Главные вкладки

    Неопределённые местоимения
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Урок изучения нового материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon neopredelyonnye_mestoimeniya._1_doc.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

      Тема урока:    Неопределенные  местоимения.

    Класс 6

    Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

    Цели урока:

     1. Обучающие:

    1. Знакомство с неопределенными местоимениями;
    2.  Совершенствование орфографических навыков.
    3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

      2. Развивающие:

    1. Развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса у обучающихся.

     3. Воспитывающие:

    1. Воспитание культуры речи, толерантности.

    Задачи урока:

    1. Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и  написании;
    2. Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания  с НЕ;
    3. Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.

    Оборудование урока:

    1. мультимедийный проектор;
    2. презентация;
    3. записи на доске.

    ХОД  УРОКА.

    1. Орг. момент.. (Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).

     Учитель:

       Я  рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости,  в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!

         Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.  (Работа с оценочными листами).  Улыбнитесь, мы  начинаем  урок.       ( Слайд №1)

    2. Опрос-повторение: Ребята, какую часть речи  мы изучаем сейчас на уроках  русского языка?                                                                                                                                                        (Местоимение):

    (Слайд № 2)  1. Какая часть речи называется местоимением? (Это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).

    2. Какие местоимения вы услышали в моем приветствии?  (Я,  вас, нашем, вам, те, которые, вы, мы).        

                                                                   

              3. К какому   разряду  они  относятся? (Личные, притяжательные, указательные, вопросительно – относительные).

              4. Какие разряды местоимений  вы  ещё знаете? (Возвратное местоимение себя, определительные, отрицательные, неопределённые).

              5. В чем особенность возвратного местоимения себя? (Указывает на подлежащее, не имеет именительного падежа, в предложении всегда является дополнением, не имеет форм рода и числа).

             6. Как пишутся личные местоимения с предлогами? (Раздельно).

    - Ребята, какова цель выполнения данного задания? (Вспомнили всё, что знаем о местоимении).

     Запись числа, классной работы.  Ставим оценку в оценочных листах.

        3. Актуализация знаний учащихся:

           Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:

    -Шесть порций орфографических ошибок.

    -Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

    -Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

       Задание 1: исправить ошибки: (На доске). Один ученик исправляет написанное, остальные уч –ся работают в тетрадях.

     1. Позови  ихнего брата.  (Позови их брата.)

     2. Спроси у ней о поездке. (Спроси у неё о поездке.)

     3. Мы гостили у евойного деда. (Мы гостили у его деда.)

    - Ребята, какова цель выполнения этого задания? (Правильное употребление в устной и письменной речи местоимений).

      Задание 2.  Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

    - Предоставляю вам право выбора оружия.

    - Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию!  Вы убиты.

     Выполним следующее задание.  Орфографическая  разминка (по цепочке).            ( Слайд № 3)      

    Списать словосочетания, раскрыть скобки, объяснить написание.

     (Надо) мной, (из)(за) ненастной погоды, (ярко)б..гровый закат,  (не) беспокойся (обо) мне, пр…близит…ся  (к) нему,  чита…ш. . про себя,  необ…ятные  просторы,  держ…ш…  себя в руках.

     Подберите синонимы к слову НЕОБЪЯТНЫЕ (бескрайние, необозримые).

        - Ребята, какова цель выполнения  орфографической разминки? (Правильное написание слов в словосочетании,  работа с синонимами).  Ставим оценку в оценочных листах.

        II. Переход к новой теме.

    Что?   Что… - это местоимения - близнецы.  Назовите их разряд. Чем они отличаются? ( Ответы  учащихся).

    Учитель:   Оказывается, что у вопросительно- относительных местоимений есть дети: что-то, что - нибудь, кое-что и другие. Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним  разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю. (Слайд № 4).

    Учитель читает текст.

    Стихотворение А. Коваля « На яхте». 

    Однажды куда- то на яхте

    Откуда-то

    Кто-то поплыл.

    Летали какие-то чайки,

    О чем-то кричали ему.

    Какой-то дельфин остроносый

    В зеленые волны нырял.

    И ветер, почти незаметный,

    чуть-чуть паруса надувал.

    Наверно, какие-то люди

    Глядели уплывшему вслед.

     

    И кто-то, наверное, думал:

    «Скорей возвращайся назад».

    И мне бы хотелось на яхте

    В открытое море уйти.

    Послушать, о чем кричат чайки,

    Дельфина увидеть в волнах.

     

    А вечером после заката

    На берег вернуться домой.-

    Но пусть меня кто-нибудь встретит,

    Но пусть меня кто-нибудь ждет.

    Учитель спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:              

    -Кто поплыл  на  яхте?  (Кто – то).

    -О чём кричали чайки?  (О чём – то).

    -Какие люди встретили его? (Какие – то).

    -Какой дельфин нырял в волны? (Какой – то).

    Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?

    (Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке).

    Как называются такие местоимения, вы узнаете, прочитав теоретический материал п.64.

    (НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ)

    Учитель: Записываем тему сегодняшнего урока   « Неопределённые местоимения».

    -Какова же цель нашего урока? Чему вы должны научиться?  (Слайд № 5)

    -А что значит «неопределённый»? (Ответы учащихся).  (Слайд № 6)

    Словарь С.И.Ожегова  определяет значение слова «неопределённый»: (Слайд  № 7).

    1. Точно не установленный;

    2. Не вполне отчётливый, уклончивый. Ставим оценку в оценочных листах.

    -А теперь давайте посмотрим, как образуются  и как пишутся неопределённые местоимения.

    Кто -,        кое - кто,    кто - нибудь,     кто - то,      некто.

    (слайд № 8).

    1 вариант: просклонять неопределённое местоимение  НЕКОТОРЫЙ. (Слайд № 9)

    2 вариант: изменить местоимение НЕКОТОРЫЙ по родам и числам.

    Лингвофизминутка. (Слайд № 10)  

    Что-нибудь,  кое с кем, некто,  кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь,  несколько,  нечто, какой-либо,  чего-то,  кое о каком,  кое-чему,  кое из кого,  кое с кем.

    (Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того,  как пишутся неопределенные местоимения.  Если слитно - приседания,  если через дефис - наклон вперед,  если раздельно - руки вверх).   Ставим оценку в оценочных листах.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ.    

    -Светло и ярко солнце светит,

    Но загрустил  Ошибкин Петя

    Глядит мечтательно в тетрадь

    - Вот если б получить мне пять.

    1. Выполняем  Выборочный диктант « ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Выписать неопределённые местоимения.

            Неопределённые местоимения.

        Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька  уже несколько  раз  повторил  про  себя местоимения, которые  кем-то  названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто- нибудь,  с кем-нибудь зашёл  кое за кем»,- вертится  у него    в  голове.

    Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.  (Слайд № 11)

    Ставим оценку в оценочных листах.

    2. Работа в группах:   ПРАВО ВЫБОРА. (Слайд № 12)

    Задание 1:  1 группа.  Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то,  -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

    1. Поздно вечером (:) постучался к нам. (Кто - то).

    2. На берегу реки росла (:) пышная зелень. (Какая  - то).

    3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве. (Кое - что).

    4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу. (Какую - то).

    5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное. (Что - то).

    Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

    Задание 2:  2 группа. Списать предложения, раскрывая скобки.        

              1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

             2. Перед  костром сидело (не)сколько человек.

    3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

    4. Кто (то) постучал в дверь.

    5. Что  (то) прошелестело рядом, кто(то)  прош…л  ( не)видимый.

    Задание 3:  3 группа. Составить несколько предложений  с неопределёнными местоимениями по рисунку  на стр.315.

    - Ребята, какова цель выполнения  выборочного диктанта «Проверь себя» и  упражнения Право выбора? (Первичное закрепление знаний, полученных на уроке о неопределённых местоимениях).   Ставим оценку в оценочных листах.

    3. Решаем  занимательные задачи.  (Работа по карточкам).

    1. Замени фразеологизмом.

      -Дурачить кого (то) -………..(обвести вокруг пальца)

       - Говорить что (либо) пустое -………….(переливать из пустого в порожнее)

       - Обманывать кого – ( нибудь) -…………(водить за нос) 

       - Делать что (то) плохо, с ленью -……….(спустя рукава)

       -Кому-либо  всё нипочём -…………..(как с гуся вода)

      - Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём- либо разбираться -………

    ( как рыба в воде)

    1. Какие  неопределённые  местоимения  встречаются в народных сказках?

             (В некотором царстве, в некотором государстве), (В некием царстве, в некием государстве жил - был богатый купец, именитый человек. С.Аксаков « Аленький цветочек»).

         3. Отгадайте загадки.

                  - Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен. ( Слово).

            - Кто-то проплакал всю ночь на лугу,

                    Сколько слезинок - я счесть не могу. (Дождик).                                     Ставим оценку в оценочных листах.

    Учитель: Услышим скоро мы звонок,

            Пора заканчивать урок.

    Итог урока: (Слайд №13)

     

    -Какие местоимения называются неопределенными?  (Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов).

    -Как образуются неопределенные местоимения?  (От вопросительно – относительных местоимений с помощью приставок и суффиксов).

    -Как пишутся неопределенные местоимения? (Слитно,  раздельно, через дефис).

    -Как изменяются неопределенные местоимения?  (По родам, числам и падежам).

    Ставим оценку в оценочных листах, выставляем общую оценку.

    Рефлексия:  (Слайд № 14) А  теперь, ребята, я  попрошу вас  высказать  своё  отношение  к уроку.

     Для этого нарисуйте смайлику улыбку. (Дети рисуют на листах).

    1.Если  сегодняшний  урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать –нарисуйте  смайлику улыбку.

    2.Если  урок  обычный,  нормальный - нарисуйте смайлику на месте рта полоску.

     3.Если  урок  прошёл скучно, вы работали без интереса - нарисуйте опущенные уголки губ.

    Домашнее задание:  п. 64,  упр. 689.  (Слайд № 15)

    Индивидуально: На  «5»  написать рассказ или сказку с неопределенными местоимениями.

        

    Учащиеся выходят из класса под музыкальное сопровождение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)

    Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....

    неопределённые местоимения

    Презентация к уроку-объяснению нового материала по программе М.М.Разумовской.  С помощью презентации обучающиеся анализируют лексическое значение, способы образования и написания неопределённых м...

    "Неопределённые местоимения some, any, no и их производные" для 7-11 классов

    Первое задание представляет собой выбор правильной формы неопределённого местоимения из 2-х предложенных, второе - выбор правильной формы производного местоимения из 6-ти предложенных. Тест может быть...

    Неопределённые местоимения

    Презентация к уроку"Неопределённые местоимения"...

    Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".

    Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения....

    Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях"

    Презентация сопровождает урок открытия новых знаний по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях....