Комплексный анализ текста 9 класс
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Соколова Татьяна Ивановна

Материал может использоваться учителем при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_9_klass.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Комплексный анализ текста.         

                                  Русский язык – 9 класс

                                            Сергей Ларин «Дятел».

1) Раздался стук. 2) Я долго искал взглядом дятла, а он оказался совсем рядом, почти над моей головой, на втором этаже леса. 3) Он сидел на сухом сучке сосны и усердно долбил его длинным крепким клювом.

4) Мне против света был виден только четкий силуэт его, и я не сразу разобрал, что это за дятел. 5) Он увлекся работой и меня не замечал.

6) Но вот невдалеке, словно телеграфист ключом, стукнул  другой, будто подал сигнал. 7) Этот был мне ясно виден: черный дятел в красной тюбетейке и таких же штанах. 8) первый отвлекся, заметив меня, прекратил работу. 9) Влез на сучок повыше, вспорхнул, и, осторожный, перелетел на более высокую сосну.

10) Пока он летел в отдаленьи, я увидел, что это был пестрый дятел. 11) Он тут же опустился на сосну, быстро винтом обежал вокруг ствола и снова начал свой рабочий перестук.

12) «Лесных докторов» и других пернатых обитателей в Судогодском уреме -приречном лесу - много, заметно было, что лес там здоровый, чистый.

13) Я подумал: «Слава дятлу за его маленькую, великую работу! Вот бы каждый делал столько!»

                                                    Выполните задания:

1. В каком предложении содержится основная мысль текста:

А) 4; Б) 6; Г) 10; Д) 13

2. Прочитайте предложения 6-10. Какое средство выразительности использовано автором в этих предложениях?

А) Сравнение; Б) Гипербола; В) Метафора; Г) Антитеза

3. Замените слово долбил из предложения 2 синонимичным, не имеющим стилистической окраски (нейтральным). Напишите это слово.

4. Из предложений 10-12 выпишите слово со значением приставки «близость к чему-либо».

5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:  В прилагательных пишется н, так как оно образовано от существительных с основой на  -н- 

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 4-9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер предложения.

8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые:

   Мне против света был виден только четкий силуэт его, (1) и я не сразу разобрал,(2) что это за дятел.

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

9. Среди предложений 6-9 найдите наречие, в котором написание приставки не- определяется правилом:»Частица не пишется слитно с наречиями на –о, -е, если с не образуется новое слово, часто с отрицательным значением.»

10. Среди предложений 6-10 найдите и запишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на  -з- и  -с- перед глухими согласными пишется с ».

11. Среди предложений 7-9 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

13. Замените словосочетание в приречном лесу (предложение №12) со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

14. Укажите среди предложений 8-9 предложение с обособленным уточняющим членом предложения.

15. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую в сложном предложении запятую между частями, связанными сочинительной связью.

      Я долго искал взглядом дятла,(1) а он оказался совсем рядом,(2) почти над моей головой,(3)на втором этаже леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...