Неопределённые местоимения
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelyonnye_mestoimeniya._1_doc.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока:    Неопределенные  местоимения.

Класс 6

Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока:

 1. Обучающие:

  1. Знакомство с неопределенными местоимениями;
  2.  Совершенствование орфографических навыков.
  3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

  2. Развивающие:

  1. Развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса у обучающихся.

 3. Воспитывающие:

  1. Воспитание культуры речи, толерантности.

Задачи урока:

  1. Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и  написании;
  2. Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания  с НЕ;
  3. Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.

Оборудование урока:

  1. мультимедийный проектор;
  2. презентация;
  3. записи на доске.

ХОД  УРОКА.

1. Орг. момент.. (Приветствие учителем учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).

 Учитель:

   Я  рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости,  в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко!

     Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.  (Работа с оценочными листами).  Улыбнитесь, мы  начинаем  урок.       ( Слайд №1)

2. Опрос-повторение: Ребята, какую часть речи  мы изучаем сейчас на уроках  русского языка?                                                                                                                                                        (Местоимение):

(Слайд № 2)  1. Какая часть речи называется местоимением? (Это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).

2. Какие местоимения вы услышали в моем приветствии?  (Я,  вас, нашем, вам, те, которые, вы, мы).        

                                                               

          3. К какому   разряду  они  относятся? (Личные, притяжательные, указательные, вопросительно – относительные).

          4. Какие разряды местоимений  вы  ещё знаете? (Возвратное местоимение себя, определительные, отрицательные, неопределённые).

          5. В чем особенность возвратного местоимения себя? (Указывает на подлежащее, не имеет именительного падежа, в предложении всегда является дополнением, не имеет форм рода и числа).

         6. Как пишутся личные местоимения с предлогами? (Раздельно).

- Ребята, какова цель выполнения данного задания? (Вспомнили всё, что знаем о местоимении).

 Запись числа, классной работы.  Ставим оценку в оценочных листах.

    3. Актуализация знаний учащихся:

       Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:

-Шесть порций орфографических ошибок.

-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

   Задание 1: исправить ошибки: (На доске). Один ученик исправляет написанное, остальные уч –ся работают в тетрадях.

 1. Позови  ихнего брата.  (Позови их брата.)

 2. Спроси у ней о поездке. (Спроси у неё о поездке.)

 3. Мы гостили у евойного деда. (Мы гостили у его деда.)

- Ребята, какова цель выполнения этого задания? (Правильное употребление в устной и письменной речи местоимений).

  Задание 2.  Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию!  Вы убиты.

 Выполним следующее задание.  Орфографическая  разминка (по цепочке).            ( Слайд № 3)      

Списать словосочетания, раскрыть скобки, объяснить написание.

 (Надо) мной, (из)(за) ненастной погоды, (ярко)б..гровый закат,  (не) беспокойся (обо) мне, пр…близит…ся  (к) нему,  чита…ш. . про себя,  необ…ятные  просторы,  держ…ш…  себя в руках.

 Подберите синонимы к слову НЕОБЪЯТНЫЕ (бескрайние, необозримые).

    - Ребята, какова цель выполнения  орфографической разминки? (Правильное написание слов в словосочетании,  работа с синонимами).  Ставим оценку в оценочных листах.

    II. Переход к новой теме.

Что?   Что… - это местоимения - близнецы.  Назовите их разряд. Чем они отличаются? ( Ответы  учащихся).

Учитель:   Оказывается, что у вопросительно- относительных местоимений есть дети: что-то, что - нибудь, кое-что и другие. Сегодня, ребята, вы познакомитесь ещё с одним  разрядом местоимений. Для этого отправимся на небольшой яхте по морю. (Слайд № 4).

Учитель читает текст.

Стихотворение А. Коваля « На яхте». 

Однажды куда- то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

 

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

 

А вечером после заката

На берег вернуться домой.-

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Учитель спрашивает: А теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:              

-Кто поплыл  на  яхте?  (Кто – то).

-О чём кричали чайки?  (О чём – то).

-Какие люди встретили его? (Какие – то).

-Какой дельфин нырял в волны? (Какой – то).

Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?

(Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке).

Как называются такие местоимения, вы узнаете, прочитав теоретический материал п.64.

(НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ)

Учитель: Записываем тему сегодняшнего урока   « Неопределённые местоимения».

-Какова же цель нашего урока? Чему вы должны научиться?  (Слайд № 5)

-А что значит «неопределённый»? (Ответы учащихся).  (Слайд № 6)

Словарь С.И.Ожегова  определяет значение слова «неопределённый»: (Слайд  № 7).

1. Точно не установленный;

2. Не вполне отчётливый, уклончивый. Ставим оценку в оценочных листах.

-А теперь давайте посмотрим, как образуются  и как пишутся неопределённые местоимения.

Кто -,        кое - кто,    кто - нибудь,     кто - то,      некто.

(слайд № 8).

