урок по теме "З и С на конце приставки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок составлен согласно требованиям стандартов нового поколения.  Тип урока : личностно-ориентированный. Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, коллективная, самостоятельная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Тема: Буквы з-с на конце приставок

  Цель : создание условий для  безошибочного написания слов  с неизменяемыми приставками и приставками на з-с.

 

Планируемый результат и уровень усвоения

Личностные: 

-понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову.

Регулятивные:

- определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные:

- извлекают информацию,

-ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знаний,

-делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знаний,

- добывают новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные:

-доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Предметные:

- создание условий для осознания обучающихся  необходимости   писать грамотно;

- обеспечить развитие и саморазвитие каждого обучающегося;

- учить владеть способом действия при выборе з-с на конце приставки.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

- настроить обучающихся на предстоящую работу

2.Актуализация темы (1 мин)

- Формулировка  собственного отношения к содержанию урока .  

Беседа после прослушивания музыки.

Какие ассоциация возникли после прослушивания звуков природы?

(вспомнили весну, прогулку по лесу, пение птиц и др.)

-Какие  вы можете придумать слова с данными  приставками ( без-, рас-,   из-, ис-,  раз-, с-, бес-, которые могли бы описать ваши фантазии? ( распустились, разбудили, безмятежность, издавать, ниспадать и т.д.)

- Ребята, вы хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке?

- Обратите внимание на доску и попробуйте определить,  о чем пойдет речь   на уроке и какая сегодня тема урока?  ( На доске записаны слова разбудить , распустились, сдает)

( обучающиеся называют тему урока и формулируют цель)

(З-С на конце приставок, цель: научиться писать правильно слова с приставками з-с на конце )

-  А под каким лозунгом  вы хотели бы построить урок, прослушав пение птиц? ( Природа Земли – наше богатство).

- Молодцы, мы с вами сегодня выступаем в роли кудесников, волшебников, от которых будет зависеть чистота  и красота Земли.

3. Изучение нового учебного материала. (5-7 мин)

- Итак, первый этап работы - теоретический.

 - Постановка  конкретной учебной цели перед учащимися ( какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока).

- Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы научиться писать данные слова правильно ? ( Изучить материал)

Работа в группах. Поиск информации и подготовка сообщения по данной теме. Составление алгоритма, опорной таблицы, схемы. ( Листики, маркеры)

1 группа

Определить , когда пишется с на конце приставки. Составляют свой алгоритм.

2 группа

Определить, когда пишется з на конце приставки. Составляют свой алгоритм.

3 группа

Определить, в каких случаях написание з и с не поддается данной орфограмме.

(Сдать, сбить, сгибать и т.д ) ( Здание, здоровье, здешний, здесь)

4 группа ( самые сильные учащиеся)

Изучив материал, составляют алгоритм,  и один из учеников фиксирует составленную схему на листе на доске.

Материал для наблюдения: текст учебника, справочная литература, наводящие вопросы на карточках

- выступление теоретиков, сверка своих алгоритмов. Вывешивают  листики на доску.

4. Физминутка  для глаз ( 1 мин)

- Ребята,  обратите внимание на бабочку у двери – зафиксируйте,

Над доской – зафиксируйте, над окном – зафиксируйте. Молодцы!

5. Первичная отработка знаний и умений    ( 5 – 7 мин)

- Переходим к следующему этапу работы – практическому.

Ребята, а давайте  к закреплению темы подойдем творчески. Предлагаю по лексическому  значению придумать слова с приставками на з и с.  

-   Коллективная работа . Работа у доски.

Запись слов и объяснение орфограммы.

- Доказывают  свое мнение.

Тихая погода, полное отсутствие ветра (безветрие). Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли (всходы). Тревожное состояние волнение (беспокойство). Сообщение, уведомление о чем-нибудь (извещение). 

- Работа в парах ( 10 мин)

- Чем мы будем заниматься на этом этапе работы? ( Отрабатывать полученные знания)

- На партах  карточки с текстом и со словами и упражнение  № 352 в учебнике. Я предлагаю вам приступить к работе, вы можете выбрать какой-то один вид деятельности и работать индивидуально, а можете работать в парах .

1. Ребята,   выбравшие карточки со словами, записывают их, вставляя -з или -с на конце приставки, распределяя   в два столбика,  и объясняют орфограмму.

2. Ребята,   выбравшие работу с текстом, прочитав внимательно текст, выписывают слова с приставками на з и с,  отвечают на  поставленные вопросы .

