Урок-закрепление изучаемого материала по теме "Не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Филиппова Наталья Владимировна

Обычный рабочий урок по теме с чередованием различных видов работ, педагогических технологий, с самоанализом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-закрепление с самоанализом52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Не с существительными»

Урок закрепления изучаемого материала.

Задачи и цели:

1.Образовательная – закрепление навыка применения правила о правописании не с существительными, доведение навыка  до автоматизма, умение различать приставку НЕ- и НЕ- - часть корня.

2.Развивающая – овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.

3. Воспитательная – развитие интереса к урокам русского языка, воспитание любви к Родине, развитие интереса к её истории.

Наглядное оформление урока :

1.Таблица «Правописание НЕ- с существительными» (за поворотной створкой доски)

2.Плакат со словами, которые не употребляются без НЕ-.

3. На доске написаны слова с НЕ, к которым надо подобрать синонимы

4.Карточка «Материал для рассуждения»

Ход урока:

  1. Мотивационный момент:

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, пожалуйста, свои

 принадлежности, готовность к уроку. Сегодня тема нашего урока «Не с существительными». Это второй урок по данной теме и его цель – закрепить  навык применения правила «Правописание НЕ с существительными». Желаю вам успеха!

  1. Проверка письменного  домашнего задания:

- Откройте, пожалуйста, тетради. Мы проверим домашнее упражнение №218. Скажите,  что нужно было сделать?

Ответы учащихся:

1.Выписать из 1-4 предложений существительные с НЕ и объяснить их написание.

2. Выписать  слова с пропущенными буквами-орфограммами из 1-3 предложений и объяснить их.

3.Записать схему 7 – го предложения.

  К доске  вызываются 3 учащихся, и они  выполняют  соответственно  каждый по заданию:

1-й учащийся : непогоды, недуг, неприятель, негодование.

2-й учащийся: поздняя, свалил, внимание, устремились.

3-й учащийся: А: «П».

Учитель: вопрос 3-ему учащемуся: «Каким членом предложения является слово с НЕ в этом предложении?»

Ответ:  слово невежа не является  членом предложения, так как это обращение.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание!        А теперь запишите  дату  и тему урока в ваших тетрадях.

  1. Устная разминка. Ребята, давайте повтори правило правописания НЕ с существительными.

-В каком случае существительные пишутся с  НЕ  слитно?  (Ответ ученика. Второй ученик комментирует или корректирует  ответ предыдущего )

В каком случае существительные пишутся с  НЕ  раздельно?  (Ответ ученика. Второй ученик комментирует или корректирует  ответ предыдущего ). Хорошо, ребята, мы с вами повторили правило правописания НЕ с существительными , но очень важно уметь применять его на практике.

  1. Словарная  работа  с взаимопроверкой.  (1 ученик  работает у доски, остальные -  в тетрадях)

Багряный,  ветеран, несчастье, искусство, ненастье, природа, прекрасный, нечестность, не правда, а ложь.

- Ребята, обменяйтесь тетрадями. Происходит взаимопроверка.  Скажите,  кто не допустил ошибок? Молодцы, ребята! Кто допустил 1 ошибку? Будьте внимательнее!  Кто допустил 2 ошибки? А кто более 2-х?  

- Ещё раз внимательно посмотрите в свои тетради на записанные нами слова и скажите, какие  здесь встретились слова , связанные с темой нашего урока? Назовите их.  (Несчастье, ненастье, нечестность, не правда, а ложь) .  Объясните, почему они так написаны?

Ответы учащихся:

- В словах  несчастье и нечестность  НЕ – приставка, потому что можно подобрать синонимы без НЕ: горе  и  ложь)

- Слово ненастье  не употребляется без НЕ.

- Не правда, а ложь  содержите противопоставление с союзом а, и поэтому НЕ пишется раздельно.

Учитель: Молодцы, а какой случай правописания НЕ с существительными   мы не использовали в наших объяснениях?

Ученики:  Не с существительным пишется раздельно, если при нём  есть слова  далеко не, вовсе не, ничуть не…

Учитель: Хорошо, ребята,  что вы назвали все случаи  слитного и раздельного написание НЕ с существительными.      

  1. Игра «Путаница»

Учитель: целью  следующего задания является умение подобрать синонимы  к соответствующим словам с НЕ Слова записаны вразнобой, ваша задача – найти синоним для каждого слова  

Учитель:  А что такое синонимы?  ( Ответы учащихся)

(На доске записаны в 2 столбика слова: в одном  - слова с НЕ, в другом – синонимы к ним).

Неприятель                выдумка

Небылица                грубость

Несмелость                противник, враг

Ненависть                робость

Невежливость        вражда

Учитель:  Ребята, вы молодцы,  хорошо справились с заданием и, подводя итог , давайте скажем, какой вопрос первым у нас должен возникнуть, если нам встретилось слово с НЕ?

