Конспект урока по развитию речи для 7 класса Сочинение–рассуждение на тему: «Высшее благо для собаки–служить человеку»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Жукова Виктория Борисовна

Верил Бим в доброту человека.

Великое благо- верить. И любить.

Г.Троепольский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по развитию речи для 7 класса

 Сочинение–рассуждение на тему: «Высшее благо для собаки–служить человеку»

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

  • Обучающие: формировать умения выражать чувства при составлении текста ;
  • Развивающие: развитие творческого воображения, аналитического мышления;
  • Воспитательные: воспитать личность духовно- нравственную, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг.

Оборудование: портрет Троепольского, иллюстрации к произведению «Белый Бим черное ухо» и кинофильмам «Балто» и «Хатико».

Верил Бим в доброту человека.

Великое благо- верить. И любить.

Г.Троепольский

Ход урока:

Организационный этап

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся
  3. Визуальный контроль готовности к уроку
  4. Работа с журналом.

Сообщение темы урока и постановка целей

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы проведем подготовку к написанию сочинения-рассуждения  на тему: «Высшее благо для собаки–служить человеку», которое вы напишите дома.

Беседа с учениками

Учитель Немало литературных произведений, фильмов и мультфильмов написано и снято про собак. Вспомните с какими из них вы знакомы? (литературные произведения: А.П. Чехов “Каштанка, А. Куприн “Белый пудель" Э.Сетон- Томпсон, “Снап”, Д. Лондон “Белый клык”, Л. Андреев “Кусака”; кинофильмы: «Болто», «Хатико», «Ленни- чудо собака», «Лэсси» и др.).

 Среди писателей, в чьих произведениях главный герой – собака, встречается имя Троепольского.Давайте послушаем рассказ о писателе. (один ученик подготовил доклад о Г.Троепольском)

Гавриил Николаевич Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя.

Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Т. некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления: тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта.

В 1937 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”, позднее в течение многих лет лучшие свои работы Т. печатал в журнале “Новый мир”, редактором которого был Александр Трифонович Твардовский. Именно ему посвятил Троепольский своего “Бима”. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.

Учитель  Мне бы хотелось обратиться так же к таким экранизациям как «Балто» и «Хатико».

Не всем наверно известно, что у так любимого многими Балто, был прототип- сибирский хаски, ездовая собака из упряжки, перевозившей медикоменты во время дифтерии в 1925 году в городах штата Аляски, США. Этот пес вел упряжку с медикоментами несмотря на погодные условия. Балто была установлен памятник в Центральном парке Нью-Йорка

Давайте поговорим о произведении  Гавриила Николаевича Троепольского. О Белом Биме, его судьбе, которая похожа на судьбу многих бездомных собак. О собаках, об отношении людей к животным, к животному миру. О разных судьбах собак.

Мы поговорим о судьбе Белого Бима, из повести Г. Троепольского, поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова из этого произведения: “Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить”. Мы будем говорить о доброте, верности, бескорыстии, любви ко всему живому, милосердии. Расскажите, о чем повесть?

Черноухий сеттер долго и тщетно ищет своего хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы

Учитель .Как, по-вашему, почему повесть имеет такое название?

 Бим объединяет все эпизоды, потому и названо произведение его именем, именно с его помощью писатель показал все самое сокровенное, что есть в людях.

Все истории персонажей так или иначе причастны к судьбе черноухого сеттера, отношением к нему они будут проверяться автором на человечность.

Учитель Ребята, мы будем работать в группах, каждая работает с отдельными эпизодами, персонажами. (это задание было дано на дом, ребята отвечают бес подготовки)

1 группа “Лучшие минуты Бима и его хозяина”

2 группа “Роль пейзажа в повести”

3 группа “Суровый мир, с которым столкнулся Бим”

4 группа “Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?”

Учитель. Подготовьтесь, просмотрите материал. Пожалуйста, первая группа.

Ученик. Наша группа работала с эпизодами на тему “Лучшие минуты Бима и его хозяина”. Как же складывались взаимоотношения Ивана Ивановича с Бимом? Как зарождалась и крепла дружба, доверие, любовь между ними?

(Рассказы учащихся).

Учитель. Индивидуальное задание. Какой прием автор использует в повествовании для убедительности изображенных событий?

Ученик. Для убедительности изображенных событий автор использует прием дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности психологической картины повести. По моему мнению, они помогают раскрыть образ Ивана Иановича, и мы много узнаем из них о Биме. Рассказ о событиях заносится в дневник по горячим следам, но все же с некоторым временным разрывом. Эта временной отрывок между переживаниями и рассказом о нем позволяет осмыслить и проанализировать состояние героя, найти причины и объяснения его поступкам. Отсюда выводы, которые делает Иван Иванович в своих дневниках.

При работе над содержанием дневниковых записей можно воссоздать нравственные принципы Ивана Ивановича

“Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…”

“Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом”

“Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все – во времени и движении”.

“…все более растет во мне жалость к птицам и животным”

“В осеннем солнечном лесу человек становится чище”

Учитель. Пожалуйста, вторая группа

Ученики. Наша группа работала по теме “Роль пейзажа в повести”.

