Планирование по русскому языку и литературе для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Волкова Ольга Викторовна

Тематическое планирование по русскому языку для учебника под ред. Гольцовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 11 класс. Базовый и профильный уровень

                                                          (68 ч  и 102 ч)

             

              Повторение и обобщение пройденного в 10 классе (2ч  и 5ч)

       

          Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках.  Взаимосвязь языковых единиц всех уровней языка.

               

                                         Синтаксис и пунктуация (40ч и  55ч)

     

        Обобщающее повторение синтаксиса. Единицы синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения. Типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

       Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

       Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

       Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

       Синтаксический разбор словосочетания. Простого и сложного предложений, предложений с прямой речью.

                                       Стилистика. Анализ текста (16ч и 22ч)

       

        Культура речи. Ораторское искусство. Функциональные стили речи, их особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи, их использование в собственной речи. Очерк, эссе.

        Общая характеристика художественного стиля речи (языка художественной литературы). Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Основные типы тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной  формы. Образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

        Научный стиль речи. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и  синтаксические особенности научного стиля. Терминология при анализе текстов. Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана.

        Официально-деловой стиль. Признаки стиля. Правила написания деловых бумаг. Канцеляризмы.

         Разговорный стиль. Особенности разговорной речи. Разговорная  речь в текстах художественной литературы.

      Повторение и обобщение пройденного в 11 классе  (10ч и 20ч)

Повторение и обобщение языкового материала при подготовке к ЕГЭ. Анализ текстов разной типологической  и стилистической принадлежности.

Подготовка к написанию сочинения.

                       

                                                                        10 класс. Профильный уровень

                                                                                               (102 ч)

                                                                  Лексика. Фразеология. Лексикография  (19ч)

             Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая, книжная. Активный и пассивный словарный запас. Индивидуальные новообразования, использования их в художественной речи.

             Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы, поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

             Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные  синонимы м антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

                                                                       Фонетика. Графика. Орфоэпия  (5ч)

           

           Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения  в стихотворной речи.

           Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

                         

                                                                      Морфемика и словообразование (4ч)

         Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

                                                                                     Орфография (21ч)

         Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

                                                                                       Морфология (45ч)

          Обобщающее повторение  морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции

          частей  речи. Нормативное употребление форм слова.

          Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

                                                                     Повторение  и обобщение пройденного в 10 классе (8ч)

                                                                                Обобщение и систематизация изученного.

                               

  ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

По окончании 11 класса учащиеся должны:

  1. иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
  2. владеть читательскими умениями, достаточными для  продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
  3. уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением  собственных суждений о прочитанном – в устной и письменной формах;
  4. выявлять подтекст;
  5. владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
  6. производить фонетический, лексический, словообразовательный и др. виды разборов;
  7. уметь составлять план, тезисы, конспект текстов любого стиля речи;
  8. писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
  9. писать отзыв о художественном произведении, о публицистических и научно-популярных статьях;
  10. участвовать в диспуте, дискуссии;
  11. иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

 Тематическое планирование  по русскому языку  для 11 класса.  Профильный  уровень.


   №

урока





            Тема урока


  Количество

       часов


   Основные    

   термины и

      понятия


Внутри-предметные   связи


Практические

      навыки


             Вид

промежуточного

          контроля


    Домашние    

       задания


    Дата

проведения


  1-4

Повторение и обобщение  пройденного в 10 кл.


         4

Основные разделы языка, основные языковые единицы

Язык как система, взаимосвязь единиц всех уровней языка

Грамматические разборы, повторение основных правил правописания

Словарный диктант

   



    5

Контрольный диктант

 



           1

Подведение итогов уроков повторения и обобщения пройденного в 10 классе






    6

Синтаксис    и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.






           1

Синтаксис, единицы синтаксиса, предложение, словосочетание, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания и их функции.

