Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse_po_teme_pismo.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе по теме: Письмо
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра «письмо»,с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.
- Развивать коммуникативные свойства письменной речи учащихся., навыки творческого мышления
- Воспитывать интерес к жанру письма, формировать представление о нравственных ценностях в человеке.
- Научить писать письма личного характера
Задачи:
- Расширение знаний о речевых жанрах
- Углубление знаний об эпистолярном жанре
- Обогащение словарного запаса обучающихся
- Овладение умениями в производстве правильной речи
- Развитие исследовательских навыков
- Овладение приемами языкового анализа и синтеза
- Демонстрация ценностей русского языка
- Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию
- Воспитание эстетического отношения к слову
- Воспитание творчески активной, духовно богатой личности.
Оборудование:
- Толковый словарь С.Ожегова
- Схема-памятка «Композиция написания письма».
- Схема-памятка «Правила написания письма».
- Конверты-письма
- Текст об истории возникновения почтового ящика
- Раздаточный материал для работы в группах
Тип урока: Комбинированный (Расширение, углубление и закрепление знаний)
Методы:
- Интерактивные
- Исследовательские
- Словесные
- Практические
- Наглядные
- Объяснительно-иллюстративные
- Репродуктивные
- Наблюдения и анализа
Основные приемы:
- Объяснение
- Беседа
- Опрос
- Интегрирование с литературой, с историей
- Творческая работа по созданию текста.
- Работа в группах
- Рефлексия
Словарная работа: письмо, адрес ,адресат, адресант, индекс
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.
А.П. Чехов
1)Организационно-мотивационный этап.
Цель: настроить детей на предстоящую работу.
-Здравствуйте ,ребята,присаживайтесь!
Друзья мои ,я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
Я знаю,каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте вместе сегодня с вами сочиним урок.
2)Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.
1.-Ребята,сегодня на урок к нам пришёл гость-корреспондент, который желает у вас взять интервью. Пожалуйста, постарайтесь ответить на его вопросы, выскажите своё мнение.
Интервью:
- В вашей семье получают письма?
-Вы сами пишете письма?
-Кому вы пишете письма?
-Для чего нужны письма?
-Кто такой почтальон?
Корреспондент: Спасибо всем, кто принял участие в моём интервью.
2.Учитель: Как вы думаете, о чем будет сегодня наш урок? Давайте познакомимся с эпиграфом к нашему уроку.
-Как вы понимаете слова А.П.Чехова?
3.Сегодня на уроке мы будем говорить о жанре - письмо. Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Письмо».
Мы с вами на сегодняшнем уроке познакомимся с особенностями жанра письма, с видами писем, с правилами написания письма; узнаем значение слов: письмо, адрес, адресат, адресант, индекс; научимся оформлять конверт; напишем такое письмо, которое будет радовать ваших близких.
3)Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового материала.
-Ребята, угадайте о чем это?
Загадка:
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь,
За море умчится.(ПИСЬМО)
-Что такое письмо?
1.Давайте откроем «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и узнаем лексическое значение слова «письмо».
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому –нибудь.
2.-Ребята,а вы знаете, как давно появились письма? Обратимся к истории появления этого жанра.
С древнейших времён человек ведёт переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чём, но человек старался высказать свои мысли и чувства посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговоры. Первыми письмами на Руси были берестяные грамоты. Постепенно с изобретением бумаги письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли.
3.Угадайте о чем говорится в загадке:
Я синего цвета,
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне.
-Правильно, это почтовый ящик.
Давайте прочитаем текст об истории возникновения почтового ящика.(читает ученик)
Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в. Санкт- Петербурге. Датой рождения почтового ящика в России считают 1 декабря 1848г.
-У вас дома есть почтовый ящик?
-Для чего он необходим?
Спасибо за ответы.
4.-Ребята, о чем мы можем написать в письме?
-Почему письмо можно так красиво назвать «дорога к сердцу»?
(Из писем мы узнаем ,что о нас помнят, поздравляют, узнаем об интересах, событиях, делимся радостью и заботами)
5.В зависимости от того, какая информация содержится в письме можно выделить несколько видов писем.
-деловое(поздравление, благодарственное)
-личное(письмо-рассказ, письмо-просьба)
6.-Очень часто сейчас можно услышать: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню, смс пришлю».А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда они тщательно подбирали слова, уважая себя и того, кому писали.
-Скажите, что мы обязательно должны использовать в письме?
(этикетные слова, обращения)
7.Словарно-орфографическая диктовка(на доске)
-Сейчас мы с вами запишем на доске слова, которые помогут вам составить письмо.
Здравствуйте, привет, примите наши поздравления, хочется пожелать, благодарю, пожалуйста, всего доброго, до встречи, до свидания, спасибо.
-Обязательно используйте данные этикетные слова в своей речи!