Ответ ученика: Может ли слово употребляться без НЕ.

Учитель: А какой самый простой способ определения, употребляется ли слово с НЕ или нет?

Ответ ученика: Закрыть НЕ.

Учитель: А для чего нам нужно определять, пишется ли слово без НЕ или нет?

Ответ ученика: Если слово может употребляться без НЕ, тогда НЕ является приставкой, если же без НЕ  не  употребляется, тогда НЕ  – часть корня.

Учитель: Определите  в написанных вами парах слов, чем является НЕ приставкой или частью корня.

Ответы учащихся.

Учитель: Ребята, хочется обратить ваше внимание на то, как разнообразен наш язык, благодаря синонимам наша речь становится яркой, образной, выразительной. И наша с вами задача – уметь пользоваться  этим богатством и развивать свою речь!

  1. Отработка орфографической зоркости

Учитель:  Сейчас мы с вами переходим к следующему заданию, в котором продолжим отработку умения правильно писать НЕ с существительными. В нашем домашнем задании мы встретились со словом «невежа». Кто-нибудь знает,  что оно означает? (может быть, в классе найдутся 2-3 человека, которые смогут дать приблизительное толкование значения  этого слова)

Учитель: А что мы должны сделать , чтобы узнать значение слова?

Ученик: Обратиться к словарю.

В качестве дополнительного на дом  одной из учениц  было дано задание найти в  толковом словаре значение слов  «невежда» и «невежа».

Выступление ученицы. Затем она пишет на доске, а ученики записывают  в тетрадях:

Невежда – необразованный человек, неуч.

Невежа – невоспитанный человек, грубиян.

Учитель: Спасибо , молодец, ты справилась с заданием. А теперь вопрос к классу: скажите, что произошло  в этих словах?

Ответы учащихся: Произошло слияние Не с корнем, поэтому эти слова без НЕ не употребляются.

Учитель: Ребята, обратите внимание на слова  синонимы, которые подобрала ваша одноклассница, какой частью речи они являются? ( Ответы учащихся) А как пишутся? ( Ответы учащихся). Молодцы, но должна сказать, что когда мы будем изучать тему «Имя прилагательное», снова встретимся с этим   правилом.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Учитель:  К доске пойдёт один ученик . Мы запишем  в тетради пословицу и сделаем её синтаксический разбор. (На доске следующая запись)

Невежество – оружие невежды. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

Учитель: Объясните постановку  тире в этом предложении.

Ученик: Тире ставится в предложении, где подлежащее (невежество) и сказуемое (оружие) выражены существительными в именительном падеже.

Учитель: Хорошо!  Переходим к следующему этапу нашего урока

  1. Работа по углублению и обобщению знаний учащихся.

Учитель:  Следующий этап – работа с использование алгоритма. Его мы уже начали составлять  в течение нашего урока. (Открывается створка доски   с таблицей «Правописание НЕ с существительными») Ваша задача – составить связный рассказ о правописании НЕ с  существительными.

Ответ нескольких учеников

Учитель: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Последнее задание у нас будет творческим. Выполнив это задание, вы должны показать своё умение рассуждать, анализировать ситуацию по «Материалу  для рассуждения», который лежит у вас на партах.

Материал для рассуждения.

«Петя, ты опять вылез из-за стола. Какой же ты у нас непоседа!»  Трёхлетний Петя возвращается к столу и спрашивает: «Мама, а теперь я уже поседа?

Неважно, что в этом примере ребёнок создал слово, которого нет в языке. Важно то, что он усвоил модель, лежащую в основе словотворчества: нехороший – хороший, непослушный – послушный, непоседа - …поседа. (По В. Откупщикову)

На доске висит плакат со словами, пережившими похожую судьбу слов «невежа» и «невежда».

Учитель: Ребята, сейчас вы должны использовать слова на плакате, для создания своего рассказа в сходной ситуации.

( 4-5 работ учащихся заслушиваются).

  1. Домашнее задание.

Учитель: А сейчас  открываем дневники и записываем домашнее задание. Выучить правило правописания НЕ с существительными и выполнить упражнение 221.  Обратитесь к вашему учебнику, и вы увидите, что при выполнении этого упражнения вы будете должны списать текст, вставить пропущенные буквы, графически объяснить написание слов с пропущенными буквами, раскрыть скобки и объяснить случаи слитного или раздельного Не с существительными.

  1. Подведение итогов.

Учитель:  Молодцы!  Давайте вместе с вами подведём итог нашего урока и скажем, что мы сегодня запомнили?

Учитель: Ребята, вы очень хорошо и плодотворно поработали сегодня на уроке.

За работу на уроке выставляются оценки

Самоанализ урока

формирования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного

 тема «Не с существительными»

учителя МКОУ Орешковская основная общеобразовательная  школа

Луховицкого района Московской области

Филипповой Натальи Владимировны

1.Мотивационный компонент (1 мин)

        Урок начался с организационного момента со следующей структурой: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку; мобилизующее начало:  была объявлена тема урока, место данного урока в системе уроков, цель и задача урока, а также создана ситуация успеха, посредством пожелания успеха учащимся. Таким образом, ученики были подготовлены к работе на уроке

2.Проверка письменного домашнего задания (7 мин)

        Домашнее задание проверялось  посредством самоконтроля с выборочной проверкой заданий к  выполненному дома упражнению  у доски. Проверка сопровождалась проблемными вопросами, способствующими  созданию поисковой ситуации на уроке, а также корректировкой пробелов. Частично выявилась  степень понимания материала. Активность учащихся на данном уровне достаточно высока, так как всеми учащимися домашняя работа была выполнена.

3.Актуализация знаний и умений   (4мин+5 мин+4 мин)

        Актуализация знаний и умений  прошла  в виде фронтального опроса по теоретическому материалу, пройденному на предыдущем уроке, и корректировке ответов учащихся одноклассниками, а также  в виде словарной работы с взаимопроверкой. На данном этапе повторили  понятия  из  недавно пройденного раздела «Лексика», и, надо отметить,  урок «оживил» эвристический метод в  игре  «Путаница». Активность учащихся повысилась, прослеживается наибольшая активность учеников.

        На данном этапе при отработке орфографической зоркости был реализован дифференцированный подход  к выполнению домашнего задания.  «Сильная» ученица   подготовила сообщение о лексическом значении фонетически похожих слов.  Остальным учащимся на материале этого сообщения  было дано  мини – задание исследовательского характера: проследить, какие изменения произошли в словах.

        Актуализация знаний и умений продолжилась синтаксической пятиминуткой с анализом предложения, включающего  слова, с лексическим  значением которых ученики  познакомились на уроке.  Активность учащихся снизилась, так как учащиеся затрудняются объяснить постановку   знака препинания  в предложении.

4.Работа по углублению и обобщению знаний учащихся  (3 мин+ 10 мин)

        Работа по углублению и обобщению знаний учащихся строилась с использованием алгоритма по  полученным и применяемым теоретическим сведениям.

        Для  реализации воспитывающей функции русского языка учащимся предложен  материал для  чтения   и создания сочинения-миниатюры по аналогии с тем текстом, который  прочитали в карточке «Материал для рассуждения». Активность учащихся заметно снизилась. Частично  вследствие усталости, частично из-за трудности задания.

5.Домашнее задание  (2 мин)

        Дан инструктаж выполнения домашнего задания. Подробного инструктажа не потребовалось, так  как  задание к упражнению аналогично тому, что выполняли   в классе.

6. Подведение итогов (4 мин)

        Прошло в виде  выборочного опроса  «слабых» учащихся о том, что нового они  узнали на уроке.  Учащимся выставлены оценки.

После каждого этапа урока учитель стимулировал учащихся,  а также вместе с учащимися обобщал навыки, умения, знания, приобретённые учащимися. Активность учащихся менялась в зависимости от заданий, предложенных им. Использовались различные виды речевой деятельности:  слушание, чтение, говорение, письмо. Применялись методы, связанные с мотивацией обучения: дидактическая игра, решение проблемной задачи в творческом задании. Сложился благоприятный психологический климат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - закрепление материала по теме "Пресмыкающиеся"

Урок в 7 классе с использованием игровых технологий обучения....

Урок закрепления учебного материала по теме "Прямая и окружность"

Материал урока расчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по учебнику Дорофеева Г.В....

Урок закрепления изученного материала по теме : «Комплексное повторение орфограмм»

Форма урока: игра-путешествие.(Базовый учебник: М.Т. Баранов Русский язык- М.: Просвещение, 2009, стр. 192-220).Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении раздела « Глагол»....

конспект урока : Закрепление лексического материала «Животные», «Цвета», «Числа 1-10»

Предлагаю вашему вниманию конспект урока-путешествие по английскому языку 2 класс...

Разработка урока закрепления и обобщения материала по теме "Формулы сокращенного умножения" 7класс

Материал рассчитан на один урок для класса с хорошей математической подготовкой, не обязательно с углубленным изучением математики. Рассчитан на провер...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

"Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс. Урок - закрепление ранее изученного материала

Если моя работа Вам понравилась и Вы решили ее использовать в своей трудовой деятельности, Вы можете меня отблагодарить, нажав кнопку "Мне нравится" внизу страницы, или, оставив комментарий. Спасибо з...