Интегрированный урок "Главные и второстепенные члены"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Интегрированный урок - обобщение посторен на материале сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Цель данного урока обобщить и привести в систему знания о членах предложения; закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения; отработать навык анализа художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_5_klasse.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:              Главные и второстепенные члены предложения.

(Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе)

Цели урока:  

 

  1. Обобщить и привести в систему знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
  2. Закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения.
  3. Отработать навык анализа художественного произведения.
  4. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, обогащать словарный запас учащихся.

Аппаратное обеспечение урока:

  1. Компьютер
  2. Электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point.

План этапов урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обобщение и систематизация знаний по теме:

а) понятие главных членов предложения и способов их выражения; употребление тире между подлежащим и сказуемым;

б) понятие второстепенных членов предложения и способов их выражения: дополнение, определение, обстоятельство.

3. Развитие речи с элементами словарной работы.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.


Технологическая карта урока.

Этапы

урока

Цель этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ИКТ

1 этап –

организа-

ционный

Проверить готовность

Учащихся к уроку. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

2 мин.

Сегодня на уроке нам предстоит обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения и способах их выражения. А поможет осуществить эту работу сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Открывают тетради и записывают тему.

2 этап –

обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах с элементами интеграции.
























Словарная работа.



Промежуточный итог.
























































Промежуточный итог.




Обобщить и систематизировать знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Закрепить навык определения способов выражения главных и второстепенных членов.










Закрепить навык определения способов выражения сказуемых.










Обогатить словарный запас учащихся.


Обобщить информацию о сказуемом.


Закрепить навык нахождения и определения способов выражения второстепенных членов предложения.

( Дополнение)

Продолжить работу по развитию речи.







Закрепить умение различать сказуемое, выраженное полным прилагательным , от второстепенного члена – определения.

Продолжить работу по развитию речи.













Закрепление навыка определения обстоятельства. Рассмотреть случаи двойного подчёркивания.(Случаи совпадения дополнения и обстоятельства.)

Вступительное слово учителя. Фронтальный опрос.

-Что такое сказка?

Найдите и подчеркните в полученном предложении главные члены.

-Чем они выражены? Объясните постановку тире в предложении.

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

Обратимся к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

-О чём эта сказка?

-Кто является главными героями?

Охарактеризуйте старуху. --Какая она?

Выберите нужные прилагательные из таблицы.

-Есть ли сказуемое в предложении? Чем оно выражено? Чем ещё может быть выражено сказуемое?

Дайте характеристику старику, используя краткие прилагательные.


Объясните значение слов: алчный, бескорыстный.




-Чем могут быть выражены сказуемые?


-Какой откуп пообещала рыбка дать за себя?

Обратитесь к тексту.

Найдите и подчеркните второстепенные члены предложения.

-Что такое дополнение?

-Какие бывают дополнения?

-Какое дополнение в данном предложении?

-Почему старик не взял откуп, чем и привёл старуху в ярость?


Прочитайте  отрывок сказки, вспомните эпизод, когда так разгневалось море.

Спишите, вставьте пропущенные слова-прилагательные, которые помогли бы создать образ разгневанного моря.

-Какими членами предложения являются вставленные слова?

-Что такое определение?

-Как отличить сказуемое, выраженное полным прилагательным, от определения?

-Почему в последний раз рыбка ничего не сказала старику?

Долго у моря ждал он ответа.

Выпишите словосочетания из данного предложения.

-Какой член предложения поясняет сказуемое и обозначает признак действия?

Выполните полный синтаксический разбор этого предложения.

-Какие ещё  значения могут иметь обстоятельства?

-Почему второстепенный член предложения у моря является и дополнением, и обстоятельством?


-Какие члены предложения являются второстепенными, какую функцию они выполняют в предложении?

Класс формулирует ответ, записывает предложение в тетрадь, чертит схему.

Сказка – произведение устного народного творчества.


Ученики отвечают на вопросы.







Ученики размышляют, отвечают на вопросы.


Ученики выбирают нужные слова, составляют предложение.

Старуха злая, коварная, властная, алчная.






Старик добр, бескорыстен, честен.


Два ученика работают с толковыми словарями. Остальные дают своё толкование.


Учащиеся подводят итог.



Рыбка обещала дорогой откуп.




Учащиеся работают над предложением, отвечают на вопросы.


Ученики продолжают работу над составлением портретной характеристики персонажа.





Учащиеся выполняют творческую работу, выбирают нужное слово, а затем проверяют по тексту.


Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.







Размышления учащихся.





Учащиеся выписывают словосочетания, определяют значение обстоятельства, выполняют полный синтаксический разбор данного предложения, отвечают на вопрос.










Учащиеся обобщают информацию, отвечают на вопрос.






Слайд №3









Слайд №4









Слайд №5







Слайд №5



Слайд №6




























Слайд №7

Слайд №8















Слайд №9


3 этап - развитие речи с элементами словарной работы.

Познакомить учащихся с крылатым выражением «остаться у разбитого корыта». Определить толкование выражения, научить использовать в речи.

- Что увидел старик, когда вернулся к старухе?

Найдите ответ в тексте.

-Каков смысл выражения «остаться у разбитого корыта»?

Сказка – ложь…

-Какой нравственный  урок можно извлечь из этой сказки?

На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто.


Учащиеся работают с текстом, размышляют над выводом.

Судьба наказывает того, кто удовлетворяет свои прихоти за счёт труда других, заставляя их быть «на посылах». Не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта.

Слайд №10






Слайд №11

4 этап-подведение итогов.

Подвести итог урока.

Рефлексия.

Проводят рефлексию:

Какие вопросы остались непонятыми.

Какой этап урока был самым сложным.

Что узнали нового на уроке.

Что было интересным в процессе урока.

5 этап- домашнее задание.

Провести инструктаж

 по выполнению дооомашнего       домашнего задания.

Написать сочинение-миниатюру, раскрывающее смысл выражения «остаться у развитого корыта».В двух простых предложениях подчеркнуть главные и второстепенные члены.

Записывают домашнее задание.

Слайд №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Унылая пора..." Второстепенные члены предложения

Тематически урок связан с осенью...

Презентация Обособление второстепенных членов предложения.

Урок- презентация рассчитан на работу с интерактивной доской. Цель урока: закрепить изученный материал, уметь находить в тексте обособленные члены предложения....

тест по теме "Второстепенные члены предложения"

Проверочная работа по теме«Второстепенные члены предложения». 8 классI. Подчеркните грамматические основы предложений,  укажите какой частью речи они выражены. Определите значение обстоятел...

Главные и второстепенные члены предложения

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний Цели: Познавательные: повторить и систематизировать материал по изученной теме Практические: формирование умений находить обстоятельства в предло...

Главные и второстепенные члены предложения

Повторить с учащимися главные и второстепенные члены предложения...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Конспект интегрированного урока информатики и русского языка "Применение текстового редактора при изучении второстепенных членов предложения" в 8 классе.

Цели урока по русскому языку: закрепить признаки второстепенных членов предложения, отработать навык синтаксического разбора предложения, способствовать развитию творческих способностей учащихся, разв...