Урок-закрепление изучаемого материала по теме "Не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Обычный рабочий урок по теме с чередованием различных видов работ, педагогических технологий, с самоанализом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-закрепление с самоанализом | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не с существительными»
Урок закрепления изучаемого материала.
Задачи и цели:
1.Образовательная – закрепление навыка применения правила о правописании не с существительными, доведение навыка до автоматизма, умение различать приставку НЕ- и НЕ- - часть корня.
2.Развивающая – овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
3. Воспитательная – развитие интереса к урокам русского языка, воспитание любви к Родине, развитие интереса к её истории.
Наглядное оформление урока :
1.Таблица «Правописание НЕ- с существительными» (за поворотной створкой доски)
2.Плакат со словами, которые не употребляются без НЕ-.
3. На доске написаны слова с НЕ, к которым надо подобрать синонимы
4.Карточка «Материал для рассуждения»
Ход урока:
- Мотивационный момент:
Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, пожалуйста, свои
принадлежности, готовность к уроку. Сегодня тема нашего урока «Не с существительными». Это второй урок по данной теме и его цель – закрепить навык применения правила «Правописание НЕ с существительными». Желаю вам успеха!
- Проверка письменного домашнего задания:
- Откройте, пожалуйста, тетради. Мы проверим домашнее упражнение №218. Скажите, что нужно было сделать?
Ответы учащихся:
1.Выписать из 1-4 предложений существительные с НЕ и объяснить их написание.
2. Выписать слова с пропущенными буквами-орфограммами из 1-3 предложений и объяснить их.
3.Записать схему 7 – го предложения.
К доске вызываются 3 учащихся, и они выполняют соответственно каждый по заданию:
1-й учащийся : непогоды, недуг, неприятель, негодование.
2-й учащийся: поздняя, свалил, внимание, устремились.
3-й учащийся: А: «П».
Учитель: вопрос 3-ему учащемуся: «Каким членом предложения является слово с НЕ в этом предложении?»
Ответ: слово невежа не является членом предложения, так как это обращение.
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание! А теперь запишите дату и тему урока в ваших тетрадях.
- Устная разминка. Ребята, давайте повтори правило правописания НЕ с существительными.
-В каком случае существительные пишутся с НЕ слитно? (Ответ ученика. Второй ученик комментирует или корректирует ответ предыдущего )
В каком случае существительные пишутся с НЕ раздельно? (Ответ ученика. Второй ученик комментирует или корректирует ответ предыдущего ). Хорошо, ребята, мы с вами повторили правило правописания НЕ с существительными , но очень важно уметь применять его на практике.
- Словарная работа с взаимопроверкой. (1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)
Багряный, ветеран, несчастье, искусство, ненастье, природа, прекрасный, нечестность, не правда, а ложь.
- Ребята, обменяйтесь тетрадями. Происходит взаимопроверка. Скажите, кто не допустил ошибок? Молодцы, ребята! Кто допустил 1 ошибку? Будьте внимательнее! Кто допустил 2 ошибки? А кто более 2-х?
- Ещё раз внимательно посмотрите в свои тетради на записанные нами слова и скажите, какие здесь встретились слова , связанные с темой нашего урока? Назовите их. (Несчастье, ненастье, нечестность, не правда, а ложь) . Объясните, почему они так написаны?
Ответы учащихся:
- В словах несчастье и нечестность НЕ – приставка, потому что можно подобрать синонимы без НЕ: горе и ложь)
- Слово ненастье не употребляется без НЕ.
- Не правда, а ложь содержите противопоставление с союзом а, и поэтому НЕ пишется раздельно.
Учитель: Молодцы, а какой случай правописания НЕ с существительными мы не использовали в наших объяснениях?
Ученики: Не с существительным пишется раздельно, если при нём есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не…
Учитель: Хорошо, ребята, что вы назвали все случаи слитного и раздельного написание НЕ с существительными.
- Игра «Путаница»
Учитель: целью следующего задания является умение подобрать синонимы к соответствующим словам с НЕ Слова записаны вразнобой, ваша задача – найти синоним для каждого слова
Учитель: А что такое синонимы? ( Ответы учащихся)
(На доске записаны в 2 столбика слова: в одном - слова с НЕ, в другом – синонимы к ним).
Неприятель выдумка
Небылица грубость
Несмелость противник, враг
Ненависть робость
Невежливость вражда
Учитель: Ребята, вы молодцы, хорошо справились с заданием и, подводя итог , давайте скажем, какой вопрос первым у нас должен возникнуть, если нам встретилось слово с НЕ?
