Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.

Цели урока:

обучающие: формирование правильной речи учащихся; актуализация              

                       опорных знаний и умений по теме « Употребление

                       глаголов»;совершенствовать навыки работы со

                       словарём;

развивающие: развивать речевые навыки при построении устных и  

                       письменных высказываний; развивать языковое чутьё;

воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку через интерес

                       к чтению русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.

Цели урока:

обучающие: формирование правильной речи учащихся; актуализация              

                       опорных знаний и умений по теме « Употребление

                       глаголов»;совершенствовать навыки работы со

                       словарём;

развивающие: развивать речевые навыки при построении устных и  

                       письменных высказываний; развивать языковое чутьё;

воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку через интерес

                       к чтению русской литературы.

Оборудование:

  1. карточки для  индивидуальной работы
  2. распечатки текста
  3. таблица «Стили  речи»
  4. выставка книг, посвящённая творчеству М.А.Булгакова
  5. аудиозаписи
  6. выставка лексикологических и грамматических словарей
  7. иллюстрации к игровым моментам
  8. фломастеры красные и синие по 4 каждого цвета

         

Ход  урока:

1.Объявление темы урока:

  Задание 1. Прочитайте запись. Переделайте ее в предложение с косвенной речью.

   «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот вклад, это достояние, переданное нам нашими  предшественниками».- писал Иван Сергеевич Тургенев.

Ответ ученика:

   -И.С.Тургенев писал, что надо беречь наш язык, наш прекрасный русский язык, этот вклад, это достояние, переданные нам  нашими предшественниками.

2. Слово учителя.

  А Вы знаете, что Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы  и дети» употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь?

  Три ваши одноклассницы выполняли дома индивидуальную работу. Они должны были составить синонимический ряд от глагола «сказать», использовав словари синонимов под редакцией Евгеньевой А.П., Александровой З.Е., Горбачевича К.С.

  У доски ученицы рассказывают о результатах своих исследований, читают подборку синонимов, указывая на их стилистическую окрашенность.(В момент проверки домашнего задания, используется таблица «Стили речи»).

Задание 2.

  Карточка 1.

 Дан отрывок из повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце».  Вставьте в пропуски слова-синонимы к слову «сказать».

 -Нет, нет и нет! - настойчиво______________ Борменталь, - извольте заложить салфетку.

 -Ну, что, ей богу, - ______________ недовольно Шариков.

 -Благодарю Вас, доктор, - ласково _______________ Филипп Филиппович, - а то мне уже надоело _______________.

 - Все равно не позволю, есть, пока не заложите. Зина, примите майонез у Шарикова.

 - Как это «примите»? - ________________ Шариков, - я сейчас заложу.

Учитель. Мы проверили ваши ответы. А теперь сравним с  оригиналом.

Ученики. Теперь мы понимаем, какой титанический труд лежит за простыми и ясными строчками.

Учитель. Ребята, так зачем нам необходимо употреблять в  речи синонимы?

Ответы учеников:

  - Синонимы обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для  того, чтобы выразить свою мысль точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.

Задание 3. Прослушайте магнитофонную запись «Радионяни». Урок «Употребление глаголов надеть-одеть».

Учитель. Глаголы надеть-одеть-синонимы?

 

Ответы учеников:

 - Нет. Это паронимы. Слова, похожие по звучанию, но совершенно разные по смыслу.

Задание 4. Игра «Найди меня».

 Проведите стрелки от данных глаголов к существительным. Устно мотивируйте свой выбор.

        Глаголы:                                               Существительные:

  надеть                                                 дочку

                                                               кашне

                                                               пальто

  одеть                                                   ребенка

                                                               боа

                                                               сестру

Задание 5. Работа с «Толковым словарем русского языка» под редакцией С.И. Ожегова.

  Найдите в словаре лексические значения глаголов закончить-окончить. Приведите примеры.

Проверьте себя: Окончил                школу в 2008 году

                             Закончил               писать сочинение.

Задание 6. Работа в группах с последующей проверкой.

 1 группа получает задание: проспрягать глагол бежать.

 2 группа и 3 группа: образуйте повелительное наклонение от глаголов:

бежать                                                    класть

положить                                                ехать

поехать                                                   есть  

Учитель. Пригрело по-летнему солнце, и на цветочном поле расцвела необычайная  ромашка лингвистическая. Вот сейчас погадаем и узнаем, кто из Вас любит и бережет русскую речь.

Игра «Лингвистическая  ромашка».

Задание 7: Надо исправить ненормативные глаголы в предложениях, написанных на лепестках «ромашки».

Задание 8.

Карточка №2.

Расставьте ударения в словах. В каких глаголах допускается колебание в произносительной норме?

  Звонит, понял, начался, переведена, родился, звонишь, брала, начал, добрались, балую, баловать.

Лингвистическое сообщение ученика.

(В момент проверки задания №8 ученик готовит лингвистическое сообщение о дефектных глаголах победить, убедить. Ученик использует «Словарь-справочник лингвистических терминов» под редакцией Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой).

Задание 9. Решение теста.

1.Найдите глаголы, у которых отсутствуют формы 1 лица ед.ч.

   1). защитить

   2). победить

   3). махать

   4). затмить

2.Найдите глаголы, у которых отсутствуют формы 1 лица ед.ч.

   1). укусить

   2). убедить

   3). утомить

   4). уложить

Домашнее задание.

1.Выберите правильный вариант.

  1. Я ________ к тебе часика через два.       1) подойду

                                                                           2) приду

    2. Я _________ к тебе вечерком.                  1) подъеду

                                                                      2) приеду

   3. Я к вам __________ курьера с бумагами.   1)  пошлю

                                                                      2) подошлю

   4. На остановке вы __________ из автобуса. 1) выходите

                                                                      2) сходите

                                                                      3) встаете

2. Выберите правильный вариант.

    А.   1) брызгают              2) брызжут

           Капли ______________ во все стороны.

    Б.   1) двигает                 2) движет

           Что же ______________ поступками этого человека?

    В.   1) капает                   2) каплет

           Вода ______________ сквозь ветхую крышу  дома.

    Г.   1) колыхаются            2) колышутся

           Лилии на воде _____________.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление глаголов в речи

Урок русского языка в 5 классе...

Урок русского языка для 5 класса на тему " Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Урок соответствует ФГОС. В данной разработке предусмотрены: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, проверка по эталону, индивидуальная оценка работы учащегося  на уроке....

Урок-исследование на тему "Особенности употребления глаголов"

Урок предназначен для повторения и закрепления темы "Глагол" в 6 классе. Содержит материал по культуре речи, способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций, расширяет знания о глагол...

«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.

Урок  повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Цели урока:

Конспект урока русского языка в 6 классе...