«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Филиппова Галина Валериевна

Урок  повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок повторения и обобщения в 6 классе по теме «Глагол» с использованием конспектора.  

«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.

Цель: повторить и обобщить материал по теме «Глагол»; развивать речь учащихся, отработать употребление глаголов в речи; формировать  навыки целеполагания, логического анализа, составление логических цепочек, само- и взаимооценивания.

  1. Мотивация. Просмотр видеоряда.

Задание: внимательно  смотрите на экран, запишите  несколько слов, которые, на ваш взгляд, будут являться ключевыми.

  1. Беседа по просмотренному видеоряду.
  • Что представляют собой картинки видеоряда? Выберите из ряда слов, предложенных вам в тетради, то, которое передает их общую задачу. – Мотивация.
  • Запишите в тетрадь, как вы понимаете значение этого слова.

Мотивация - это побуждение к действию.

  • Как побуждение к действию передается в речи? Какое отношение имеет  это определение к  текущим урокам русского языка  и к  каждому из нас?

    Дети дают ответ на вопрос (Примерный ответ:  Мы изучили тему      

    «Глагол как часть речи.  Нужно понимать важность изучения темы и не    

    останавливаться на достигнутом результате, идти дальше в изучении

    русского языка).

  • При помощи какой части речи убедительно доказана  необходимость действия в клипе? – Глагол.
  • Какие глаголы вы выписали? В какой форме они  употреблены?
  • Как вы думаете, какое слово нужно вставить в высказывание А.С.Пушкина, взятое в  название урока?  
  • Как вы понимаете  смысл этой фразы? Запишите название урока.

  1. Выход на тему и цель урока.
  • В этой цитате употреблен глагол. Найдите его. В каком значении он употреблен?
  • Как называется художественно-выразительное средство, которое использовано в строке стихотворения?  Выберите из списка тропов ( в тетради). В каком стиле речи используются метафоры?
  • Попробуйте сформулировать цель урока.  Научиться употреблять глагол в речи. 

  1. Но для начала вспомним основные  морфологические признаки глагола. Терминологический диктант (проверка домашнего задания).

Задание: соотнесите

  1. Изменение глагола по лицам и числам – это…
  2. Глаголы хотеть и бежать называются…
  3. Способность глагола сочетаться с существительным или местоимением в форме  Винительного падежа без предлога называется…
  4. Непостоянный морфологический  признак глагол, выражающий реальность, желательность или возможность действия- это…
  5. Глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по …
  6. Постоянный  морфологический признак, указывающий на завершенность/незавершенность или на однократность /неоднократность производимого действия – это …
  7. Форма глагола,  по  которой нельзя определить непостоянные морфологические признаки называется …

Проверьте ответы по ключу. Оцените себя: нет ошибок - 5, 1-2 ошибки- 4, 3-4 ошибки – 3.  Подняли руки, поставили на поля оценки.

  1. Работа над темой урока.

Составьте словосочетания с данными глаголами. Укажите переходные глаголы.

Бояться (кого? чего?)… доверять (кому? чему?)… преодолевать (что?)… пренебрегать (чем?)… надеть (на кого? на что?) … одеть (кого? что?)…

 

  • Как называется группа слов Одеть- надеть? – паронимы. Обратите внимание переходным является глагол одеть – не надеть!

  1. Работа над лексическими  и стилистическими нормами.

Прочитайте словосочетания. В книжной или разговорной речи они чаще всего употребляются? Замените их подходящими по смыслу глаголами.

Отдать приказ, принять решение, сделать попытку, приводить в смущение, допустить ошибку, нанести обиду.

  • Каким способом образовано  выделенное слово? Докажите.
  • Найдите среди получившихся глаголов  исключение.
  • Определите спряжение  глагола, получившегося из словосочетания № 5.
  • Попробуйте вспомнить название стиля речи, в котором чаще всего употребляются данные словосочетания.

  1. Игра «Исправь ошибку».

Задание: прочитайте отрывки из письменных работ  школьников. Какие ошибки  в использованных глаголах допущены?

 Многие животные в пустыне броса…тся       в спячку. Речь Ковалева  киш…т грубыми словами. В нашем драмкружке  надвигались радостные события.

  • Объяснить выбор гласных в личных окончаниях глаголов.

  1. Работа в парах.

Задание. Восстановите алгоритм  определения  спряжения глагола. Слово, которое у вас получится,  будет ответом на вопрос «Какую норму употребления глаголов мы повторяли выше».

А Поставь глагол в форму инфинитива и определи спряжение по суффиксу инфинитива.

К  Посмотри, куда падает ударение.

И  Спряжение определяется по окончанию.

Е  Поставь ударение.

К  Ударение падает не на окончание

Л  Поставь глагол в личную форму.

С  Ударение падает на окончание

  1. Работа в группе. «Отыщи пару» .

     Каждая пословица или поговорка разделена на 2 части. Необходимо отыскать конец, соединив начало и продолжение.


Пустую ложку                             да зуб (не) ймет.
Дважды в год                              (не) бьют..
(Не) делай того другому,           а от труда здоровеет.
Соловья баснями                       ко рту (не) подносят.

 Лежачего                                    (не) кормят.

Человек от лени болеет            лета (не) бывает

Видит око                                    чего сам себе (не) пожелаешь.

  • Сформулируйте  орфографическое правило, с которым  вы поработали. Какое слово пишется с НЕ слитно? Почему?
  • Объясните, как вы понимаете значение пословицы (на выбор) .(Домашнее задание)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Фразеологизмы. Использовать дважды: в значении фразеологизма и в прямом значении.

Задание: закончить фразеологизм, написать синоним-глагол, использовать глаголы из фразеологического оборота сначала в прямом значении, а затем в составе фразеологизма.

 Водить за….

Носить на…

Заметать …

… на голову

  1. Определите стили речи данных ниже текстов. Какую роль играют глаголы в последнем тексте?

Текст 1. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место  (после существительного) по частоте употребления в речи.  Чаще всего используют глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть,  взять, сделать и некоторые другие.

   Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле  примерно 6 % глаголов ( прошу разрешить, доверяю получить и др.), а в научном  - около 10 % (является, состоит, заключается, представляется и т.п.).  В художественных текстах глагол употребляется  значительно чаще: до 15 %  всех слов- глаголы.  С их помощью писатели и поэты ярко и образно описывают действие.

Текст 2. Администрация района доводит до сведения граждан, что  в срок с 20. 04 по 25.04 будет произведено отключение  водоснабжения  домой по следующим улицам:<…>

Текст 3. Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворен. (Ф.Тютчев) Но тает ночь… (И. Анненский)

  • Сделайте вывод  об использовании глаголов в разных стилях речи.
  1. Текст.

________________________________

Света…т. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натяг…ваю, сплю. Будит, серд..т(?)ся: «Опозда…шь!» Встаю, одеваюсь2, умываюсь, проглат…ваю, зап…ваю, хватаю, бегу…

    Жду, жду – не идёт. Бегу, бегу, бегу… Опазд…ваю. Звенит. Опоздал. Смотрят, запис…вают, пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают2. Иду, стою, молчу – (не) знаю; знал - забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит! Бегут, кричат, толка…тся. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим. Ра…саж…ваемся3, достаём, ра(с,сс)кладыва…м. Сосредоточ…ваемся, решаю, (не) могу решить, сижу, огляд…ваюсь, загляд…ваю: «Дай списать!» Спис…ваю, ошибаюсь, перечерк…ваю. (Не) успел решить. Звенит. Подпис…ваю. Сдаю. Кончились! Бежим , маш…м,  кричим.

  • Придумайте название текста.
  • Определите стиль и  тип речи.
  • Выписать  глаголы с суффиксом -ва- (2 примера)
  • Выписать разноспрягаемый глагол
  • Выполнить морфемный анализ указанных слов
  • Составьте схему предложений с прямой речью, объясняя знаки препинания.
  • Сформулируйте орфографический правила, над которыми вы работали в тексте.

Рефлексия. 

  1. Напишите в подобном стиле о своем результате на сегодняшнем уроке. Дайте оценку своей сегодняшней мотивации и успешности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ради чего я изучал(а) данную тему, как она мне пригодится в будущем?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценки за урок. Самооценка. «Лестница успеха». Вы видите на столах  букву «Глаголъ»-  именно от этого слова пошло название  части речи. А на обороте – четыре ступени. Оцените себя  и свою успешность на этом уроке.  Спасибо.



Предварительный просмотр:

Тема  «_____________ жги сердца людей» (А.С.Пушкин).____________________________

_______________________________________

Цель урока: _____________________________

«Лестница успеха»: 1______________________________________

2. Предложение, мотивация, обещание, приказ, решение. ________________________

3. Олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.

4.   Терминологический диктант. 

А. Изменение глагола по лицам и числам – это…

Б. Глаголы хотеть и бежать называются…

В. Способность глагола сочетаться с существительным или местоимением в форме  Винительного падежа без предлога называется…

Г.Непостоянный морфологический  признак глагол, выражающий реальность, желательность или возможность действия - …

Д.Глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по …

Е.Постоянный  морфологический признак, указывающий на завершенность/незавершенность или на однократность /неоднократность производимого действия – это …

Ж.Форма глагола,  по  которой нельзя определить непостоянные морфологические признаки называется …

Оцени себя. _________

 

5. Составьте словосочетания с данными глаголами. Укажите переходные глаголы.

Бояться (кого? чего?)__________________ доверять (кому? чему?) ________________   преодолевать (что?) __________________ пренебрегать (чем?)___________________ надеть (на кого? на что?) ______________ одеть (кого? что?) ____________________

  • Как называется группа слов Одеть- надеть? ______________________                                                                                                                                                                                                                                                                            

6.Прочитайте словосочетания. В книжной или разговорной речи они чаще всего употребляются? Замените их подходящими по смыслу глаголами.

