разработка открытого урока
методическая разработка (русский язык, 6 класс) на тему

Монгуш Елена Викторовна

урок русского языка в 6 классе национальной школы на тему "образование сравнительной степени имен прилагательных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Турана

Разработка открытого урока

 по русскому языку в 6 классе

                                                                                                             Разработала и провела

                                                                                                       Монгуш Елена Викторовна

Урок русского языка в 6 классе

(изучение нового материала)

Тема урока: Образование сравнительной степени имени прилагательного.

Цели урока:

Образовательная: дать понятие о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;

Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: м/медийный проектор, интерактивная доска, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Отчет дежурного.

(Слайд 1.)

Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет.

 Он бежит себе в волнах,

 На раздутых парусах.

II. Постановка целей и задач.

Слово учителя: Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-путешествие по стране «Морфология», по острову  «Имя прилагательное». Во время путешествия вам могут встретиться незнакомые слова: мачта, гавань, лингвистика, рефлексия.

Словарная работа: (Слайд 2,3.)

Гавань - прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов.

Мачта – вертикальная металлическая конструкция на палубе. На парусных судах мачты – служат для постановки парусов.

Лингвистика – наука о языке, его строении, функционировании и историческом развитии.

Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание.

- Все мальчишки и девчонки мечтают о путешествиях. И вы, я думаю, не исключение. А каким должен быть путешественник? Какими качествами он должен обладать? (Ответы. Отважный, храбрый, любознательный, красивый, активный…) Вы только что приводили примеры. К какой части речи относятся слова, которыми вы охарактеризовали путешественника?

(Слайд 4.)

- Вспомните, пожалуйста, какая часть речи называется именем прилагательным? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Чей?...)

– Как изменяется имя прилагательное?

(У солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)

- А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

-  Перед вами три корабля. (Слайд 5) Попробуйте найти в них отличия.

 - Рядом с кораблями написаны цепочки слов.

маленький – меньше – более маленький;

быстро – … – …

высокая (мачта) – … – …

– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?

– Продолжите вторую цепочку. Один корабль быстрый, второй – …, третий – … .

– Поработаем с третьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у третьего – …?

В процессе работы.

 -  Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Образование сравнительной степени имени прилагательного». (Слайд 6.)

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Цель нашего путешествия – узнать способ образования сравнительной степени имени прилагательного. Во время путешествия вы будете сравнивать и анализировать, делать выводы, приобщаться к культуре речи.

А теперь, откройте тетради, запишите число и тему урока: ««Образование сравнительной степени имени прилагательного»». (Слайд 7).

III. Изучение нового материала.

 

- Итак, вперед, покорять морские просторы!

Ребята, как и полагается путешественникам, у нас есть специальная карта. (Слайд 8.)

- Первая наша гавань  «Исследовательская». Наша задача узнать, как образуется сравнительная степень имени прилагательного.

У вас на партах лежат схемы «Маршрутные листы». Пододвиньте их к себе поближе.

 (Приложение 1. Слайд 9.)

Прочитайте, какие бывают степени сравнения? (Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная.) Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.

Давайте заполним схему.

Простая сравнительная степень образуется ( обратить внимание на цепочки слов. Слайд 4.) при помощи суффиксов -ее-, -ей-, -ше-, -е-; составная – при помощи слова «более».

Каждый учащийся работает со своим маршрутным листом. Заполняя схему совместно с учителем.

 В процессе работы.

- Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?

- А как – составная? (Ответы.)

 - Молодцы, поплыли дальше. Следующая наша гавань – «Практическая». Здесь нам предстоит выполнить упражнение.

- Постройте правильно пословицу.

(Слайд 11.)

Здоровье (дорогой) золота.

– Что обозначает пословица?

– Сделаем синтаксический разбор предложения.

Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.

 Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

 - Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

- А какое отношение имеют данные пословицы к нашей лексической теме «Путешествие»? (Атмосфера добра, штормы мешают путешествию, работы много, еда вкуснее…)

- Следующая наша гавань «Лингвистическая». Нам необходимо решить лингвистическую задачку. Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

 (Слайд 13.)

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить, кем является Айдыс (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Айдыс, мальчик или девочка? Докажите.

 - Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени? (Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам.)

- Наш путь продолжается и мы прибыли к гавани под названием «Познавательная». Наша задача выполнить задание из ЕГЭ по русскому языку. Посмотрим, справитесь ли вы. (Слайд 15.)

Укажите неправильно образованную форму слова:

  1. Храбрее
  2. Более крепкий
  3. Младше
  4. Более моложе.

- Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

 Сидя за партой, работа по цепочке.

- Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

- Молодцы, ребята, следующая наша гавань  «Спортивная». Давайте сделаем физминутку. Первый раз делаю я. Вы за мною повторяете.

ФИЗМИНУТКА

Ветер дует нам в паруса,
Закачалась палуба.
Ветер тише, тише, тише…
Облака все выше, выше.

- Вот и отдохнули. А теперь – в путь! Следующая наша гавань  «Учебная». Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика: первый – простая степень сравнения; второй – составная.

(Слайды 17-18.)

 Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

 Самопроверка.

 - Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?

- Молодцы, вы очень хорошо работаете! Поплыли дальше? Следующая гавань «Моя школа».

- Составьте, пожалуйста, небольшой текст о родной школе, употребляя в них сравнительную степень имен прилагательных.

Чтение текстов.

IV. Итог урока.

- Последняя наша станция «Рефлексивная».

- У меня на доске несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста, это необходимо, чтобы понять, что нужно мне исправить.

(Слайд 17.)

Сегодня на уроке

Я открыл…

Я научился…

Я постарался…

Я вспомнил…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Домашнее задание (дифференцированное):

  1. §46, сообщение по изученной теме;
  2. Составить игру «Четвертый лишний», подобную заданию ЕГЭ;
  3. Из рассказа И.С.Тургенева «Морское плавание» найти имена прилагательные, характеризующие капитана корабля, и образовать от них простую и составную формы сравнительной степени (с.146-147).

Выставление оценок.

Если останется время, тогда работа с сигнальными карточками.

-  У каждого из вас есть на партах сигнальные карточки. Возьмите их в руки. Я вам сейчас буду называть слова в простой и составной сравнительной степени. Если степень простая, вы мне показываете красный цвет, если составная – синий. Будьте внимательны!

Более ловкий, интереснее, лучше, хуже, более простой, проще, более модный, более яркий, безжалостнее, более жестокий.

-  Молодцы, вижу, что тему урока вы усвоили.

Спасибо за урок!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...