Урок по теме "Антонимы"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Гаттарова Ризида Вакифовна

Урок по теме "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме "Антонимы"24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Антонимы

Цели:

  1. познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
  2. провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”;
  3. расширять лексический запас обучающихся.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Орфографическая пятиминутка

Нал..жение2, уг..релый, р..стут, прил..гать, заг…реть, з..рница, бе..сердечный, во..награждение, пр..школьный2, пр..интересный.

III. Работа по карточкам “Найди друга”

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.

Алфавит
Огонь
Опрятный
Прыгать
Бросать
Красный

Аккуратный
Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать

IV. “Угадай слово” 

  1. Группа специалистов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
  2. Здание большой станции на путях сообщения.
  3. Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому.
  4. Красная строка, отступ вправо в начале строки.
  5. Плод дуба.
  6. Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания.
  7. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
  8. Слова, одинаково звучащее, но разные по лексическому значению.

Ответы: жюри, вокзал, бадминтон, абзац, желудь, бассейн, цитата, омоним.

V. Повторение понятия "Омонимы"

– Отгадайте загадки:

  1. Из какого крана не льется вода? (Подъемного) 
  2. Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое) 
  3. Какой лук не кладут в суп? (Из которого стреляют) 

Кран, гусеница, лук. Как называются такие слова?

– А что такое омонимы?

Проверка карточек. Задать вопросы (2 вопроса по лексике).

VI. Работа на подбор синонимов (слова на картчках)

– Какие слова называются синонимами?

Горе – беда, несчастье
Друг – товарищ, приятель
Холод – стужа, мороз.

VII. Отгадайте загадку

Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел)

Враг, друг – это слова-антонимы. Сделайте вывод. Какие слова называются антонимами? (Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.) 

Вписываем в пропущенную строчку тему урока Антоним (записываю на доске).

– Какая часть слова вам знакома?

– В каких словах она встречалась?

– Что она обозначает?

Анти – против, противоположность, оним – имя.

VIII. Закрепление

1. Работа со стихотворением

Выразительно прочитать стихотворение. Выписать антонимы.

ЯБЛОКО

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

(Антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий)

2. Дифференцированная работа

Сильная группа:

Ручейку говорила река:
– Ты узок, а я …
– Ты мелок, а я …
Об одном попросила река –
Что она началась с … (ручейка)

Слабая группа: упражнение 802.

3. Игра с мячом

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Синоним – антоним;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето.

4. Закончить предложение на доске

Ученье – свет, а неученье – … (объяснить знаки препинания).
Знай больше, говори…
Корень ученья горек, да плод его… (объяснить смысл).

5. Упражнение 803.

– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий журнал – старый журнал
Свежий ветер – теплый ветер
Легкий труд – тяжелый труд
Легкий путь – трудный путь
Легкий ветер – сильный ветер.

IX. Итог урока

– С какими словами мы познакомились сегодня на уроке?

– Дайте определение антонимам.

Игра “Наоборот” (отвечайте хором)

И грустно и радостно

Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень.
Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.
Увядание и расцвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно.

(Н. Сладков)

X. Домашнее задание: параграф 61, выписать 5 пословиц с антонимами

      Антонимы                                                                        

                                                                                                                                                      Открытый урок

                                                                                                                           Перед ШМО

                                                                                                                         Гаттарова Р.В.

                                                            2003

Тема:  Имена существительные, отвечающие на    вопросы      Кто? и Что?

Цели:  1. Формировать умение различать слова,       

                  отвечающие     на вопросы кто?, что?

              2. Развивать орфографическую зоркость.

              3. Пробуждение в учащихся интереса,    положительной мотивации к изучению русского языка.

                 Тип урока:    Новое знание.

                Оборудование: дидактический и раздаточный материал, опорные таблицы,магнитная доска, загадки, пословицы, картинки.

                

                                            ХОД УРОКА.

I.                 – Добрый день ребята и гости! Пусть доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы, рассказывать.

- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

- Сегодня какое число? Какой день недели? Какое время года? Какая погода?

- Какое домашнее задание было задано? (проверка д/з).

Сейчас пишем пословицу по памяти. Проверяем. Сами вставляем оценку.

- В какой республике мы живем? Назови столицу нашей республики? Какие языки являются в нашей республике государственным?  В прошлом году какую знаменатель-ную дату провели? ( 1000 летие)

- Казань – Какая здесь орфограмма?

II.            Орфографическая минутка.

Клу…, моро…, здра…ствуй, сн…говик, огоро…, ч…рнеть, по…вились, об…явление, з…л…неть, ден…

III.        – Подготовка к новой теме.

Класс, папа, улица, красивый, заяц.

- Назовите лишнее слово?

Почему? Докажите.

Письмо в тетрадях. Чистописание.

IV.          Работа по теме урока.

Отгадаем загадки.

- (  Запишите слова – отгадки ).

- Поставьте вопросы данным словам. Почему к одним словам мы ставим вопрос -  кто?, к другим – что?

Назовем эти слова на татарском языке. Что они обозначают?

Поставим вопросы на татарском языке.

- Кто знает, какие слова в татарском языке отвечают на вопрос  кто?

                                 (Татарча аңлатып әйтү)

- Отгадайте загадку.

            Каждый год я к вам лечу,

            Зимовать у вас хочу.

            И ещё красней зимой

            Ярко-красный галстук мой.        (Снегирь)

Упр. 393.  Чтение стихотворение.

Письмо  в тетрадях. Списать стихотворение. Подчеркнуть существительные на вопрос кто?

Выполнение  упр. 394

     I гр. Написать 5 имен существительных, которые являются названиями домашних животных;

    II гр. Написать 5 имен существительных, обозначающих учебные вещи.

                                 Вывод.

                  Игра  «Не ошибись»

Учитель показывает картинку, ученик называет предмет, ставит вопрос.

          I гр – по-русски

         II гр – по-татарски

Медведь, лиса – кто? нәрсә?

Мальчик  -  кто?  кем?

Цветы -  что? нәрсә?

Бабочка  - кто? нәрсә?

-         Кто только ошибся?

V.      Д/з  Упр. 395      (всем учащимся)

     I гр – Составить небольшой рассказ о зиме, употребляя существительные на вопросы кто? что?

    II гр – Составить небольшой рассказ о весне.

VI.    Итог урока.

  - Что нового узнали?

  - Я вас всех благодарю за активное участие. Вы у меня

все молодцы!

            Имена      

  Существительные

                                                                                                                 Открытый урок

                                                                                                                     перед ШМО

                                                                                                                     Гаттарова Р.В.

                                                    2002

Ну конечно третья голова. Ведь занимаясь, только спортом, или лёжа на диване мы не можем выполнять наши планы, преодолевать трудности. К чему приведут вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

        Приведут к не здоровье.

А кто занимается спортом, закаливается, соблюдает правилу личной гигиены, всегда приветлив и уважителен к другим.

       Тот уже ЗДОРОВЫЙ человек.

Литература

Е.И. Тихеева «Развитие речи учащихся»

Просвещение, 1981

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 5-7 кл.

Изд.дом «Дрофа»

120 текстов для школьных изложений по русскому языку 5-11 кл.

Изд.дом «Дрофа»

О.В.Волкова, Т.О. Скиргайло «Готовимся к ЕГЭ»

Казань 2000

В.Ф.Греков, Л.А.Чешко «Пособие для занятия по русскому языку»

Т.О. Скиргайло, Г.Х. Акбарова «Деловое письмо» 1993

Л.З.Шакирова «Обучение русскому языку в т атарской школе»

Изд.во «Магари ф» 2002

Д.С.Зайцев «Русская литература в вопроса и заданиях»

Москва  2001

Л.И.Косивцова «Предметные недели в школе» по русскому языку и литературе

Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 кл.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...