Пейзаж всегда играл большую роль в произведениях И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова; их традиции продолжает Г.Троепольский. Важной и ярко проявляющейся функцией пейзажа в повести является обозначение места и времени действия, о чем говорят названия глав: “Весенний лес”, “Желтый лес”, “На просторе полей. Необычная охота. Побег”, “Лесная больница. Гроза в лесу”, “Лес вздохнул”. (Рассказ учащихся о событиях.)

Наиболее значительной функцией пейзажа является психологизм, традиционный для нашей литературы. Именно пейзажные зарисовки в повести создают психологический настрой восприятия текста, помогают раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливают читателя к изменениям в их жизни.

Анализ эпизода “Гроза в лесу”. (Рассказ ученика.) Чтение отрывка.Какие слова(изобразительно-выразительные средства) точно и образно передают состояние природы?Как это описание помогает понять состояние Бима?

Учитель. Какую роль сыграл этот эпизод в жизни Бима?

Ответы учеников.

Учитель. Пожалуйста, третья группа

Ученики. Наша группа работала с эпизодами на тему “Суровый мир, с которым столкнулся Бим”

Мы получили карточки с предложениями, по которым вспомним об испытаниях в жизни Бима, мы разложили эти предложения в хронологическом порядке. (Карточки прикрепить на доску.)1. “Вот так где-то кто-то перевернул стрелку той дороги, по которой доверительно шел Бим. И никакому кто-то нет теперь дела до того, что какой-то собаке защемило ногу и она стала калекой.”. Происшествие на железной дороге

2. “Внутри что-то оборвалось от удара, и это что-то стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого он и потерял сознание”.        Клим побил Бима на охоте

3. “Потом снова к двери, снова нюхал через щель и наконец установил по запахам: во дворе что-то тревожное. И вновь ходил, ходил, шаркая когтями по жести, разогреваясь и будто готовясь к чему-то, разминаясь”. Бим в фургоне у собачников 

4. “Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал в удивлении, в неведении и горькой обиде”. Папа Толика, Семен Петрович, увез ночью Бима в лес

5. “Не верил он этому ласковому, вкрадчивому тону, этой лести и заискиванию после побоев. Бим начинал терять веру в человека”. Встреча с Серым

6. “Нет, не подал лапу Бим. Отвернулся и смотрел в пол. Впервые ослушался”. Первая встреча с Теткой, жалоба на Бима

7. “Он теперь будет ждать с оскаленными зубами, пока не уйдет враг, ждать, сколько бы времени на это не потребовалось”. Последняя встреча с Теткой, когда она сдала Бима собачникам

Учитель. Почему погибла добрая, умная собака? Кто виноват в трагедии Бима?

Ученики. Бессердечные люди, доверчивость Бима и т.д.

Учитель. Какой эпизод в повести кажется вам наиболее волнующим?

Ученики называют эпизоды, которые их взволновали при чтении повести.

Учитель. Пожалуйста, четвертая группа.

Ученики. Наша группа работала по теме “Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?” Мы выделили в тексте цитаты, характеризующие этих героев и отметили в них ключевые слова.

Степановна :“Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею”

Даша:“Какая же ты добрая душа! – всплеснула руками Степановна, - любишь, значит, собак?”

Христиан Андреевич: “Привел же, привел, - басил тот (Клим) хрипло и недовольно. – А ты вот меня разбудил. Как думаешь: по-человечески ты поступаешь или как?”

Толик: “Нельзя лгать, мальчик. По табличке – не твоя собака. Стыдно мальчик. Какой же ты будешь, когда вырастешь?”

Учитель. Какой след оставил Бим на земле?

Толик и Алеша стали друзьями

Младший Иван бросил работу собачника

И другие люди, встречаясь с Бимом, становились чище, богаче душой

Цитаты о Биме (написаны на доске):

“Бим вошел в мою жизнь. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской…”

“Друзья все больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.”

“Эх, если бы Бим был человеком!”

“Бим плакал первый раз в жизни. Это были слезы надежды, счастливые слезы.”

“Скучно сторожу, а тут – живое существо смотрит на него изумленным, человеческим, измученным, откровенно страдающим взором.”

Учитель. Какие чувства вызвала у вас повесть?

Ответы учеников.

Учитель. Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности. Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.

Учитель. Ребята , мы очень подробно проанализировали произведение Троепольского,   «Белый Бим черное ухо», как вы думаете в чем видел Бим свое предназначение?

Ответы учеников.

А теперь давайте составим  примерный план вашего сочинения. Вы можете опираться на образ любого животного, чья судьба была похожа на судьбы Бима, Балто и Хатико. Или рассказать историю из своего жизненного опыта.

Составление плана

  1. Об авторе произведения, (о фильме, кем и когда снят)
  2. Образ животного
  3. Его взаимоотношения с окружающим миром и человеком
  4. Собака в жизни человека
  5. Мое отношение к таким судьбам

Учитель. Спасибо за урок, сегодня вы работали очень хорошо. Сочинения принесите к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 1 классе по теме « Растения сада и огорода».

Цели урока. 1. Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах.2. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения и сравнения, преодоление у слабослышащих  детей недостаточ...

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо.

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо....