Методические рекомендации
методическая разработка по русскому языку по теме

Методические рекомендации

 по подготовке к конкурсу

«Учитель года»

 

Конкурс - это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.

Путь педагога к победе в конкурсе - это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя.

Ни пол, ни возраст, ни место рождения преимуществ в победе не дают.

Главное в  педагогических состязаниях – учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность.

Учитель, претендующий на титул победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.

Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:

-         систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;

-         назвать вид творческой деятельности (термин М.М. Поташника) , в результате которой было рождено новшество:

a)     модификационное творчество (то есть продукт, который имеет аналог или прототип);

б) комбинаторное творчество (то есть продукт получен в результате анализа, расчленения чего-то целого на части и комбинации этих частей по-новому);

в) новаторское творчество (то есть продукт является принципиально новым, не имеет аналогов и прототипов).

-                             уточнить и конкретизировать  педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);

-                             отобрать практические материалы (разработки уроков, дидактический материал, технологические карты и др.), наиболее полно раскрывающие систему работы;

-                             изложить материал доступно, кратко и, вместе с тем, полно;

-                             создать пакет документов, содержащих целостную картину педагогической деятельности (от цели до результата, раскрытие авторской концептуальной позиции и путей ее реализации);

-                             подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.

Следует отметить, что подготовка материалов для каждого конкурсанта является настоящей школой повышения квалификации, поскольку учитель в этот период наиболее интенсивно направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта. Для многих учителей эта работа становится отправной точкой в дальнейшей научной работе. Освоение технологии самоанализа педагогического опыта, выделения из него наиболее ценных компонентов, выработка умения оценить свои педагогические находки с точки зрения их научности, целесообразности, технологичности – все это становится предпосылкой для успешного, в плане профессионального роста, прохождения конкурсных мероприятий, а также для будущей карьеры.

Конкурсанты отмечают, что конкурсная деятельность, в которую органично входят:

-         подготовка конкурсных материалов «Описание системы работы»;

-         конкурсного урока;

-         представление педагогического опыта в позиции «Я – конкурсант»;

-         знакомство с педагогическим опытом конкурсантов в позиции «Я – слушатель и зритель»;

-         неформальное профессиональное общение –

 

оказывает значительное влияние на мотивацию профессионального роста и реальное повышение квалификации.

Конкурс ставит участника в позицию исследователя и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике (выявление противоречий, формулирование концептуальных оснований опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.); формирует потребность преодолевать собственные затруднения; объективирует потребность самосовершенствования.

 

 

КОНКУРСНЫЙ УРОК

Конкурсный урок учителя - необычный урок. Он требует особого настроения как во время подготовки к нему, так и в про­цессе проведения его и анализа проделанно­го. Чтобы умеючи войти в мир практической педагогики, мало обладать лишь прочными теоретическими знаниями по избранной спе­циальности и, казалось бы, неплохими испол­нительскими навыками, продемонстрирован­ными на учебных занятиях. Успешное начало в педагогической деятельности очень во мно­гом зависит также от умения с первых минут урока привнести в детский коллектив дух ра­дости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны учащихся к тому, что делается на уроке и что предполагается ещё сделать (ведь они тоже с нетерпением ждут встречи с учителем.)

Это как бы общая рекомендация. Что же касается конкретной подготовки к конкурсному уроку, то её можно провести по трём направ­лениям.

Можно настроиться, например, на урок, уже проведённый и написанный кем-то. Дан­ный вариант подготовки самый простой. Он не требует особых условий со стороны  учителя. При этом урок может получить­ся и высокоэффективным, и в радость детям. Но... одновременно он может оказаться един­ственным в таком роде. По той простой причине, что без проявления личного творчества учителя под­готовка к уроку, тем более конкурсному, - путь от­нюдь не самый рациональный.

Есть и другой путь. Переворошив в очеред­ной раз специальную литературу, обновив ранее полученные знания и непременно учтя  информацию об учащих­ся и условия материальной базы школы, учи­тель может сам составить план урока, который потом четко будет выдерживать во время за­нятия. Этот путь подготовки к уроку сложнее предыдущего, и все же он более оп­равдан, так как значительно ближе к практи­ческим условиям для его реализации.

Но на этом подготовка к уроку не заканчивается, а только начинается. Необхо­димо, кроме того, мысленно представить себе место проведения и весь ход урока, его начало и окончание. Немаловажное значение имеют личностные и поведенческие черты учителя - внешний вид, умение чётко выражать свои мысли, владеть голосом, определять наиболее выгодное место расположения по отношению к учащимся и т.п. Всё это несколько раз же­лательно обыграть различными способами: интонации и высоты собственного голоса, отработкой отдельных элементов движений перед зеркалом, определением ключевыми словами основных видов упражнений.

По ходу урока желательно:

- начав урок на уровне общения «учитель-учащийся», постараться постепенно перейти на более глубокие взаимные отношения, как бы между самим с собой, ведь только при полном раскрытии душ можно заставить сердца биться в унисон и тем самым способствовать созданию условий для нормального учебного процесса, добиться желанных успехов в результате  обучения. Главное, учителю надо помнить, что ученики идут навстречу равному им, а не играющему в равенство, знающему и остроумному человеку;

Хотелось бы  отметить, что чем больше  педагог вложит труда в подготовку и проведение своего  урока, тем длительнее этот труд будет сопутствовать последующим урокам и станет крепким фундаментом для педагогических изысков в дальнейшем. К анализу же своего конкурсного урока каждый педагог возвращается обычно не один раз, особенно в моменты творческого поиска.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 по подготовке к конкурсу

«Учитель года»

 

Конкурс - это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов, праздник дружбы и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.

Путь педагога к победе в конкурсе - это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя.