Части речи и члены предложения, единицы морфологии и единицы синтаксиса

Пунктуационный анализ предложения, обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на их функции


Парагр. 66

   


     7







Словосочетание как синтаксическая единица



          1

Словосочетание;

типы с/с по структуре, единицы с/с

Синонимия с/с разного грамматического строения

Порядок синтаксического разбора с/с

Параг.67




  8 - 9


Виды синтаксической связи




         2


С/с, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор с/с


Синонимия с/с


Синтаксический разбор с/с, изменение имен числительных


Параг.68

 





   10

Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений






          1

Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные

с/с, грамматическая основа

Порядок синтаксического разбора предложения, знаки препинания в конце предложения, пунктуационный разбор

Параг.69

 



   11

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.




         1

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные; утвердительные-отрицательные

Текст, его структура и предложения разных видов

Характеристика предложений, пунктуационный разбор, повторение орфографии и пунктуации

Параг.70-72

 


  12

Готовимся к ЕГЭ

          1

Элементы анализа текста

Проверка правописных навыков и умений

Анализ текста, вар.А



13-14








Виды предложений  по структуре. Двусоставные и односоставные предложения



          2

Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения

Морфология: знаменательные части речи. Способы выражения подлежащего и сказуемого

Морфологические разборы слов разных частей речи, тире между подлежащим и сказуемым

Сочинение-миниатюра

Параг.73-74





   15


Распространенные и нераспространенные предложения





          1


Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство; приложение


Лексика: прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова


Синтаксический разбор предложения




Параг.75



   16

Полные и неполные предложения



            1

Структурная неполнота предложений

Лексика: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы

Пунктуационный разбор предложения, тире в неполном предложении

Параг.76






   17

Постановка тире в простом предложении






            1

Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация

Пунктуационный анализ; изобразительно-выразительные средства языка, интонационный рисунок простого предложения

Выявление структуры грамматической основы, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, интонационное тире

тест

Параг.77-78






   18








Повторение и обобщение изученного по теме «Простое предложение»






           1

Предложение простое и осложненное

Виды синтаксической связи

Пунктуационный анализ предложения, обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на их функции

Анализ текста



   19






Диктант по теме «Простое предложение»



           1

Проверка правописных навыков и умений




20-21


Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами (ОЧ)




         2


Однородные и неоднородные члены предложения


Синтаксис: с/с, строение с/с; стилистика, культура речи: употребление предложений с ОЧ


Синтаксический разбор ПП; знаки препинания при ОЧП; знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях


Параг.79-81


   22

Готовимся к ЕГЭ


          1

Акцентологические нормы, анализ текста

Анализ текста



    23

Знаки препинания при ОЧ, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами



          1

ОЧП

Морфология: союзы, типы союзов

Синтаксический разбор ПП; знаки препинания при ОЧП

Параг. 82, 83



  24

Обобщающие слова при ОЧП



          1

Обобщающие слова при ОЧП

Синтаксический разбор ПП, знаки препинания при обобщающих словах и ОЧ

Параг.84




25-26

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения




          2

Обособленные ЧП, обособленные определения

Морфология: имена прилагательные, имена сущ. (морфологическая форма выражения определения)

Обособление согласованных и несогласованных определений, определение главного и зависимого слова

Сочинение-миниатюра

Параг.85



   27

Обособленные приложения



          1

Приложения, обособленные приложения

Синтаксис: приложения как ВЧП, морфология: морфологическая форма выражения приложения

Анализ структуры ПП, знаки препинания при  обособленных приложениях

Параг.86




28-29

Обособленные обстоятельства о дополнения








           2

Обстоятельства, дополнения, обособление

Стилистика, культура речи: изобразительные возможности обособленных ЧП

Анализ структуры ПП, знаки препинания при одиночных и распространенных обстоятельствах, при обособленных

дополнениях



Параг.87,

88


   30

Лингвистический анализ текста


           1

Тема, главная мысль, звукопись

Лексика, морфология, синтаксис

Анализ текста вар.В



   31

Уточняющие, пояснительные, присоединительные ЧП



           1

Уточняющие, пояснительные, присоединительные ЧП

Стилистика, культура речи: синонимия обособленных членов предложения

Анализ структуры ПП, знаки препинания при уточняющих, присоединительных и пояснительных  ЧП  

тест

Параг.89


   32

Лингвистический анализ текста


           1

Проверка навыков правописания и грамматических разборов

Анализ текста вар.С


   33

Знаки препинания при сравнительном обороте (СО)


           1

Сравнительный оборот и способы его присоединений

Морфология. Сравнительные союзы, орфография

Условия выделения запятыми СО

Параг.90



   34





35-36

Знаки препинания при обращениях





Вводные слова и вставные конструкции


 

           1





          2

Грамматические конструкции, не являющиеся ЧП. Обращения.



Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению

Стилистика, культура речи: обращения в текстах разных стилей


Смысловые оттенки, которые придают предложению вводные слова и вставные конструкции

Анализ структуры ПП, знаки препинания при обращениях



Различение вводных слов и омонимичных им конструкций, знаки препинания при них







Схематический диктант

Параг.91






Параг.92





37-38

Повторение и обобщение по теме «Простое предложение»





          2

Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений


   39

Готовимся к ЕГЭ

         

           1

Анализ текста вар.АВ


   40

Контрольный диктант(тест) по теме «Простое предложение»


          1



41-42

Сложные предложения (СП), знаки препинания в сложносочиненном (ССП) предложении



           2

СП, типы СП

Морфология, типы подчинительных и сочинительных союзов

Синтаксический разбор СП, знаки препинания в ССП

Параг.94,

95



43-44

Знаки препинания в СПП  с одним придаточным



          2

СПП, главная часть, придаточная часть, виды придаточных

Синонимия простых осложненных предложений и СП

Синтаксический разбор СП, знаки препинания в СПП с одним придаточным

Схематический диктант

Параг.96

  45





Готовимся к ЕГЭ

          1

Элементы анализа текста

Анализ текста вар.С






46-47

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными






          2

Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение  и смешанное подчинение, параллельное подчинение

Синонимия синтаксических конструкций

Анализ структуры СПП, знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Параг.97


    48

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)


          1

БСП, значение частей БСП

Синонимия разных типов синтаксических конструкций

Анализ структуры СП, знаки препинания в БСП

Параг.98


49-51

Сложные предложения с разными видами связи (ПРВС)


          3

Сложная синтаксическая конструкция

Изобразительно-выразительные возможности ПРВС

Анализ структуры СП, знаки препинания в ПРВС

Схематический  диктант

Параг.98,

99



52-53

Период. Знаки препинания в периоде



           2

СПРВС. Период, знаки препинания в периоде

Лексика: изобразительно-выразительные средства речи, выразительные возможности периода

Знаки препинания в периоде


  54

Проверочный диктант по теме «СП»

         

          1



  55

Способы передачи чужой речи



           1

Чужая речь, прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь

Синтаксис: повторение обращения. Морфология: повторение частей речи

Прямая речь, диалог, единицы прямой речи, знаки препинания при передаче чужой речи

Параг.100,

102



   56


Знаки препинания при цитатах

       


          1

Цитата,  способы оформления цитат

Эпиграф. Способы его оформления. Стилистика: цитаты разных стилей

Анализ структуры СП, знаки препинания при цитатах

Параг.103



   57

Сочетание знаков препинания



           1

Знаки препинания(ЗП) сочетание  ЗП, факультативные ЗП, альтернативные ЗП, вариативные знаки  

Стилистические возможности ЗП

Анализ структуры ПП и СП, сочетание ЗП

Параг.104, 105


  58

Авторская пунктуация


          1

Авторские ЗП

Экспрессивно-стилистические функции авторских ЗП

Анализ текста, постановка авторских ЗП

Анализ текста

Параг.106


59-60

УРР  Сочинение


          2

Создание связного монологического высказывания на заданную тему



   61

Стилистика. Культура речи.



           1

Речевые нормы

Орфоэпия. Словообразование

Лексика. Морфология. Синтаксис

Анализ текста

Параг.107-109


62-64

Готовимся к ЕГЭ


           3

Анализ текста вар.А

 

   65

Культура речи. Ораторское искусство


           1

Качество хорошей речи

Риторика

Анализ текста

Параг.110


   66

Функциональные стили и их особенности


            1

Функциональные стили и их особенности

Лексика

Анализ текста

Параг.101-115



67-71

Научный стиль речи



            5

Научный стиль, жанры НС

Правила цитирования, термины

Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана

Параг.111


72-75




Официально-деловой стиль речи


           4

Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры

Канцеляризмы

Правила написания деловых бумаг

Параг.112



76-83

Публицистический стиль речи



           8

Публицистический  стиль речи, признаки стиля, жанры

Эмоционально-экспрессивная лексика, вводные слова, обращения

Работа со словарями

Параг.113



84-86

Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля



           3

Особенности разговорной речи.