Отдать приказ__________________, принять решение_______________, сделать попытку ________________ , приводить в смущение _________________, допустить ошибку _______________нанести обиду____________.

•Каким способом образовано  выделенное слово? Докажите.

•Найдите среди получившихся глаголов  исключение.

•Определите спряжение  глагола, получившегося из словосочетания № 5.

•Попробуйте вспомнить название стиля речи, в котором чаще всего употребляются данные словосочетания.

7.«Исправь ошибку».

Многие животные в пустыне броса…тся       в спячку. Речь Ковалева  киш…т грубыми словами. В нашем драмкружке  надвигались радостные события.

8.Задание. Восстановите алгоритм  определения  спряжения глагола.

А Поставь глагол в форму инфинитива и определи спряжение по суффиксу инфинитива.

К  Посмотри, куда падает ударение.

И  Спряжение определяется по окончанию.

Е  Поставь ударение.

К  Ударение падает не на окончание

Л  Поставь глагол в личную форму.

С  Ударение падает на окончание

1

2

3

4

5

6

7

Оцени себя_________.

9. «Отыщи пару» .

Каждая пословица или поговорка разделена на 2 части. Необходимо отыскать конец, соединив начало и продолжение стрелочками.

Пустую ложку                           да зуб (не) ймет.

Дважды в год                           (не) бьют..          

Соловья баснями               ко рту (не) подносят.

Лежачего                                  (не) кормят.

Человек от лени болеет         лета (не) бывает

Видит око                         а от труда здоровеет.

Объясните, как вы понимаете значение пословицы (на выбор) .(Домашнее задание, выполнить в тетради)

10.Определите стили речи данных ниже текстов. Какую роль играют глаголы в последнем тексте?

Текст 1. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место  (после существительного) по частоте употребления в речи.  Чаще всего используют глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть,  взять, сделать и некоторые другие.

   Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле  примерно 6 % глаголов ( прошу разрешить, доверяю получить и др.), а в научном  - около 10 % (является, состоит, заключается, представляется и т.п.).  В художественных текстах глагол употребляется  значительно чаще: до 15 %  всех слов - глаголы.  С их помощью писатели и поэты ярко и образно описывают действие.

Текст 2. Администрация района доводит до сведения граждан, что  в срок с 20. 04 по 25.04 будет произведено отключение  водоснабжения  домой по следующим улицам:<…>

Текст 3. Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворен. (Ф.Тютчев) Но тает ночь… (И. Анненский)

11.Прочитайте текст. Вставить пропущенные буквы.

________________________________

Света…т. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натяг…ваю, сплю. Будит, серд..т(?)ся: «Опозда…шь!» Встаю, одеваюсь2, умываюсь, проглат…ваю, зап…ваю, хватаю, бегу…

    Жду, жду – не идёт. Бегу, бегу, бегу… Опазд…ваю. Звенит. Опоздал. Смотрят, запис…вают, пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают2. Иду, стою, молчу – (не) знаю; знал - забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит! Бегут, кричат, толка…тся. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим. Ра…саж…ваемся3, достаём, ра(с,сс)кладыва…м. Сосредоточ…ваемся, решаю, (не) могу решить, сижу, огляд…ваюсь2, загляд…ваю: «Дай списать!» Спис…ваю, ошибаюсь, перечерк…ваю. (Не) успел решить. Звенит. Подпис…ваю. Сдаю. Кончились! Бежим, маш…м,  кричим.

•        Придумайте название текста.

•        Определите стиль и  тип речи.

•        Выписать  глаголы с суффиксом -ва- (2 примера)

•        Выписать разноспрягаемый глагол

•        Выполнить морфемный анализ указанных слов

______________________________________________________________________________

•        Составьте схему предложений с прямой речью, объясняя знаки препинания.

______________________________________

•        Сформулируйте орфографический правила, над которыми вы работали в тексте(устно)

Оцени себя _____________

1.        Напишите в подобном стиле о своем результате на сегодняшнем уроке. Дайте оценку своей сегодняшней мотивации и успешности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        Ради чего я изучал(а) данную тему, как она мне пригодится в будущем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Или допиши предложения, используя «облако тегов». ______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.

Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.Цели урока:обучающие: формирование правильной речи учащихся; актуализация ...

Употребление глаголов в речи

Урок русского языка в 5 классе...

"Глаголом жги сердца людей"( конспект урока в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Пророк")

Урок-анализ стихотворения Пушкина "Пророк" с элементами исследования в 9 классе. Исследуя некоторые факты из жизни Пушкина, раскрывая тему пророческого служения путем анализа стихотворения и обращения...

сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"

Сценарий конкурса ораторв для 6 класса...

Исследовательские проекты: Алфавит.История славянской письменности. Имена людей и их характеры .Любимые произведения моих сверстников. Моя фамилия-загадка.Употребление глаголов в разговорной речи

Презентацию можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классахПрезентация об именах людей можно использовать и на классном часе...