Ни пол, ни возраст, ни место рождения преимуществ в победе не дают.

Главное в  педагогических состязаниях – учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность.

Учитель, претендующий на титул победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.

Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:

-         систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;

-         назвать вид творческой деятельности (термин М.М. Поташника) , в результате которой было рождено новшество:

a)     модификационное творчество (то есть продукт, который имеет аналог или прототип);

б) комбинаторное творчество (то есть продукт получен в результате анализа, расчленения чего-то целого на части и комбинации этих частей по-новому);

в) новаторское творчество (то есть продукт является принципиально новым, не имеет аналогов и прототипов).

-                             уточнить и конкретизировать  педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);

-                             отобрать практические материалы (разработки уроков, дидактический материал, технологические карты и др.), наиболее полно раскрывающие систему работы;

-                             изложить материал доступно, кратко и, вместе с тем, полно;

-                             создать пакет документов, содержащих целостную картину педагогической деятельности (от цели до результата, раскрытие авторской концептуальной позиции и путей ее реализации);

-                             подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.

Следует отметить, что подготовка материалов для каждого конкурсанта является настоящей школой повышения квалификации, поскольку учитель в этот период наиболее интенсивно направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта. Для многих учителей эта работа становится отправной точкой в дальнейшей научной работе. Освоение технологии самоанализа педагогического опыта, выделения из него наиболее ценных компонентов, выработка умения оценить свои педагогические находки с точки зрения их научности, целесообразности, технологичности – все это становится предпосылкой для успешного, в плане профессионального роста, прохождения конкурсных мероприятий, а также для будущей карьеры.

Конкурсанты отмечают, что конкурсная деятельность, в которую органично входят:

-         подготовка конкурсных материалов «Описание системы работы»;

-         конкурсного урока;

-         представление педагогического опыта в позиции «Я – конкурсант»;

-         знакомство с педагогическим опытом конкурсантов в позиции «Я – слушатель и зритель»;

-         неформальное профессиональное общение –

 

оказывает значительное влияние на мотивацию профессионального роста и реальное повышение квалификации.

Конкурс ставит участника в позицию исследователя и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике (выявление противоречий, формулирование концептуальных оснований опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.); формирует потребность преодолевать собственные затруднения; объективирует потребность самосовершенствования.

 

 

КОНКУРСНЫЙ УРОК

Конкурсный урок учителя - необычный урок. Он требует особого настроения как во время подготовки к нему, так и в процессе проведения его и анализа проделанного. Чтобы умеючи войти в мир практической педагогики, мало обладать лишь прочными теоретическими знаниями по избранной специальности и, казалось бы, неплохими исполнительскими навыками, продемонстрированными на учебных занятиях. Успешное начало в педагогической деятельности очень во многом зависит также от умения с первых минут урока привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны учащихся к тому, что делается на уроке и что предполагается ещё сделать (ведь они тоже с нетерпением ждут встречи с учителем.)

Это как бы общая рекомендация. Что же касается конкретной подготовки к конкурсному уроку, то её можно провести по трём направлениям.

Можно настроиться, например, на урок, уже проведённый и написанный кем-то. Данный вариант подготовки самый простой. Он не требует особых условий со стороны  учителя. При этом урок может получиться и высокоэффективным, и в радость детям. Но... одновременно он может оказаться единственным в таком роде. По той простой причине, что без проявления личного творчества учителя подготовка к уроку, тем более конкурсному, - путь отнюдь не самый рациональный.

Есть и другой путь. Переворошив в очередной раз специальную литературу, обновив ранее полученные знания и непременно учтя  информацию об учащихся и условия материальной базы школы, учитель может сам составить план урока, который потом четко будет выдерживать во время занятия. Этот путь подготовки к уроку сложнее предыдущего, и все же он более оправдан, так как значительно ближе к практическим условиям для его реализации.

Но на этом подготовка к уроку не заканчивается, а только начинается. Необходимо, кроме того, мысленно представить себе место проведения и весь ход урока, его начало и окончание. Немаловажное значение имеют личностные и поведенческие черты учителя - внешний вид, умение чётко выражать свои мысли, владеть голосом, определять наиболее выгодное место расположения по отношению к учащимся и т.п. Всё это несколько раз желательно обыграть различными способами: интонации и высоты собственного голоса, отработкой отдельных элементов движений перед зеркалом, определением ключевыми словами основных видов упражнений.

По ходу урока желательно:

- начав урок на уровне общения «учитель-учащийся», постараться постепенно перейти на более глубокие взаимные отношения, как бы между самим с собой, ведь только при полном раскрытии душ можно заставить сердца биться в унисон и тем самым способствовать созданию условий для нормального учебного процесса, добиться желанных успехов в результате  обучения. Главное, учителю надо помнить, что ученики идут навстречу равному им, а не играющему в равенство, знающему и остроумному человеку;

Хотелось бы  отметить, что чем больше  педагог вложит труда в подготовку и проведение своего  урока, тем длительнее этот труд будет сопутствовать последующим урокам и станет крепким фундаментом для педагогических изысков в дальнейшем. К анализу же своего конкурсного урока каждый педагог возвращается обычно не один раз, особенно в моменты творческого поиска.

 

 

 

(по материалам статей Пахомовой Е.М., к.п.н., члена Всероссийского оргкомитета конкурса «Учитель года России», Погадаева Г.И., эксперта Минобразования, к.п.н., заслуженного учителя Российской Федерации, руководителя номинационного жюри «Здоровъесберегающие технологии» финальных мероприятий Всероссийского конкурса «Учитель года-2003», Поташник М.М., действительного члена (академика) Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, Карачевцева И.А., директора  гимназии №166 Санкт-Петербурга, учителя истории и обществознания, победителя конкурса «Учитель года России-2003»)

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...