Литературно-художественная речь

Междометия, звукоподражание

Фразеологизмы. Изобразительно-выразительные средства речи

Морфологический разбор.

Лексический анализ текста

Сочинение-миниатюра

Параг.114,

115

87-102

Повторение и обобщение пройденного

         

          16

Анализ текста

тест

Параг.116


Итого



       102ч

Тематическое планирование  по русскому языку  для 11 класса. Базовый  уровень.


   №

урока





            Тема урока


  Количество

       часов


   Основные    

   термины и

      понятия


Внутри-предметные   связи


Практические

      навыки


             Вид

промежуточного

          контроля


    Домашние    

       задания


    Дата

проведения


  1-2

Повторение и обобщение  пройденного в 10 кл.


         2

Основные разделы языка, основные языковые единицы

Язык как система, взаимосвязь единиц всех уровней языка

Грамматические разборы, повторение основных правил правописания

Словарный диктант






    3

Синтаксис    и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.






           1

Синтаксис, единицы синтаксиса, предложение, словосочетание, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания и их функции.

Части речи и члены предложения, единицы морфологии и единицы синтаксиса

Пунктуационный анализ предложения, обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на их функции


Парагр. 66

   


    4










Словосочетание как синтаксическая единица



          1

Словосочетание;

типы с/с по структуре, виды подчинительной связи в с/с

Синонимия с/с разного грамматического строения

Порядок синтаксического разбора с/с

Параг.67,

68




  5-6


 Предложение как единица синтаксиса




         2


 Предложение: типы П по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию ВЧ и т.д.


 Морфология: морфологические способы выражения главных и ВЧП. Интонирование П разных типов


 Порядок синтаксического разбора предложения, знаки препинания в конце предложения, пунктуационный разбор


Параг.

69-73,

75-76

 



   7

Постановка тире в простом предложении




         1

 Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация

Пунктуационный анализ; изобразительно-выразительные средства языка, интонационный рисунок простого предложения

 Выявление структуры грамматической основы, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, интонационное тире

тест

Параг.

74,77,78

8-9


Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами (ОЧ)




         2


Однородные и неоднородные члены предложения


Синтаксис: с/с, строение с/с; стилистика, культура речи: употребление предложений с ОЧ


Синтаксический разбор ПП; знаки препинания при ОЧП; знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях


Параг.

79-81



10




Знаки препинания при ОЧ, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами



          1

ОЧП

Морфология: союзы, типы союзов

Синтаксический разбор ПП; знаки препинания при ОЧП

Параг.

82, 83



   11

Обобщающие слова при ОЧП



          1

Обобщающие слова при ОЧП

Синтаксический разбор ПП, знаки препинания при обобщающих словах и ОЧ

Параг.84



 12-13

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения




          2

Обособленные ЧП, обособленные определения

Морфология: имена прилагательные, имена сущ. (морфологическая форма выражения определения)

Обособление согласованных и несогласованных определений, определение главного и зависимого слова

Сочинение-миниатюра

Параг.85




  14

Обособленные приложения



          1

Приложения, обособленные приложения

Синтаксис: приложения как ВЧП, морфология: морфологическая форма выражения приложения

Анализ структуры ПП, знаки препинания при  обособленных приложениях

Параг.86





15-16

Обособленные обстоятельства о дополнения








           2

Обстоятельства, дополнения, обособление

Стилистика, культура речи: изобразительные возможности обособленных ЧП

Анализ структуры ПП, знаки препинания при одиночных и распространенных обстоятельствах, при обособленных

дополнениях



Параг.87,

88



   17

Уточняющие, пояснительные, присоединительные ЧП



           1

Уточняющие, пояснительные, присоединительные ЧП

Стилистика, культура речи: синонимия обособленных членов предложения

Анализ структуры ПП, знаки препинания при уточняющих, присоединительных и пояснительных  ЧП  

тест

Параг.89


  18





Знаки препинания при сравнительном обороте (СО)


           1

Сравнительный оборот и способы его присоединений

Морфология. Сравнительные союзы, орфография

Условия выделения запятыми СО

Параг.90



    19

Знаки препинания при обращениях





 

           1



Грамматические конструкции, не являющиеся ЧП. Обращения.


Стилистика, культура речи: обращения в текстах разных стилей

Анализ структуры ПП, знаки препинания при обращениях







Параг.91






20-21

Вводные слова и вставные конструкции


          2

Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению

Смысловые оттенки, которые придают предложению вводные слова и вставные конструкции

Различение вводных слов и омонимичных им конструкций, знаки препинания при них

Схематический диктант

Параг.92


   22

Контрольный диктант(тест) по теме «Простое предложение»


          1



23-25

Сложные предложения (СП), знаки препинания в сложносочиненном (ССП) предложении



           3

СП, типы СП

Морфология, типы подчинительных и сочинительных союзов

Синтаксический разбор СП, знаки препинания в ССП

Параг.94,

95



26-28

Знаки препинания в СПП  с одним придаточным



          3

СПП, главная часть, придаточная часть, виды придаточных

Синонимия простых осложненных предложений и СП

Синтаксический разбор СП, знаки препинания в СПП с одним придаточным

Схематический диктант

Параг.96

29-31










Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными






          3

Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение  и смешанное подчинение, параллельное подчинение

Синонимия синтаксических конструкций

Анализ структуры СПП, знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Параг.97

32-34

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)


          3

БСП, значение частей БСП

Синонимия разных типов синтаксических конструкций

Анализ структуры СП, знаки препинания в БСП

Параг.98

35-37

Сложные предложения с разными видами связи (ПРВС)


          3

Сложная синтаксическая конструкция, период

Изобразительно-выразительные возможности ПРВС

Анализ структуры СП, знаки препинания в ПРВС

Схематический  диктант

Параг.98,

99


   38

Контрольный диктант (тест) по теме «СП»


          1



   39

Способы передачи чужой речи



           1

Чужая речь, прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь

Синтаксис: повторение обращения. Морфология: повторение частей речи

Прямая речь, диалог, единицы прямой речи, знаки препинания при передаче чужой речи

Параг.

100-102



   40

Знаки препинания при цитатах

       


          1

Цитата,  способы оформления цитат

Эпиграф. Способы его оформления. Стилистика: цитаты разных стилей

Анализ структуры СП, знаки препинания при цитатах

Параг.103



   41

Сочетание знаков препинания



           1

Знаки препинания(ЗП) сочетание  ЗП, факультативные ЗП, альтернативные ЗП, вариативные знаки  

Стилистические возможности ЗП

Анализ структуры ПП и СП, сочетание ЗП

Параг.

104, 105


   42




Авторская пунктуация


          1

Авторские ЗП

Экспрессивно-стилистические функции авторских ЗП

Анализ текста, постановка авторских ЗП

Анализ текста

Параг.106






43-45






Стилистика. Культура речи.

Ораторское искуство



           3

Речевые нормы Качество хорошей речи

Орфоэпия. Словообразование

Лексика. Морфология. Синтаксис. Риторика

Анализ текста

Параг.107-109,110


46-48


Готовимся к ЕГЭ

         

           3




49-51

Функциональные стили и их особенности Научный стиль речи Официально-деловой стиль речи


           


           3

Функциональные стили и их особенности Научный стиль, жанры НС Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры

Лексика Правила цитирования, термины Канцеляризмы

Анализ текста Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана

Параг.101-115



52-56

Публицистический стиль речи



           5

Публицистический  стиль речи, признаки стиля, жанры

Эмоционально-экспрессивная лексика, вводные слова, обращения

Работа со словарями

Параг.113

57-58

Готовимся к ЕГЭ

           2

59-68

Повторение и обобщение пройденного

         

          10

Анализ текста

тест

Параг.116

Итого

        68ч

 Литература ХХ века

                                   Введение (2ч и 2ч)

    Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ    

столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России  в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие РЛ: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противостояло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

  Литература начала ХХ века. Писатели - реалисты начала  ХХ века.