Ответ ученика: Может ли слово употребляться без НЕ.
Учитель: А какой самый простой способ определения, употребляется ли слово с НЕ или нет?
Ответ ученика: Закрыть НЕ.
Учитель: А для чего нам нужно определять, пишется ли слово без НЕ или нет?
Ответ ученика: Если слово может употребляться без НЕ, тогда НЕ является приставкой, если же без НЕ не употребляется, тогда НЕ – часть корня.
Учитель: Определите в написанных вами парах слов, чем является НЕ приставкой или частью корня.
Ответы учащихся.
Учитель: Ребята, хочется обратить ваше внимание на то, как разнообразен наш язык, благодаря синонимам наша речь становится яркой, образной, выразительной. И наша с вами задача – уметь пользоваться этим богатством и развивать свою речь!
- Отработка орфографической зоркости
Учитель: Сейчас мы с вами переходим к следующему заданию, в котором продолжим отработку умения правильно писать НЕ с существительными. В нашем домашнем задании мы встретились со словом «невежа». Кто-нибудь знает, что оно означает? (может быть, в классе найдутся 2-3 человека, которые смогут дать приблизительное толкование значения этого слова)
Учитель: А что мы должны сделать , чтобы узнать значение слова?
Ученик: Обратиться к словарю.
В качестве дополнительного на дом одной из учениц было дано задание найти в толковом словаре значение слов «невежда» и «невежа».
Выступление ученицы. Затем она пишет на доске, а ученики записывают в тетрадях:
Невежда – необразованный человек, неуч.
Невежа – невоспитанный человек, грубиян.
Учитель: Спасибо , молодец, ты справилась с заданием. А теперь вопрос к классу: скажите, что произошло в этих словах?
Ответы учащихся: Произошло слияние Не с корнем, поэтому эти слова без НЕ не употребляются.
Учитель: Ребята, обратите внимание на слова синонимы, которые подобрала ваша одноклассница, какой частью речи они являются? ( Ответы учащихся) А как пишутся? ( Ответы учащихся). Молодцы, но должна сказать, что когда мы будем изучать тему «Имя прилагательное», снова встретимся с этим правилом.
- Синтаксическая пятиминутка.
Учитель: К доске пойдёт один ученик . Мы запишем в тетради пословицу и сделаем её синтаксический разбор. (На доске следующая запись)
Невежество – оружие невежды. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
Учитель: Объясните постановку тире в этом предложении.
Ученик: Тире ставится в предложении, где подлежащее (невежество) и сказуемое (оружие) выражены существительными в именительном падеже.
Учитель: Хорошо! Переходим к следующему этапу нашего урока
- Работа по углублению и обобщению знаний учащихся.
Учитель: Следующий этап – работа с использование алгоритма. Его мы уже начали составлять в течение нашего урока. (Открывается створка доски с таблицей «Правописание НЕ с существительными») Ваша задача – составить связный рассказ о правописании НЕ с существительными.
Ответ нескольких учеников
Учитель: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Последнее задание у нас будет творческим. Выполнив это задание, вы должны показать своё умение рассуждать, анализировать ситуацию по «Материалу для рассуждения», который лежит у вас на партах.
Материал для рассуждения.
«Петя, ты опять вылез из-за стола. Какой же ты у нас непоседа!» Трёхлетний Петя возвращается к столу и спрашивает: «Мама, а теперь я уже поседа?
Неважно, что в этом примере ребёнок создал слово, которого нет в языке. Важно то, что он усвоил модель, лежащую в основе словотворчества: нехороший – хороший, непослушный – послушный, непоседа - …поседа. (По В. Откупщикову)
На доске висит плакат со словами, пережившими похожую судьбу слов «невежа» и «невежда».
Учитель: Ребята, сейчас вы должны использовать слова на плакате, для создания своего рассказа в сходной ситуации.
( 4-5 работ учащихся заслушиваются).
- Домашнее задание.
Учитель: А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Выучить правило правописания НЕ с существительными и выполнить упражнение 221. Обратитесь к вашему учебнику, и вы увидите, что при выполнении этого упражнения вы будете должны списать текст, вставить пропущенные буквы, графически объяснить написание слов с пропущенными буквами, раскрыть скобки и объяснить случаи слитного или раздельного Не с существительными.
- Подведение итогов.
Учитель: Молодцы! Давайте вместе с вами подведём итог нашего урока и скажем, что мы сегодня запомнили?
Учитель: Ребята, вы очень хорошо и плодотворно поработали сегодня на уроке.
