Употребление глаголов в речи
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Егорова Альбина Всеволодовна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upotreblenie_glagolov_v_rechi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Учитель: Егорова Альбина Всеволодовна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары

Употребление глаголов в речи

Цель:

1)показать учащимся роль глагола в построении высказывания

2)обогатить словарный запас учащихся глаголами различных лексико-семантических групп (глаголами движения, речи, звучания)

3)научить выбору слов из синонимического ряда в соответствии со стилем речи

4)помочь обучающимся проникнуться чувством любви к окружающей природе.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

                                                                  Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен

                                                                  для  выражения простых. Естественных понятий…

                                                                  В русском языке иногда для выражения разнообразных                          

                                                                  оттенков одного и того же действия существует до десяти и

                                                                  больше глаголов одного корня, но разных видов.

                                                                                   В.Г.Белинский

-Сегодня мы поговорим о глаголе, постараемся увидеть роль глаголов в тексте, познакомимся  с некоторыми лексико-семантическими группами глаголов.

Обратимся к словам В.Г.Белинского…..Действительно, очень многие глаголы передают, казалось бы, одно и то же действие. Большинство слов в русском языке имеют синонимы. Например, к глаголу « идти» можно подобрать до 25 синонимов, а у слова «смеяться» их 15-17.

Как вы думаете, не было бы лучше, если бы вместо такого огромного количества слов мы бы использовали только один- два нейтральных слова? (Язык бы лишился своей гибкости, утратил бы свою образность.)

Глаголы  движения

- Обратимся к синонимическому ряду глагола идти (слайд):

Брести

Плестись

Тащиться

Ползти

Шагать

Идти

Плыть

Скакать

Лететь

Мчаться

Гнаться

Нестись

-Как вы думаете, какую лексико-семантическую группу образуют данные глаголы?

- По какому принципу сгруппированы данные глаголы движения?  (в порядке усиления действия)

Для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия могут быть использованы глаголы с одним и тем же корнем, но с разным составом слова. Образуйте новые слова от исходного слова «бежать». Составьте с ними словосочетания

В-

Б

Е

Ж

А

Т

Ь

ВЗ-

ВЫ-

ДО-

ЗА-

ИЗ-

О-

ОТ-

ПЕРЕ-

ПО-

ПОД-

-А теперь посмотрим, как работают эти глаголы в тексте. Работаем по группам. Экспертная группа поможет нам растолковать слова по словарю, если возникнет необходимость.

Задание 1 группе: Найдите и подчеркните глаголы движения в предложенных текстах

  1. Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго. В.Брюсов)
  2. Я переходил лесные поляны, спускался в овраги, заросшие папоротниками, пробирался буреломом к реке под горой. Быстро поднявшийся филин мелькал огромной тенью среди елок, оглашая ночь резким, протяжным воплем, а невдалеке что-то шевелилось и хрустело: там осторожно крался охотившийся барсук, вероятно, по-своему удивлявшийся блеску этой необычной ночи. (Н.Смирнов)

Задание 2 группе: текст Д.Гранина. С помощью каких глаголов автор передает движение в природе? Дайте небольшой стилистический анализ текста

Туман дотаивал, вода ожила, заблестела, не вся сразу, а полосами. Туман отлетел, как сон- и заводь открылась в невинном покое, ясная до малейшей малости. Пыльца, соринки плыли на тугой струе. На сером валуне под ивой обозначилась каждая трещинка. Старый валун искрился, хитро посверкивал. В кустах ольшаника среди полной неподвижности один листок почему-то трепетал, бился.

Индивидуальная работа у доски: Вставьте в текст глаголы движения. Какие глаголы точно передают движение ручейка?

Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы.

- Родник,- говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. И вот он с шумом (низвергается ) в пропасть. ( К.Паустовский)

(Группы анализируют свои тексты, растолковывают непонятные слова :заводь, валун, ольшаник).

