Элементы учебных технологий при изучени темы "Употребление глаголов в речи"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

разработка технологической карты урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:  _____Анищенко Тамара Николаевна____ОУ  ГБОУ СОШ № 461 г. Санкт-Петербурга

Класс   6           Предмет:  русский язык

Тема урока: «Употребление глаголов в речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний (или «открытия» нового знания)

Дидактическая цель: создать условия для совершенствования знаний учащихся о роли глагола в речи.

Идея урока: обратить внимание на мастерское использование глаголов писателями и поэтами, показать, в чем состоит изобразительная сила глагола.

Задачи урока:

Образовательные:  определять роль глаголов в речи; употреблять глаголы в соответствии с их лексическим значением; уметь определять в тексте художественные приёмы с использованием глаголов;

Развивающие:  развивать мышление; уметь формулировать собственное мнение и позицию,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

развивать информационные умения учащихся (работа со словарями, компьютером, художественными произведениями); развивать орфографические и речевые навыки, языковую компетенцию; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; способствовать развитию творческих способностей .

Воспитательные:  способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и прекрасному; содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

Планируемые результаты обучения:

личностные: позитивное настроение; стремление к активной работе на уроке;  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;  стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

метапредметные:  регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить собственные высказывания; познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения;

предметные: уметь находить глаголы в тексте, определять их лексическое значение, выполнять сравнительный анализ текстов, применять правила правописания глаголов.

Используемые технологии (элементы технологий): технология развития критического мышления (Составление «синквейна», загадка, приёмы «Фантастическая добавка», «Снежный ком», «Стражи», «Паучки», «Эстафета», «Кольца Венна», информационно-коммуникационные технологии (работа с текстом и изображениями, демонстрация презентации); эвристический метод, исследовательский метод, поиск необходимой информации.

Информационно-обучающее обеспечение урока: УМК: учебник для 6 класса «Русский язык» под ред. Разумовской М.М., «Дрофа» - 2013 г., повесть И.С.Тургенева «Бежин луг», «Толковый словарь» В.И.Даля, презентация.

Оборудование,  ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, интернет-ресурсы, раздаточный материал, толковые словари.

План урока

Номер этапа урока

Название этапа

Время

1

Организационный.

1

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3

3

Актуализация знаний.

4

4

Первичное усвоение новых знаний.

10

5

Первичная проверка понимания

10

6

Физкультминутка

3

7

Первичное закрепление

7

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

5

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2

УДД

Этапы урока (номер)

личностные

регулятивные

познавательные

общеучебные

познавательные

логические

коммуникативные

1

позитивное настроение; активизация мышления

планировать  учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

2

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

уметь формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия;

3

осознание эстетической ценности русского языка

строить логическую цепочку рассуждений

4

осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

5

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок

уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

6

планировать  сотрудничество с учителем, сверстниками

7

использовать символические средства для решения задач

уметь формулировать собственное мнение и позицию

8

формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания», адекватно воспринимать оценку учителя

9

самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и обучающихся.

Этапы проведения урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап

Приветствие. Пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы. Сообщение об организации работы на уроке

.-Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу  успеха на уроке, улыбнитесь, и мы начинаем наше исследование.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

  2  этап

  1. Загадка

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
Слайд 1).

2. Приём мотивации «Фантастическая добавка» . Представьте себе, что вы попали в страну, где люди в своей речи не используют глаголы. Попробуйте сами составить такие предложения  (например, расспросить этих людей о природе в их стране (растения, животные) и получить ответы).

1. О какой части речи говорится в этом стихотворении? Что хотел сказать автор этими словами?

2. Легко ли без глаголов правильно построить свою речь?

3.Итак, что мы будем с вами исследовать на этом уроке? Какие цели нашего урока?

- Откройте тетради, запишите число, вид работы, тему урока. (Слайд 2).

Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат.  

 

Отвечают на вопросы, составляют предложения, высказывают своё понимание, формулируют тему урока и цели.

3 этап

Проверка домашнего задания и знаний по ранее изученной теме: «Описание июльского утра». Использование приёма для проверки домашнего задания «Снежный ком». Слайд №3.

Например: «Утренняя жара не пылает пожаром; солнце мирно всплывает, свежо просияет и погрузится в лиловый туман; край растянутого облачка засверкает змейками; хлынули играющие лучи; поднимается могучее светило; появляется множество круглых высоких облаков…»

Дома вы должны были выписать из рассказа «Бежин луг» предложения с глаголами, которые использовал Тургенев, чтобы более ярко и образно нарисовать картины природы.

Предложение: «Тургенев рассказал о красоте прекрасного июльского утра, используя глаголы:...». Какая картина предстает в нашем воображении?

Послушаем желающих, попробуем оценить их (объясняя свою оценку).  По окончании урока, ребята, сдайте тетради, и я проверю все работы.

 Учащиеся добавляют к данному учителем предложению свои слова-глаголы (выписанные из рассказа «Бежин луг», чтобы образовалась непрерывная цепочка глаголов, ярко и образно рисующих картины природы.

4 этап

Работа с лингвистическим текстом (учебник). Упр. 345

Высказывания писателей о глаголе; частота употребления глагола в речи; в каких стилях и с какой целью употребляются глаголы.

Приём «Стражи» . (Часовые, которые составили наибольшее количество вопросов, по очереди задают вопросы желающим попасть в «страну»; ответивших правильно – пропускают, а другим рекомендуют ещё почитать текст. Затем учащиеся оценивают стражей).

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его (Глагол – основа языка. Самая живая часть речи.)

2. Составьте вопросы к тексту.

 (Например:

- Какими высказываниями, приведенными в тексте, вы можете подтвердить эту мысль?

-  Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи?

-  В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

(В официально-деловом и научном – для достижения точности речи.

В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность.)

- Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.)

3. Какие ещё глаголы используют мастера русской речи в своих произведениях? (В составе фразеологизмов, глаголы-синонимы, глаголы-антонимы)

4. Запишите в тетради понравившееся высказывание.

Вывод: русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно.

Читают текст, проходят кастинг на роль «стражей»(2 человека), осуществляют поиск необходимой информации, составляют вопросы к тексту; записывают высказывание, оценивают ответы товарищей

5 этап

1.Приём «Паучки» Глагол и стили речи: официально-деловой -6 %, научный 10%, художественный – 15%( к обведённому в овал слову подбираются ключевые понятия, которые характеризуют основное слово. Эти слова образуют ножки «Паучка»). Слайд 4.

2.Списывание текста с пропущенными орфограммами, ( Слайд 5)

1. Ч…дная картина,

Как ты мне р…дна:

Белая р…внина,

Полная луна,

Свет с небес высоких,

И бл…стящий снег,

И саней д…леких

Од…нокий бег.  (1 ряд)

2. На дворе гуля…т (не)погода,

Ноч(…) стоит темным- темна,

И совою пучеглазою

Из-за туч гл…дит луна.

Под окошком ветви яблони

Так и ходят ходуном,

И березка с дубом шепч…тся,

Как со старым колдуном.  (2 ряд)

Обмен тетрадями и проверка по эталону). (Слайд  6).

1.Итак, в каких стилях используются глаголы и с какой целью?

2. Прочитаем тексты .

3. Определите стиль речи текстов. (Художественный)

4. Выполним задания.

 5.Обменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону.

Работа в парах. Осуществляют поиск необходимой информации, подбирают ключевые понятия (рисуют ножки «паучка»), самостоятельно работают с текстом, ищут ответы в тексте (парная работа с ответом по эталону).

6 этап

Физкультминутка «Эстафета» (ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий, от парты к парте). Слайд 7.

выполняют физические упражнения

7 этап

Сравнительный анализ текстов.

Наблюдение за ролью глаголов в данных текстах. Фронтальная беседа.

1. Словарная работа.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу. Работа с толковым словарём.

2.Приём «Кольца Венна» (Слайд 11. (общее: природа, ночь,

различное:

1 стихотворение- неподвижная природа, спокойствие,  отсутствуют глаголы; только существительные и прилагательные;

2 стихотворение - подвижная, динамическая картина, природа в движении, 5 глаголов)

Понаблюдаем  за  ролью глаголов в этих текстах.

1.Вопросы к обсуждению:

- О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.) Слайд 8.

- Как называется описание природы? (пейзаж) Слайд 9.

- А теперь сравним оба текста. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? Слайд 10.

- Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

- Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

- Почему у Комарова так много глаголов? Какое состояние природы они описывают? (Разгул непогоды)

- Сделаем вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

2. Изобразите общее и различное в изображении природы в «Кольцах Венна».(Слайд 11)

Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают. Отвечают на вопросы.

Рисуют «Кольца Венна».

8 этап

Обобщающая беседа.

  • Приём технологии критического мышления «Синквейн» . Слайд 12.
  • 1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)
  • 2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)
  • 3 строка. Описание действия-2 слова (глагол).
  • 4 строка. Отношении к теме-фраза из 4 слов
  •  ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому       предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

(Например:

«Погода солнечная, холодная. Радует и печалит. Но я люблю её. Весна»

Что нового мы узнали о глаголах?

- Какие выводы мы можем сделать?

-Составьте синквейн с использованием глагола по теме «Весна». Какова роль глагола в получившемся тексте? (выразить отношение к погоде и весне)

Обобщают, отвечают на вопросы (Мы сегодня   наблюдали, какую роль играют глаголы в нашей речи и пришли к выводу о том, русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно, глаголы подчеркивают действие, движение, динамику, обогащают язык, делая его более выразительным). Нашу речь невосможно представить без глаголов.

Составляют синквейн.

Оценивают творческую работу товарищей.

9 этап

Дифференцированное домашнее задание. Слайды 13 – 14.

1уровень: Задание для всех: упр.  347 (прямое и переносное значение глаголов).

2 уровень: Упр. 350 (для «сильных учащихся») – смысловое и стилистическое различие глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

Урок по теме "Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данный урок был дан мной в рамках районного научно-практический семинар  для завучей, учителей, методистов района и города под названием«Дорожная карта эффективного образования : проектирование с...

Проезентация по теме ": Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация дополняет мой урок в 7 классе по теме "Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"...

Презентация для урока в 7 классе по теме": Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация предназначена для совместного целеполагания в начале урока по теме": Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен....

Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.

В данной статье представлены элементы игровых технологий. Именно игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у учащих...