Главные вкладки

    Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Причастие".
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Данный урок содержит материал по повторению и обобщению основных понятий о причастии.  Важными  элементами урока является характеристика причастия  по плану, что вырабатывает у учащихся умение правильно строить связный рассказ; выборочный диктант необходим для распознавания этой глагольной формы. Для характеристики кратких страдательных причастий использована  связь с художественной литературой(примеры из фольклора), в качестве игрового элемента есть задание-соревнование.Некоторые задания направлены на повторение правил правописания причастий.  Роль причастий в речи отражает работа с отрывком из романа А.С. Пушкина "Дубровский".В урок включена физкультминутка, связанная с темой урока. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchayushchiy_urok._6_klass.odt26.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок  в 6 классе

    Тема: «Причастие»

                                                                                    Учитель русского языка и литературы ГБОУ №683

                                                            Кононович Жанна Михайловна

             

    Цели: Систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

    Развитие речи: Составление связного рассказа на грамматическую тему, определение темы высказывания. Значение причастия в речи.

     Здоровьесберегающие технологии

    Ход урока

               1.Организационный момент

             

               2.Объявление темы и целей урока

    1. Сегодня на уроке мы повторим причастие и орфограммы в причастии, обособление причастного оборота на письме запятыми, будем строить связный рассказ на грамматическую тему, повторим грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия.

               

               3.Чтение и запись эпиграфа в тетрадь с доски

                Прочитаем четверостишие-загадку Чеснокова о причастии:

    Вот свойство обязательное:

    Склоняюсь я как прилагательное,

    На все вопросы отвечаю,

    Глагол по значению напоминаю.

                                   П.Чесноков

               Как вы понимаете смысл этой загадки?

               Эту загадку запишем в качестве эпиграфа к нашей теме.

             

               4.Словарная работа

               Как принято у нас, начинаем урок со знакомства со словами и их лексическим    значением.

               Запишем слова, которые относятся к разделу «Словарь корней».

    1. Состязание — состязаться, стяжать(достигнуть чего-либо), тяжба(перен.- спорное дело)

    Устно составьте с данными словами предложения.

    5.Опрос домашнего задания

    Индивидуальная работа по карточкам(3 уч-ся)

    По плану(у каждого учащегося есть напечатанный план) составляем связный рассказ на грамматическую тему: «Причастие».

    Слушаем 2-3 рассказа, определяем того, кому действительно составить рассказ правильно и  в соответствии с  планом. Благодарим аплодисментами.

    План

    1. Понятие о причастии.

    2. Грамматическое значение.

    3. Морфологические признаки.

    4. Синтаксические признаки.

    5. Действительные и страдательные причастия.

    6. Роль причастий в речи.

     

    Проверяем работающих по карточкам(слайд №1). В проверке участвует весь класс.

    Карточка №1

    Вставить пропущенные буквы, объяснить написание:

          (стр. прич., 1 спр.)

    ПЕРЕДАВА...МАЯ НАУЧНАЯ ИФОРМАЦИЯ,

            (им. прилаг.)                                (сов. вид)

    ТЕЛЕВИЗИО...ЫЕ КАМЕРЫ, УСТАНОВЛЕ...ЫЕ НА АППАРАТЕ,

         (несов. вид)        

    НЕКОШЕ...АЯ ТРАВА.

    Карточка №2

    Расставить пропущенные знаки препинания, объяснить постановку.

    ВОЗЛЕ ПОЛЯНОК УСЕЯННЫХ БРУСНИКОЙ; ДЕРЕВЬЯ ОДЕТЫЕ В НАРЯДНЫЙ УБОР; ПЫЛАЮЩИЕ ЗОЛОТОМ ВЕРШИНЫ БЕРЁЗ.

    Карточка №3

    Раскрыть скобки, объяснить раздельное и слитное написание НЕ .