                                             (15ч и 28ч)

                                             И.А.Бунин  

             Жизнь и творчество (обзор). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

             Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Кавказ». Своеобразие лирического повествования в прозе Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско».Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской  прозе. Своеобразие художественной манеры писателя.

                                           А.И.Куприн

             Жизнь и творчество (обзор). Повести « Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет»

 (по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся» и «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Поэтика рассказа. Символическое звучание  детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве Куприна.

                                         Л.Н.Андреев

              Реалистические и декадентские тенденции в творчестве писателя. Рассказы  и повести «Большой шлем», «Стена», «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот», «Тьма», «Баргамот и Гараська»                                                     

                                    Максим Горький

              Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль» Романтический пафос и суровая правда рассказов Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Лары. Особенности композиции.

              Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления  унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

  Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века

                                                  (3ч и 3ч)

 Б.Шоу «Пигмалион», Г.Аполлинер «Мост Мирабо». Гуманистическая направленность  произведений зарубежной литературы ХХ века.

                     Серебряный век русской поэзии (43ч и 75ч)

                                                                   Символизм

              Истоки русского символизма. Обзор основных направлений и имен. «Старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт; «младосимволисты»: А.Белый, А. Блок. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.

                                                                    Акмеизм

               Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира.  Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию ХХ века.

                                                                    Футуризм

              Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.Маяковский,В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Пастернак). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

А.Блок «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути…», «Стихи о Прекрасной даме», «Двенадцать»

                 Темы и образы ранней поэзии. Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в худ.мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

                 История создания поэмы «Двенадцать» и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность худ.мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Влияние Блока на русскую поэзию ХХ века.

                                                         

Новокрестьянская поэзия (обзор)

               Н.Клюев. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.

                С.Есенин. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Песенная основа его поэтики. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни.

                                                             Литература 20-х годов

           

          Общая характеристика литературного процесса. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (Блок, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Маяковский)

               В.Маяковский. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Поэтическое новаторство. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Своеобразие любовной лирики. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

                                                             Литература 30-х годов

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама,Е.Замятина, И Бабель

                                   М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» ( 6ч и 15ч)

История  создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

                                            А.П.Платонов (2ч и 3ч)

«Котлован», «Усомнившийся Макар» Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Утопические идеи «общей жизни». Необычность языка и стиля Платонова.

                                   М.А.Шолохов  «Тихий Дон» (6ч и 15ч)

Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон2 – роман-эпопея о всенародной трагедии.. Система образов романа. Семейная тема в романе. Образ главного героя. Женские судьбы в романе. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Художественное время и художественное пространство в романе.

                     Обзор русской литературы второй половины ХХ века

                                                           ( 25ч и 29ч)

Творчество А.Твардовского, В.Шаламова (« Колымские рассказы»), А.Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»), В.Шукшина, В.Быкова («Сотников»), В.Распутина ( «Прощание с Матерой»), Н.Рубцова, Р.Гамзатова, И.Бродского, Б.Окуджавы, А.Вампилова («Утиная охота»), В.Астафьева («Царь-рыба»).

Основная проблематика (военная тематика, «лагерная проза», сохранение природных богатств) литературы второй половины ХХ века.

   Требования к уровню  подготовки выпускников

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать/  понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных  литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 в.в., этапы их творческой эволюции;
  4. историко–культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  6. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства  языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные  темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведений;
  6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  9. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  10. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  11. составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
  12. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов. Указаны использование ИКТ на уроках, уроки развития речи, контрольные работы, внеклассное чтение....

Тематическое планирование по русскому языку и литературе 5 класс

Тематическое планирование по русскому языку и литературе 5 класс по программе Разумовской М.М....

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.

Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...

календарно - тематическое планирование по русскому языку и литературе 9 класс

календарно - тематическое планирование по русскому языку и литературе 9 класс...

Рабочая программа, календарное планирование по русскому языку и литературе 9 класс

Рабочая программа, календарное планирование по русскому языку и литературе 9 класс...