Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек.

Чтобы сберечь зрение нужно выполнять гимнастику для глаз, а также соблюдать правила.

  1. Не читай лежа,
  2. Не наклоняйся близко при чтении,
  3. Не играй с взрывоопасными предметами,
  4. Не смотри долго телевизор,
  5. Не играй долго в компьютерные игры.
  6. Делай гимнастику для глаз.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. А если врач вам выписал очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение.

Эти упражнения и правила помогут вам стать здоровыми и быть всегда красивыми.

Учитель: В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет - правильное питание и режим дня. Четвертый секрет - ежедневный физический труд. Не случайно на первом месте – закаливание. Об этом нам расскажут ребята из четвертой группы.

Ученик: Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты. В школе мы регулярно проветриваем кабинет – это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.

Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров, закаляйся!.. «Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.

  1. Первое правило – закаливание нужно проводить систематически, то есть постоянно.
  2. Другое правило – постепенность. Встав рано, в одно и тоже время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды. Через месяц можно перейти к обливанию или душу. Начальная температура воды 30 – 35 градусов. Затем постепенно ее понижают.

Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной.

Начинают с минимальной температуры, постепенно доводя ее до максимальной.

2–ой ученик: Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться. Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе.

Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!

Учитель: Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О соблюдении чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ ребята из пятой группы.

Ученик: Люди с древних времен знали, что нужно поддерживать чистоту своего тела. В древнем Риме строились общественные бани – термы. Люди приходили сюда отдохнуть, привести в порядок тело, воспользоваться услугами парикмахера и массажиста, заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека.

Русские люди лучшим средством для соблюдения чистоты и лечения считали также баню, но их бани намного отличались от «римских». Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. А когда от пара было невмоготу, выбегали на улицу и сразу бросались в пруд или реку. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Люди до сих пор не придумали средства лучше, чем баня.

Эти интересные сведения говорят о том, что человек всегда заботился о чистоте своего тела и старался соблюдать правила личной гигиены.

- Какие правила личной гигиены вам знакомы?

Мыть руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы;

Правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку менять раз в 3 -4 месяца;

Не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;

Ухаживать за ногтями и волосами, ногти необходимо один раз в неделю подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже одного раза в неделю мыть волосы с шампунем;

Содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, Ежедневно делать влажную уборку.

Во время и после водных процедур мы используем средства личной гигиены. Важно помнить, что эти вещи должны быть у каждого свои. Как вы думаете, почему?

- Потому что через эти предметы можно заразиться.

А сейчас такое задание:

Вы должны определить, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. (выдаются предметы для трех групп: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка).

Вывод: Соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие годы.

Учитель: Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению организма, подготовили материал ребята из шестой группы.

Ученик: Скажите, что вы делаете по привычке?

Какие привычки вы назвали, если их обозначить одним словом?

- Полезные привычки.

Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название опасные, вредные привычки.

2–ой ученик: Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается!

Существует другая, не менее опасная привычка – алкоголизм. Многие взрослые страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно начинают отказывать печень, желудок и другие органы человеческого организма. Для детей этот вред втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело болели.

Но самая страшная болезнь нашего века – это наркомания.

Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ - наркотиков. Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток, слабые или очень любопытные люди, вскоре переходят к более сильным наркотическим веществам. Этим они разрушают свое здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, эти люди наносят себе страшные ранения, совершают преступления. Многие из них не доживают и до 30 лет. Избавиться от этой зависимости очень трудно, часто невозможно.

Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.

Вывод: НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и соблюдай полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье.

Итог. Учитель: Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его.

Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые любят нас и видят каждый день.

Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом. Думаю, что все вы узнали для себя много нового и уйдете с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно вести себя в отношении своего здоровья.



Предварительный просмотр:

Тема мастер- класса:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

«ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

 Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Задачи: 
• передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.

Употребляя различные методы обучения, тем самым  развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо  тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология.

Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова». При объяснении данной орфограммы я использую

1.схематично – рисуночную мнемотехнику.

ПОД УДАРЕНИЕМ

Учащиеся рисуют опорную схему  и формулируют  правило

  (Полнее: В корне после шипящих пишем Ё, если

- под ударением слышим О

- можно подобрать однокоренное слово с Е   Шёлк – шелковистый

                                                                  Жёлудь – желудёвый

Чёрный – чернеть

Жёлтый – желтеть)

Слова-исключения.

