Употребление глаголов в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_glagolov_v_rechi.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе «Употребление глаголов в речи»

Оборудование:  1) учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской;

  2) интерактивная доска

  3) раздаточный материал

Цель урока: рассмотреть особенность употребления глаголов  в речи.

Задачи урока:

  1. Актуализировать понятие фразеологизма;
  2. Исследовать глагол во фразеологизме;
  3. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока:

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.

Лингвистическая разминка.

Загадка

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, 
Люди строят зданья,
Цветут сады, 
И рожь в полях растет.

Итак, сегодня мы с вами говорим о глаголе и его роли в речи.

Отгадайте загадки.

О каких предметах идет речь?

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

Какая часть речи вам помогла справиться с заданием? Что было бы, если б её убрали?

На прошлом уроке мы с вами говорили об употреблении глагола в художественной речи. Предлагаю вам сравнить два текста. В чём их особенности?..

Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег, 
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)

(На) дворе гуля…т (не) погода,
Ноч(?) стоит темным  темна,
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся
2,
Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)

Определите стиль речи. (Художественный)

Наша задача – определить роль глаголов в этих текстах.

1. О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

2. Как называется описание природы? (пейзаж)

3. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)

Откройте учебник на стр. 153 (упр. № 352)

Синтаксический разбор предложения.

 Бабушка Артёма была так зла на него, что кричала во всю ивановскую

.Вывод: Фразеологизм выполняет  роль одного члена предложения.

История появления фразеологизма.

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Прочитайте текст. Выполните задание к нему.

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. 
А Саша стучит. 
- Прекрати стук! – сказал папа. 
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! 
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. 
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша. 
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать. 
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. 
А бабушка говорит: 
- Кашу маслом не испортишь.

Задание: выпишите фразеологизмы, в состав которых входят глаголы.

Итог урока

Д/з стр. 154, № 353

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. 
А Саша стучит. 
- Прекрати стук! – сказал папа. 
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! 
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. 
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша. 
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать. 
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. 
А бабушка говорит: 
- Кашу маслом не испортишь.

Задание: из данного текста выпишите фразеологизмы, в состав которых входят глаголы.

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. 
А Саша стучит. 
- Прекрати стук! – сказал папа. 
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! 
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. 
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша. 
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать. 
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. 
А бабушка говорит: 
- Кашу маслом не испортишь.

Задание: из данного текста выпишите фразеологизмы, в состав которых входят глаголы.

Прочитайте 2 текста. Сравните их.

Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег, 
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)

(На) дворе гуля…т (не) погода,
Ноч(?) стоит темным  темна,
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся
2,
Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)

Прочитайте 2 текста. Сравните их.

Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег, 
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)

(На) дворе гуля…т (не) погода,
Ноч(?) стоит темным  темна,
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся
2,
Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)

Прочитайте 2 текста. Сравните их.

Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег, 
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)

(На) дворе гуля…т (не) погода,
Ноч(?) стоит темным  темна,
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся
2,
Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)

Прочитайте 2 текста. Сравните их.

Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег, 
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)

(На) дворе гуля…т (не) погода,
Ноч(?) стоит темным  темна,
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся
2,
Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление глаголов в речи

Урок русского языка в 5 классе...

Упражнение в употреблении глаголов в речи.

Конспект урока русского языка «Упражнения в употреблении глаголов в речи» проведен в 7-ом классе коррекционной школы VIII вида. Цели: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи...

Употребление глаголов в речи

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Употребление глагола в речи"...

Урок" Употребление глаголов в речи".

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....

Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"

Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...

«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.

Урок  повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....