8.Народная мудрость гласит:
«Красиво писать - людей уважать»
«Никому немило письмо хило»
«Пиши, да не спеши»
-Чему нас учат эти пословицы? Правильно ,писать красиво, аккуратно, разборчив почерком, последовательно)
4)Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления знаний, умений и навыков.
1.Работа в группах.
-Многие знаменитые люди, писатели ,поэты писали друг другу и своим близким. Давайте попробуем собрать письмо М.Горького своему сыну. Для этого объединимся на группы и ,восстановим письмо.(3-5 минут)
Давайте прочтем получившееся письмо.
2. Письмо Горького сыну.
1)"Здравствуй, сын!
2)Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут.
3)Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.
4)Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,- легка и приятна была бы твоя жизнь.
5) Тогда ты чувствовал бы себя ВСЕМ ЛЮДЯМ НУЖНЫМ, И ЭТО ЧУВСТВО сделало бы тебя богатым душой.
6) Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…"
7)Твой отец.
-Чему учит Горький своего сына в этом письме?
3.Творческая работа «Письмо близкому человеку» (слайд 11)
-Письма сокращают расстояния, дают возможность хоть на несколько минут приблизить дорогого, родного нам человека. Я вам предлагаю сейчас вспомнить своих близких людей -бабушек, дедушек, сестер, братьев, друзей и написать им письмо. При этом вы должны соблюдать правила написания письма, его композицию и использовать этикетные слова.(7-8 предложений). Через несколько минут мы их зачитаем.(5 минут)
Проверка творческих работ.(3-4 работы)
-Благодарю всех. Ваши работы были очень интересными.
4.Многие художественные произведения сохранили образцы искусства письма и сам процесс его написания. (слайд 12)
-Какие вы помните произведения, в которых используется жанр письма?
(Весёлые письма Л.Успенского, письма из повести Алексина «Оля пишет Коле, Коля пишет Оле»,Ж.Верн «Дети капитана Гранта»,рассказ А.Чехова «Ванька»)
- «Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…» м предлагаю прослушать фрагмент из рассказа А.П Чехова «Ванька»
-Кому пишет Ванька Жуков?
-Почему это письмо не дойдёт?(нет адреса)
5.Лексическая работа
-Что такое адрес?
-Кто такой адресат?
-Кто такой адресант?
Адресат-тот, кому адресовано письмо.
Адресант -тот, кто пишет письмо.
-А кому мы можем адресовать свои письма?
6.-Ребята,письмо у нас написано, адрем мы знаем.Что нам надо для того, чтобы письмо попало к адресату?
Правильно, конверт. Обратите внимание у каждого из вас на столе лежит конверт, возьмите его в руки и рассмотрите. Но его надо еще правильно уметь заполнять.
5).Итог урока.
-Ребята ,письмо нами составлено, конверт мы научились оформлять. Давайте теперь вспомним,о чем мы говорили сегодня на уроке. Для этого проведём с вами аукцион терминов «Кто такой? Что такое?».Угадайте о чем идёт речь?
1.Сообщение,поздравление,просьба..(Письмо)
2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания(Конверт)
3.Пункт назначения письма (Адрес)
4.Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс)
5.Человек,разносящий письма, посылки,телеграммы.(Почтальон)
6.Человек,которому адресовано письмо (Адресат)
7.Слова приветствия в письме
8.Слова прощания в письме.
-Молодцы !Вы правильно усвоили значение этих слов.
6)Оценочно-рефлексивный этап.
1.-Ребята, так какую роль играют в жизни людей письма?
Давайте снова обратимся к эпиграфу нашего урока. В чем его смысл?
(Письма несут доброту и мудрость жизни. С помощью них люди поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость)
2.Релаксация.
-Мы с вами хорошо сегодня потрудились. Ваша работа на уроке заслуживает самой высокой оценки.
-Скажите, пожалуйста, что нового вы для себя открыли на уроке?
-Что вас удивило?
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
-Что вызвало у вас затруднения?
-Чтобы вы хотели пожелать своим друзьям, близким ,вообще людям?
3.Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже чаще по электронной почте. Пишите друг другу письма, не забывайте своих близких и родных, дарите им тепло своей души. Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены!
4.Благодарю всех вас за сегодняшний урок.
Приятно было с вами пообщаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Конспект урока развития речи 8 класс
Методическая разработка урока по русскому языку 8 класс...
Конспект урока развития речи "Напиши мне письмо...",6 класс
Данный урок может быть проведен в 6 классе, по своей структуре относится к урокам изучения нового материала по теме: уроки развития речи. Тип урока: комбинированный урок. На уроке используется ме...
Конспект урока развития речи 7 класс
Конспеут урока развития речи. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева "Масленица" с использованием словарных слов....
конспект урока развитие речи 3 класс
урок по теме "Зима и ее признаки". урок составлен для школы глухих....