В учебнике 5 класса в правиле их всего пять. Я сразу даю много, часть из них дети находят в словаре.  Составляем рассказ из слов – исключений.

ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ КРЫЖОВНИКА,  пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК.  

ДЖОУЛЬ, ШОРЫ, ШОРНИК, ШОМПОЛ, ЧОХ, ЧОХОМ.

Дети нашли слова АРТИШОК, КРЮШОН, ХАРЧО, КОРНИШОН.

На закрепление можно применить загадки.

В корне слова под ударением

В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок.
ёлудь)

В тесной избушке
Ткут холсты старушки.
 (Пчёлы)

В корне слова без ударения

Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет?
онглер)

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
оссе)

Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак.
офёр)

Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника –  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

-Предлагаю Вам самим  по аналогии составить схемы-рисунки к словам, которые у детей вызывают затруднения в написании.

            

РОМАШКА, ОБЕД, ВОСТОК.

2) Рифмовки. Общность ударений

 Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.

-Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.

ЗвонИт, положИл,  баловАться, включИт, недУг, красИвее, ворожеЯ, цемЕнт, квартАл, твОрОг.

        1). Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;

2). Коль поло'жил, значит – ложь,

А зачем тогда ты врешь.

Помни: положи'л и жил

        3). Хватит балова'ться,

        Будем улыбаться.

4). Он свет включи'т,

Аж проводка трещит

        5). Пусть неду'г

        Обойдет твоих подруг

6). Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси

        7). Ворожея', да жаль – не я.

8). Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

9). Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

10). Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.

Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

  1.  Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты
  2. Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
  3. В детской сказке колобок без чулок и без сапог, 
    Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

-Предлагаю Вам составить рифмовки для запоминания по аналогии с теми, которые вы слышали со словами: каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг), тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).

- Давайте попробуем вспомнить глаголы-исключения из I спряжения.

Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать,ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на Е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.

3. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

При изучении орфограммы «Правописание приставки ПРЕ- и ПРИ-» уместно использовать игровой прием. Например:

Учитель: Сегодня на имя нашего класса пришла телеграмма. Вот только незадача, видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить потерянные буквы.

Пр..бываем в Аткарск на поезде, который пр…бывает ровно в 8.00 на пригородный вокзал. В 9.30 , если не возникнут непредвиденные обстоятельства, будем в школе и сможем преступить к работе.

С пламенным пр.ветом, пр..ставки ПРЕ- и ПРИ-.

Чтобы легче запомнилось правило предлагаю для запоминания стихотворение

При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку

Что – то я соединяю (соединение),

И к чему – то приближаю (приближение),

Рядом, близко я стою (близость)

И неполно делаю (неполное действие).

Есть другой вариант.

Прибежал я – приближенье,

 Вот приклеил объявленье – это присоединенье,

Чуть присел – неполнота действия обычного…

На пришкольном стадионе,

Что здесь необычного?

Пре –

Мама Пере - , папа Очень,

Дочка Пре- помочь им хочет,

Коль недуг одолевает –

Дочка вмиг их заменяет.

Пре – приставка утром рано

По секрету рассказала:

Слово очень мне родня,

Пере – вот моя семья.

Нередко предлагаю сказку, которая также служит тому, чтобы дети запомнили значение данных приставок.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре- 
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. 
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки Пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется. 
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о, чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный». 
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше. 

Еще одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников,  «Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)», в которую сейчас мы с вами и поиграем.

   Например:

1) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное

слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

2) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

3) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под

ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

4.  Проблемно-поисковый метод применяю при работе со словарем.

Эрудит (работа со словарем)

Могут быть разные варианты заданий

1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

2. Объясни разницу в значении слов.

- Какое слово спряталось за определением?

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

-Давайте вместе с вами сейчас попробуем вспомнить правописание словарных слов.

(На слайде словарные слова с пропущенными буквами, вставить буквы).

-Предлагаю пройти интерактивный тест.

Чем мне нравится подобная работа.

Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.  

Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит  формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной. 

Свой мастер-класс я хочу закончить словами

Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Опыт работы

 учителя русского языка и литературы

Грига Ирины Иннокентьевны

по теме «Развитие  творческих способностей

на уроках русского языка и литературы»

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".

В.А.Сухомлинский

    Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

    Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

    Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.            Тема моего опыта  работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".

    Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  1. снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  2. отсутствие нравственного ориентира.

     Следовательно, цель моей работы:  развитие  творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:

  1. воспитывать   всесторонне развитую, гармоничную, творческую личность;

  1. развивать исследовательские умения: работать с научно-популярной литературой, сетью Интернет, составлять сообщения, доклады, сказки, ребусы и др.

  1. воспитывать высоконравственную личность.

      В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

      Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс.

   Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

    Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

   Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

   Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии» я предлагаю из данного текста  выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем сильные учащиеся проверяют качество ее выполнения у ребят по парте, а потом результаты выполненного задания обсуждаются в классе.

   На следующем этапе урока учащиеся должны пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте.

     В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

   На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается  тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

Глава 1. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

   Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

    В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:

  1. написание сочинений, изложений.
  2. рецензирование сочинений;
  3. игры;
  4. ребусы,  кроссворды.
  5. творческие задания на дом;

     Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

    Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".

    Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Глава 2. Уроки развития речи.

    Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

    Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:

1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.

   Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свои сказки, идея моя была встречена с оптимизмом. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

    Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

3. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

4. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта. 5. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

    Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка.  Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

    В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

    Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

    Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9 классе.

Глава 3. Использование игр на уроках.

    Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

    Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион". Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.

Нужна ли игра на уроках русского языка и литературы?

   Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение- «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование  «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника.

    В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она –хлеб насущный .  Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания».        Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

    Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема : как повысить грамотность учащихся.

    Каждый учитель  знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать?  Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции - ошибка исключена , в слабой – внимание! –можно допустить ошибку. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ.  В своей работе я стала чаще использовать орфографически насыщенные  рифмованные упражнения , алгоритмы и тестовые задания .  Элементы занимательности   применяю неожиданной для учащихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока          (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и , конечно же,  игры : «кто больше», «слово рассыпалось»,  «подберите пару», «аукцион»,  «слоговое лото», «слова-невидимки» и т.д. .

     В последнее время в методической литературе чрезвычайно много         внимания уделяется  моделированию уроков инновационного типа. Урок, заявленный как урок – игра,  презентация, урок- фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают  акцент на занимательности и стимулирования интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. В моей практике насчитываются  такие виды нетрадиционных уроков, как урок- инсценирование,  урок-репортаж, урок-расследование, урок-диспут и т.д.

Каким образом заинтересовать ребят промежуточным контролем знаний?

    Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре «Путешествие в страну Причастие» (7 класс), радует и восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, тем самым, как мне кажется, внушаю детям мысль: «интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы».  Использую разные виды диктантов: графический, цифровой, зашифрованный.  

    В заключении отмечу, что в качестве приемлемых и продуктивных форм промежуточного контроля  я использую сюжетно-ролевые игры,  инсценирование отрывков из произведений. Для того, чтобы справиться с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением, внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Для меня,   убедившейся в том, что  мои ученики не только многому научились, но и полюбили  мой предмет, такая система контроля стала настоящим открытием.

Глава 4. Формы проведения творческих уроков.

    Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям Словотворск, Сказуменция, Подлежащиха, Звукогорск.

    В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

    Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.

    Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.

   Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники.        Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в моей практике получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений.        Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов мне помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал.

     По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию - бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы - вред, вместо радости - отчаяние. Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.

    Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году". Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

     Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

   Особое предпочтение отдаю урокам литературы, посвященным анализу художественных произведений, работе над текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам).

    Всегда тщательно подбираю вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, высказывать свое мнение, порой в дискуссии открывать истину. Стараюсь ставить ребят в ситуации выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос.

   Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Использую творческие дифференцированные задания.   Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного  произведения с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, написать стихотворение, составить киносценарий эпизода, создать эскизы декораций к спектаклю, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру.

  На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

     Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать. Всегда нахожу время поинтересоваться о настроении учащихся после урока в  интересной, занимательной форме.

     Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, учащиеся искреннее поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего.

Заключение.

    Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

   Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

   Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

    Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

    На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

    Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:

1. Мои дети могут свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.

2. Ученица Коневина Вера пишет стихи с 1 класса.

3.Положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний.

4. Увеличилось качество знаний учащихся по предмету:

Предмет

2008 – 2009

2010 – 2011

Успеваемость

качество

Успеваемость

качество

Русский язык

100%

60%

100%

68%

Литература

100%

75%

100%

78%

5. Также мои выпускники успешно сдают ЕГЭ,ГИА по русскому языку и литературе :

Результаты ЕГЭ по русскому языку:

2010 – 2011

Успеваемость

качество

100%

70%

 Результаты ГИА по русскому языку:

2008 – 2009

Успеваемость

качество

100%

60%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...