1 вариант: просклонять неопределённое местоимение  НЕКОТОРЫЙ. (Слайд № 9)

2 вариант: изменить местоимение НЕКОТОРЫЙ по родам и числам.

Лингвофизминутка. (Слайд № 10)  

Что-нибудь,  кое с кем, некто,  кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь,  несколько,  нечто, какой-либо,  чего-то,  кое о каком,  кое-чему,  кое из кого,  кое с кем.

(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того,  как пишутся неопределенные местоимения.  Если слитно - приседания,  если через дефис - наклон вперед,  если раздельно - руки вверх).   Ставим оценку в оценочных листах.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.    

-Светло и ярко солнце светит,

Но загрустил  Ошибкин Петя

Глядит мечтательно в тетрадь

- Вот если б получить мне пять.

  1. Выполняем  Выборочный диктант « ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Выписать неопределённые местоимения.

        Неопределённые местоимения.

    Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька  уже несколько  раз  повторил  про  себя местоимения, которые  кем-то  названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто- нибудь,  с кем-нибудь зашёл  кое за кем»,- вертится  у него    в  голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.  (Слайд № 11)

Ставим оценку в оценочных листах.

2. Работа в группах:   ПРАВО ВЫБОРА. (Слайд № 12)

Задание 1:  1 группа.  Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то,  -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам. (Кто - то).

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень. (Какая  - то).

3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве. (Кое - что).

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу. (Какую - то).

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное. (Что - то).

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

Задание 2:  2 группа. Списать предложения, раскрывая скобки.        

          1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

         2. Перед  костром сидело (не)сколько человек.

3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

4. Кто (то) постучал в дверь.

5. Что  (то) прошелестело рядом, кто(то)  прош…л  ( не)видимый.

Задание 3:  3 группа. Составить несколько предложений  с неопределёнными местоимениями по рисунку  на стр.315.

- Ребята, какова цель выполнения  выборочного диктанта «Проверь себя» и  упражнения Право выбора? (Первичное закрепление знаний, полученных на уроке о неопределённых местоимениях).   Ставим оценку в оценочных листах.

3. Решаем  занимательные задачи.  (Работа по карточкам).

  1. Замени фразеологизмом.

  -Дурачить кого (то) -………..(обвести вокруг пальца)

   - Говорить что (либо) пустое -………….(переливать из пустого в порожнее)

   - Обманывать кого – ( нибудь) -…………(водить за нос) 

   - Делать что (то) плохо, с ленью -……….(спустя рукава)

   -Кому-либо  всё нипочём -…………..(как с гуся вода)

  - Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём- либо разбираться -………

( как рыба в воде)

  1. Какие  неопределённые  местоимения  встречаются в народных сказках?

         (В некотором царстве, в некотором государстве), (В некием царстве, в некием государстве жил - был богатый купец, именитый человек. С.Аксаков « Аленький цветочек»).

     3. Отгадайте загадки.

              - Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен. ( Слово).

        - Кто-то проплакал всю ночь на лугу,

                Сколько слезинок - я счесть не могу. (Дождик).                                     Ставим оценку в оценочных листах.

Учитель: Услышим скоро мы звонок,

        Пора заканчивать урок.

Итог урока: (Слайд №13)

 

-Какие местоимения называются неопределенными?  (Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов).

-Как образуются неопределенные местоимения?  (От вопросительно – относительных местоимений с помощью приставок и суффиксов).

-Как пишутся неопределенные местоимения? (Слитно,  раздельно, через дефис).

-Как изменяются неопределенные местоимения?  (По родам, числам и падежам).

Ставим оценку в оценочных листах, выставляем общую оценку.

Рефлексия:  (Слайд № 14) А  теперь, ребята, я  попрошу вас  высказать  своё  отношение  к уроку.

 Для этого нарисуйте смайлику улыбку. (Дети рисуют на листах).

1.Если  сегодняшний  урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать –нарисуйте  смайлику улыбку.

2.Если  урок  обычный,  нормальный - нарисуйте смайлику на месте рта полоску.

 3.Если  урок  прошёл скучно, вы работали без интереса - нарисуйте опущенные уголки губ.

Домашнее задание:  п. 64,  упр. 689.  (Слайд № 15)

Индивидуально: На  «5»  написать рассказ или сказку с неопределенными местоимениями.

    

Учащиеся выходят из класса под музыкальное сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....

неопределённые местоимения

Презентация к уроку-объяснению нового материала по программе М.М.Разумовской.  С помощью презентации обучающиеся анализируют лексическое значение, способы образования и написания неопределённых м...

"Неопределённые местоимения some, any, no и их производные" для 7-11 классов

Первое задание представляет собой выбор правильной формы неопределённого местоимения из 2-х предложенных, второе - выбор правильной формы производного местоимения из 6-ти предложенных. Тест может быть...

Неопределённые местоимения

Презентация к уроку"Неопределённые местоимения"...

Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях"

Презентация сопровождает урок открытия новых знаний по теме "Неопределённые местоимения. Правописание НЕ- в неопределённых местоимениях....