Схема стилистического анализа текста

1.Тема: пробуждение заводи

2.Основная мысль: как красиво пробуждение природы

3.Художественные средства: олицетворение, эпитеты, сравнение

4.Стиль: художественный

Вывод: Изобразительная сила глагола повышается, когда глаголы употребляются не по одному в предложении, а цепочкой. Несколько построенных в ряд глаголов делают картину более конкретной, а потому более видимой.

Глаголы речи

1. Совместная деятельность

- В нашем языке сплошь и рядом употребляются глаголы, передающие особенности речи.

Прочитайте отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Багульник». Найдите синонимы к слову «говорить». Проведите стилистический анализ текста.

Чего только не говорили про Костю ребята!

-У него ирландский сеттер, - утверждали одни.- Он охотится на уток.

-Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков.

-Мертвая хватка!- говорили другие.

Третьи смеялись:

-Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

-Он держит трех собак!

2.Групповая работа

1 группа работает со знакомым художественным  текстом

Задание: подберите к диалогу из сказки – были А.Платонова «Неизвестный цветок» глаголы речи (диалог вынесен на слайд).

(Она села на землю возле цветка)

-Отчего ты такой?- спросила Даша, присев на землю возле цветка.

- Не знаю, - прошептал цветок.

-А отчего ты на других непохожий?- опять спросила девочка.

-Оттого, что мне трудно,- ответил малыш, не желая обидеть девочку молчанием.

-А как тебя зовут?- поинтересовалась девочка.

-Меня никто не зовет, я один живу, -горестно вздохнул цветок.

-Тут камень, тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?- удивилась Даша.

-Не знаю, -ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

2 группа (сильная): передайте отрывок из сказки «Ведьма и Солнцева сестра» в форме диалога, используя глаголы речи.

Иван – царевич прибежал к отцу и сроду впервой заговорил с ним; он просил у отца коня. Царь так ему возрадовался, что не стал и спрашивать, зачем ему добрый конь надобен. Тотчас приказал  что ни есть наилучшего коня из своих табунов оседлать для царевича. Иван-царевич сел и поехал куда глаза глядят. Долго-долго он ехал; наезжает на двух старых швей и просит, чтобы они взяли его с собой жить.

-Какова же роль глаголов речи в текстах? (Глаголы речи подчеркивают характер героев, помогают нам увидеть говорящего и услышать его, оценить персонаж.)

Глаголы звучания, чувств.

-При помощи глаголов можно передать не только особенности речи человека, но и звуки природы, чувства, которые испытываем мы при виде чего-либо: радость, восторг, удивление. Прочитайте отрывок и произведения Льва Кассиля: Почему автор в одном предложении использует столько синонимов? Чем эти глаголы отличаются друг от друга?

«Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, смеялись официанты в ресторане. крякал толстый повар отеля, визжали поворята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля».

Вывод: Каждый из глаголов передает свои оттенки. Герои отличаются друг от друга социальным положением, характером, возрастом Именно с помощью глаголов мы можем их увидеть , представить.

Обобщение

-Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале урока: так ли необходимо наличие такого огромного количества синонимов в языке?

Ответы детей:

-они обогащают речь

-помогают ярко, образно выразить мысль

-связывают предложения в тексте

-помогают избежать неоправданного повтора

-делают речь более понятной

-подчеркивают характер героев

-помогают оценить поступки героев.

-Мы сегодня еще раз убедились, что глагол - живая и подвижная часть речи. Богатство русского языка позволяет не только назвать слово, действие, но и выразить разнообразные оттенки значения.

Домашнее задание: создайте небольшую миниатюру, используя глаголы движения, звучания и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в употреблении глаголов в речи.

Конспект урока русского языка «Упражнения в употреблении глаголов в речи» проведен в 7-ом классе коррекционной школы VIII вида. Цели: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи...

Употребление глаголов в речи

урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи"...

Употребление глаголов в речи

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Употребление глагола в речи"...

Урок" Употребление глаголов в речи".

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....

Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"

Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...

«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.

Урок  повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....