    (НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА; ГЛАСНЫЕ, (НЕ)ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ; РЕШЕНИЕ (НЕ)ПЕРЕДУМАНО; ЕЩЁ (НЕ)ПРОЧИТАННАЯ КНИГА,

    Вопросы для работающих по карточкам:

    -  Чем является НЕ при слитном написании с причастием?(приставкой)

    -  Чем при раздельном?(частицей)

    -  От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастием, которое входит в причастный оборот?( от зависимого слова) А если одиночное причастие?

    Физкультминутка (3 мин.)

     

    Устали? Немного отдохнём. Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу.

    -Если причастие страдательное, наклоняемся вправо.

    -Если действительное — влево.

    -Если в краткой форме, приседаем.

    Успевающий, примятый,одевающая, одеваемая, покрыт, дувший, возвышавшийся, выполнено, сорванная, изрытая, прочитана, сидящую, брошенного, спавший, нарисованы, усеянный, цветущий, увлекаемый, вымыт, облетевший.

    6. Выборочный диктант

    Чтение текста учителем.

    Задание: выписать причастия, определить действительное оно или страдательное, надписать надо над словом заглавными буквами Д и С.

    ТЕКСТ

    Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

    - О чём этот текст?(тема- лес осенью)

    - Определите тип речи и стиль речи.

    7.Проверка  выборочного диктанта(слайд №2)

    ТЕКСТ

                                            С                                                                  С

    Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка

     вела к морю.                                    С

    Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса.

                                 Д

    1.  На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

                                                                                   Д

    Берёзы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце.

                                                 С

    Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

    8. Практическая часть.

    а)Прочитайте предложения выразительно, дайте характеристику всех причастий(предложения взяты из фольклора)-(слайд №3):

    1. Я колобок, колобок, по амбару метён,

        По сусекам скребён, на сметане мешён,

        В печку сажён, на окошке стужён.

    2. Не пойман — не вор.

    3. Что написано пером, того не вырубишь топором.

    4. Сказано — сделано.

    -Запишем эти причастия на доске и в тетради.

    -Вспомните правило правописания(одна буква-н только в кратких страдательных причастиях).

    - Назовите синтаксическую функцию.

    б) Творческое задание-соревнование: «Кто быстрее!»
    Каждый ряд получает листок с причастием. Добавить по одному слову, чтобы на последней парте получилось предложение.

    1ряд- освещённый, 2 – покрытых, 3- перелетающая

    -
     Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а теперь послушайте, как писатели используют причастия в своих произведениях.

    Читаю отрывок из романа А.С. Пушкина.

    Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, которые при нём был только посажены около забора. Выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

    -  Откуда взят отрывок?(роман «Дубровский)

    -  Для чего автор использует причастия?

    -  Какова роль причастий в речи?

    9. Подведение итогов(слайд №4):

    - Что называется причастием?

    - Что обозначают действительные причастия?

    - Что обозначают страдательные причастия? Приведите примеры.

    - Какое правило правописания вспомнили?

    - Какую роль играют причастия в речи?

       

    Выставление оценок,  краткий комментарий.

    10. Домашнее задание(слайд №5):

    Подготовьтесь к контрольному диктанту по причастию, повторите все параграфы, придумайте и напишите интересную грамматическую сказку о причастии, можно использовать иллюстрации, включите в вашу творческую работу все грамматические и морфологические признаки этой глагольной формы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

    Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

    Контрольный урок по русскому языку. Лабораторная работа по теме: "Причастие".

    Данный урок позволяет проверить уровень усвоение материала по теме: " Причастие". Необычная форма урока активизирует деятельность учащихся. Позволяет формировать групповой вид деятельности....

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"...

    Урок-игра по русскому языку Закрепление знаний по теме «Причастие»

    Урок-игра по русскому языку  Закрепление знаний по теме «Причастие»...

    тест по русскому языку 7 класс по теме "Причастие"

    Данный тест по теме "Причастие" применяется на уроке русского языка как итоговая работа, можно применить его как проверочную работу....

    Урок русского языка и презентация по теме "Причастие" 7 класс

    Урок-игра "Обобщение и систематизация знаний по теме "Причастие". 7-й класс...

    Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме "Причастие"

    Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме "Причастие"...