3. Ребята, выбравшие упр учебника , образуют слова от данных, употребляя приставки.

Работа  в парах или индивидуально.  Самопроверка  (презентация)

 

Материал на партах: карточки со словами ,карточки с  текстом, учебник.

1.

Карточка № 1

Спишите слова, распределяя в два столбика и вставляя пропущенные з (с). Обозначьте орфограмму.

    Бе..крайний, бе..домный, и..чезнуть, ..дуть, ра..пустился, чре..вычайный, ра..цветать, во..держаться, в..дыхать, бе..сердечный, ра..тирать,  ра..гадать, бе..заботный

бескрайний

исчезнуть

сдуть

распустился

расцветать

бессердечный

растирать

бездомный

чрезвычайный

воздержаться

вздыхать

разгадать

беззаботный

2.

Карточка № 2

      Прочитайте внимательно текст. Выпишите слова с приставками на з и с, объясняя  орфограмму в первый столбик, а слова с другими орфограммами во второй столбик.

          Я  подошёл   к  крутому  обрыву.   Передо  мной  ра..крылась  чуде..ная  картина.  Громадное  ра..стояние  можно  было  окинуть    взором.  До  самого горизонта  ра..стилаются  бе..конечные  поля.  Со..нце   печет   бе..пощадно.  Ра..каленный  воздух  чуть  колышется  от    легкого  ветерка.  Бе..численное  количество  тропинок  ..бегает   вниз  и   перес..кает  луг  по  всем  направлениям.  Зап..х цв..тущих     растений   ра..пространяется  в  воздухе.   Под    обрывом  журчит  небольшая  речка.  Хорошо  бы  отыскать   на  ее  берегу  удобное  местечко  и   ра..положиться  там.

  1. Определите  стиль и тип текста. Подумайте, как бы вы его озаглавили.

Раскрылась

Расстояние

Расстилаются

Бесконечные

Беспощадно

Раскаленный

Бесчисленное

Сбегает

Распространяется

расположиться

Чудесная

Солнце

Пересекает

Запах

Цветущих

3.

Водить – возводить, хвалить – расхвалить, ценный – бесценный, грабить- разграбить, кинуть -  вскинуть, ходить – исходить, полезный – бесполезный, варить- разварить, гонять – разгонять, бедный – безбедный.

-Творческая работа. ( 5 мин)

-  Ребята,  вы обратили внимание на значение  слов из ваших карточек. Так как  девиз сегодняшнего урока «Природа Земли», предлагаю вам составить на данную тему предложения, используя эти слова.

( Обучающиеся составляют предложения и записывают, объясняя орфограмму  )

Обучающиеся, работающие с текстом,  также отвечают на поставленные вопросы.

6. Физминутка. ( 2 мин)

7. Работа с перфокартами. Самостоятельная работа с целью проверки усвоения нового материала ( 10 мин)

 

безболезненный

разжимать

разгадать

вздыхать

бесшумный

вскрикнуть

безжалостный

вспорхнуть

распилить

развалиться

расстилается

бесконечный

раздуть

здоровье

разбить

бесчувственный

сделать

безграничный

сбить

сгибать

взлететь

здесь

возгордиться

извергать

- Ребята, посмотрите на свои буквы, у кого получилась «пятерка», тот справился с сегодняшней работой на пять. А  у кого не получилось, тем предстоит ещё работать .

- Комментирование отметок.

8. Д/З с объяснением (1 мин)

-  на выбор: Сочинение-миниатюра «Жили-были з и с в приставке»*  или  упр .355

9. Оценочно-рефлексивный этап. ( 1мин)

Ребята, давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

-Как вы думаете, справились мы с поставленными целями?

- Все ли усвоили материал?

- Как мы будем относиться к природе?

- Давайте скажем друг другу: «Спасибо за наш урок».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Урок русского языка в 5 классе З и С на конце приставки по ФГОС

Урок соответствует ФГОС ООО, прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты, на уроке применяются ИКТ, ЭОРы.На урок включена физкультминутка, рефлексия, самооценка, презентация...

Правописание букв З-С на конце приставки

Конспект урока русского языка в 5 классе в свете требований ФГОС....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

Конспект урока русского языка в режиме офлайн " З и С на конце приставки"

Смешанное обучение стало актуальным в последние годы. Предлагаю такой урок в 5 классе....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...