урок развития речи по подготовке к сочинению-рассуждению
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Хакимова Рузалия Абдуловна

 Урок предназначен для подготовки учащихся к выполнению задания части С ЕГЭ, т.е. для написания сочинения-рассуждения. Урок сопровождается мультимедиа - презентацией. работа ведется по тексту Ю.Бондарева " оружие". При подготовки к написанию сочинения учащиеся выполняют задания части ЕГЭ, ЗАКРЕПЛЯЮТ ПРОЙДЕННЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, выполняют тестовые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эпиграф к уроку:

                        «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека»

                                        А.Дюна

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания   http://school-collection.edu.ru 
  3. Вызов интереса

 - Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем готовиться к сочинению – рассуждению. Проведем комплексный анализ текста рассказа « Оружие», выполним задания. К концу урока вы должны  будете сформулировать проблемы, которые автор поставил в тексте, высказать, согласны или не согласны с точкой зрения  автора, а свой ответ аргументировать, опираясь на жизненный и читательский опыт.

  1. Знакомство с текстом

 На уроках русской литературы мы познакомились с романом Бондарева « Горячий снег», написанным в 1969 году. Сборник « Мгновение» содержит очерки, созданные писателем в 70-80 годы. С высоты прожитых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его. Сегодня мы знакомимся с одним из очерков. ( Выразительное чтение текста учителем.) (слайд3)

        

Оружие.

(1)Когда-то,очень давно на фронте я любил рассматривать трофейное оружие.

(2)Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал вороненой чернотой, рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони, спусковая скоба требовала погладить ее, просунуть указательный палец к твердой упругости спускового крючка (?) во всем готовом к убийству механизме была чужая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти  над другим человеком, к угрозе и подавлению.

(3)Браунинги и маленькие "вальтеры" поражали своей игрушечной миниатюрностью ,пленительным перламутром рукояток - в этих пистолетах все было аккуратно выточено, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках.

(4)И как гармонично сконструирован был немецкий "шмайсер" совершенный по своей форме автомат сколько человеческого таланта было вложено в эстетическую стройность линий и изгибов, манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе.

(5)Тогда я много не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность и в утонченной красоте орудия смерти, оформленного как дорогая игрушка руками самих людей, смертных, недолговечных.

(6)Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен - саблями, кинжалами,  секирами, пистолетами, - видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотным чувством сопротивления спрашиваю себя: "Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предметам искуcства? Если какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения - человеческую жизнь?"( по Бондареву)

         

VI. Формирование проблемы текста

 - О чём этот текст? ( Об оружии, какое оно. Не случайно в тексте так много военных терминов. Об отношении автора к оружию в разные периоды жизни. Начинается со словами  « когда-то, очень давно…» Заканчивается « теперь же…»)

- Говоря о чём текст, что мы определили? (тему ). Верно, она отражена в заглав

- Обратимся к первому абзацу (слайд№4) Запишите первое предложение. Какие знаки препинания вы поставили, почему? (автор прибегает к уточнению, так как функция уточняющих членов – раскрыть глубже смысл « когда-то»)

 - Как сказать по-другому « на фронте» (на войне, во время войны) – это авторский знак, можно прочитать и без уточнения. Но здесь он принципиально важно. И  мы докажем ,далее работая с текстом. Как можно озаглавить эту часть? Какое слово ключевое? ( Любил рассматривать оружие – любовался оружием)

- Рассмотрим второй абзац (слайд№5) Прочитайте его. Расставьте знаки препинания в карточках.

Какие чувства выражает автор? (восторг, удовольствие)

- Какие слова помогают понять это?  Обратимся к толковому словарю( объятия, красота)(слайд№17,18)

-Сколько в этих словах нежности, тепла. Да это восторг и любование. Но сохраняется ли это чувство  до конца абзаца? (нет, появляется чувство тревоги, настороженности)

- Какие слова помогают понять это? (механизм убийства, угроза и подавление, тупая сила)

- В каком значении употреблено слово « тупая» сила, подберите подходящий по смыслу синоним (переносное значение: бессмысленная сила)

- какой литературный прием использует автор? Для чего? (эпитет. Он придает речи особую выразительность.)

- определите вид предложения ( это бессоюзное сложное предложение, в нем две смысловые части). Выполните задание (слайд №13)

Как объяснить постановку тире во втором предложении?

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения

 поясняет, раскрывает содержание того,  о чем говорится

  в первой части.

2)  Содержание первой части бессоюзного сложного

 предложения противопоставляется содержанию

второй части.

3)  Обобщающее слово стоит после однородных членов

 предложения.