За работу на уроке выставляются оценки
Самоанализ урока
формирования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного
тема «Не с существительными»
учителя МКОУ Орешковская основная общеобразовательная школа
Луховицкого района Московской области
Филипповой Натальи Владимировны
1.Мотивационный компонент (1 мин)
Урок начался с организационного момента со следующей структурой: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку; мобилизующее начало: была объявлена тема урока, место данного урока в системе уроков, цель и задача урока, а также создана ситуация успеха, посредством пожелания успеха учащимся. Таким образом, ученики были подготовлены к работе на уроке
2.Проверка письменного домашнего задания (7 мин)
Домашнее задание проверялось посредством самоконтроля с выборочной проверкой заданий к выполненному дома упражнению у доски. Проверка сопровождалась проблемными вопросами, способствующими созданию поисковой ситуации на уроке, а также корректировкой пробелов. Частично выявилась степень понимания материала. Активность учащихся на данном уровне достаточно высока, так как всеми учащимися домашняя работа была выполнена.
3.Актуализация знаний и умений (4мин+5 мин+4 мин)
Актуализация знаний и умений прошла в виде фронтального опроса по теоретическому материалу, пройденному на предыдущем уроке, и корректировке ответов учащихся одноклассниками, а также в виде словарной работы с взаимопроверкой. На данном этапе повторили понятия из недавно пройденного раздела «Лексика», и, надо отметить, урок «оживил» эвристический метод в игре «Путаница». Активность учащихся повысилась, прослеживается наибольшая активность учеников.
На данном этапе при отработке орфографической зоркости был реализован дифференцированный подход к выполнению домашнего задания. «Сильная» ученица подготовила сообщение о лексическом значении фонетически похожих слов. Остальным учащимся на материале этого сообщения было дано мини – задание исследовательского характера: проследить, какие изменения произошли в словах.
Актуализация знаний и умений продолжилась синтаксической пятиминуткой с анализом предложения, включающего слова, с лексическим значением которых ученики познакомились на уроке. Активность учащихся снизилась, так как учащиеся затрудняются объяснить постановку знака препинания в предложении.
4.Работа по углублению и обобщению знаний учащихся (3 мин+ 10 мин)
Работа по углублению и обобщению знаний учащихся строилась с использованием алгоритма по полученным и применяемым теоретическим сведениям.
Для реализации воспитывающей функции русского языка учащимся предложен материал для чтения и создания сочинения-миниатюры по аналогии с тем текстом, который прочитали в карточке «Материал для рассуждения». Активность учащихся заметно снизилась. Частично вследствие усталости, частично из-за трудности задания.
5.Домашнее задание (2 мин)
Дан инструктаж выполнения домашнего задания. Подробного инструктажа не потребовалось, так как задание к упражнению аналогично тому, что выполняли в классе.
6. Подведение итогов (4 мин)
Прошло в виде выборочного опроса «слабых» учащихся о том, что нового они узнали на уроке. Учащимся выставлены оценки.
После каждого этапа урока учитель стимулировал учащихся, а также вместе с учащимися обобщал навыки, умения, знания, приобретённые учащимися. Активность учащихся менялась в зависимости от заданий, предложенных им. Использовались различные виды речевой деятельности: слушание, чтение, говорение, письмо. Применялись методы, связанные с мотивацией обучения: дидактическая игра, решение проблемной задачи в творческом задании. Сложился благоприятный психологический климат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - закрепление материала по теме "Пресмыкающиеся"
Урок в 7 классе с использованием игровых технологий обучения....
Урок закрепления учебного материала по теме "Прямая и окружность"
Материал урока расчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по учебнику Дорофеева Г.В....
Урок закрепления изученного материала по теме : «Комплексное повторение орфограмм»
Форма урока: игра-путешествие.(Базовый учебник: М.Т. Баранов Русский язык- М.: Просвещение, 2009, стр. 192-220).Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении раздела « Глагол»....
конспект урока : Закрепление лексического материала «Животные», «Цвета», «Числа 1-10»
Предлагаю вашему вниманию конспект урока-путешествие по английскому языку 2 класс...
Разработка урока закрепления и обобщения материала по теме "Формулы сокращенного умножения" 7класс
Материал рассчитан на один урок для класса с хорошей математической подготовкой, не обязательно с углубленным изучением математики. Рассчитан на провер...
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...
"Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс. Урок - закрепление ранее изученного материала
Если моя работа Вам понравилась и Вы решили ее использовать в своей трудовой деятельности, Вы можете меня отблагодарить, нажав кнопку "Мне нравится" внизу страницы, или, оставив комментарий. Спасибо з...