4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения

 содержит в себе сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

Прочитайте третий абзац (слайд№6 ) Какие ассоциации вызывает у вас такие слова: миниатюрный, пленительный, женственная нежность, ласковая красота. О ком или о чем можно так сказать? (о жизни, о природе)

- А о чем говорит автор? (об оружии)

- Какие слова являются ключевыми в понимании смысла этого абзац

( смертельная красота)

- Понятие красоты не несет в себе смерть. Эти понятия не совместимы. Какой прием использует автор. Для чего? (лексическая несочетаемость – оксюморон.  Усиливает эмоциональное восприятие)

-Красота может быть ласковой? Ещё какой. Подберите синоним – нежная.

-А у автора она « смертельная. Какое слово в этом предложении усиливает этот алогизм? ( Пульки) (слайд№14)

- Выполните задание.

1вариант. Сделайте морфемный анализ слова пульки,                                     назовите способ его  образования.

2 вариант. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью

                         примыкание.

- Обратимся к четвертому абзацу (слайд№6) Внимательно прочитайте текст, расставьте знаки препинания. Какие части речи преобладают, почему? (причастие и прилагательные, они усиливают образность, способствуют эмоциональному воздействию)

- Как можно озаглавить абзац? ( Человеческий талант)

- Почему говоря об оружейных мастерах, мы гордимся, восторгаемся плодами их труда, ведь они делают орудие смерти? (слайд№20-21)

( защита проекта)

5-й абзац (слайд№7) В предыдущем абзаце преобладали причастия и прилагательные. Обратите внимание, почему здесь изменился морфологический строй речи. Появились глаголы « не понимал, думал, чувствовал».  Выполните задание и ответьте почему? ( В предыдущих – описание, а в пятом абзаце – размышления, рассуждения)

- Бондарев пишет о «утонченной красоте», но подсознательно чувствует некую противоестественность. Какой прием использует автор (скрытая антитеза)

- Как озаглавим эту часть? ( Чувствовал противоестественность).

Выполните задание (слайд№19)

Какой тип речи представлен в  5-ом предложении?

  1. повествование и описание
  2. повествование
  3. описание
  4. рассуждение

 V.Изложение авторской позиции

_ Выразительно прочитайте текст. В нем много непонятных слов. Обратимся к словарю (слайд№12,16)

- Еще раз прочитайте последнее предложение. Что можно сказать об авторе и его жизненной позиции. Сразу ли автор пришел к такому пониманию. Нет.

- Вернемся к началу текста. Почему важно уточнение? (изменились отношение, взгляды автора. Давно -  любовался, теперь же испытывает тошнотное чувство сопротивления.  Давно – бравада, неосознанность, непонимание;  Теперь же – тошнотное чувство, открытая физиология)

- Вернемся к началу текста. Почему важно уточнение: тогда и сейчас. В самом начале урока мы отметили метафорический эпитет и подобрали синоним: тупая сила – бессмысленная. И вот в последнем абзаце автор уже с высоты прожитых лет обращается к этому опять: « Есть ли какой-нибудь смысл . Какова же идея произведения? ( Автор пытается заставить каждого задуматься о ценности человеческой жизни, вернее, о её бесценности.) (книжная выставка с произведениями автора о войне)

-Как автор акцентирует на этом наше внимание, какой прием для этого  использует? ( Эпифора (концовка), повтор вопросов: « Почему люди…» и « Есть ли какой-нибудь смысл…»)

- Как автор показывает бессмысленность, античеловечность войны? Найдите грамматическую основу последнего предложения. ( Красота убивает)

- Но ведь красота убивать не может! Тем более, что железная красота убивает

( что?) - красоту …Взаимоуничтожение. Какая красота? « Железная». А какую красоту убивает? –« высшую». В какой форме стоит прилагательное? ( Простая превосходная степень)

- Сформулируйте проблемы, которые автор поднял в тексте, выскажите, согласны или не согласны с точкой зрения автора, аргументируйте свой ответ, опираясь на жизненный и читательский опыт (слайд №9, 10)

VI. Рефлекция

- Всмотритесь в эти кадры, и пусть это никогда не повторится.

- Вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитайте его.

          Заключительное слово учителя

-2008 год объявлен годом семьи. А семья, прежде всего, это мир и любовь, покой и благоденствие. И вам, сегодня здесь сидящим мальчикам, хочу сказать: « Вы будущие президенты, генералы и просто отцы семейства, какое бы оружие у вас в руках не оказалось, будь это автомат, ручка шариковая или скальпель хирурга, пусть оно служит только добру и во имя человека (исполняется песня «Солнечный круг»)   http://bisound.com>index.php 

Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение по тексту.
  2. Найти в сборнике Ю.Бондарева « Мгновения» понравившийся рассказ и придумать к нему вопросы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....

Методическавя разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)

Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Урок развития речи для 7 класса Сочинение-рассуждение

С этого урока можно  начать курс работы на сочинением-рассуждением для подготовки к написанию эказменационных творческих работ...