УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ по теме:"Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

На этом уроке детям дается понятие словосочетание, они учатся отличать словосочетание от слова. Знакомятся с сочинительными и подчинительными словосочетаниями. Учатся выделять главное и зависимое слово. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok1.docx21.46 КБ
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx619.16 КБ

Предварительный просмотр:

"Словосочетание". Урок в 5-м классе

Цели урока:

дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;

сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;

находить главное и зависимое слово;

дать понятие подчинительное и сочинительное словосочетание.

Оборудование: согласные на магните, снежинки, набор слов, проектор, ноутбук.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Теперь посмотрите на гостей, а теперь на друзей. Надеюсь настроение у вас отличное, тогда начнем урок. Садитесь. Запишите число и тему нашего урока «Словосочетание»

II. Проверка усвоения изученного материала

На доске цветные буквы соберите слово. СНЕЖИНКА

Почему осталась буква Ы?

А кто знает основного ведущего «Comedy Club» - Павел Воля, а знаете он закончил педагогический институт и очень хорошо знает русский язык и будет нам сегодня помогать на уроке. Давайте сегодня все орфограммы будем отмечать магнитом с его изображением, а тетради подчеркивать. Была передача «Убойная лига», которую  они вели  с Владимиром Турчинским – его изображение будет отмечать сильную позицию не требующую проверки.

Какая ещё орфограмма в этом слове? Отметьте и проверьте.

На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация.

Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) (Добиваюсь от учащихся развернутых ответов на вопросы.)

Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)

Какие знаки препинания вы знаете? Учитель раздает снежинки с заданием.

Давайте составим предложение с этим словом. (Дети предлагают свое предложение)

Предложение на слайде  соберите: с неба, снежинки, в  ночь, падали, красивые новогодняя.

В новогоднюю ночь с неба падали красивые снежинки.

Произведите разбор по членам предложения.

Снежинки падали – грамматическая основа – словосочетанием не считается.

III. Изучение новой темы

Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску.

Подберите однокоренные слова к слову – снежинка.

снег, снежинка, снеговик, Белоснежка, снегирь, снежки

Какие слабые места вы видите? Отмечаем, проверяем.

Подберите к словам прилагательные, но так чтоб они не повторялись.

Белый, резная, веселый, добрая,  нарядный, холодные.

Посмотрите на слайд, а теперь в свою тетрадь. Где более точно, конкретно говорится? Где записаны одним словом или сочетанием слов? Такие сочетания слов называются словосочетаниями. Прочитаем все вместе: сло-во-со-че-та-ние. Молодцы!

Тема нашего урока СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – какая орфограмма в этом слове? Вы подчеркиваете а на доске отмечаем П.В. Как вы понимаете это слово?

Сочетание, соединение 2х и более слов. А как связаны слова – посмотрите на наши примеры – по смыслу и грамматически.

Словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные.

В подчинительных есть главное слово, давайте их найдем в наших словосочетаниях и отметим крестиком.

В сочинительных слова равноправны и связаны по смыслу.

На доске слова и дети их соединяют

снег                      дождь

снежинка             капля

 снеговик             лужа

белоснежка         гномы

снегирь                воробей

в каком слове сомнительную согласную надо проверить, а в каком она не требует проверки.

IV. Физкультминутка

Ребята посмотрите на столах у вас листочки со словами. Встаньте и друг другу покажите слова.

Распределите подчинительные и сочинительные словосочетания на доске, найдите себе пару:

1 мороз       трескучий      П

3лёд                 прозрачный   П

 4прорубь               на реке    П

5 сосулька        на крыше   П

6шапка             меховая     П

 7варежки         перчатки    С

 8 лыжи            коньки        С

9вьюга           метель         С

10ёлка            кедр            С

11ком снежный                 С

Молодцы, давайте проверим.

В подчинительных  есть главное слово давайте его найдем? Сочинительные  - связаны по смыслу(дети читают и проверяют)

V. Работа с книгой: с.85 упр.274 разбираем у доски и дети записывают в тетрадь.

(работаем на доске)Запишите словосочетания и составьте их схемы.

  1. Прибыть под вечер (Х      когда?), спуститься под гору (Х     куда?), подстричься под машинку (Х    как?).
  2. Выступать с задором  (Х    как?), беседовать с ровесником (Х    с кем?), проснуться с рассветом (Х    с чем когда?)

Докажите, что записанные слововсочетания сгруппированы по строению.

VI. Физминутка для рук

Мы снежинки, мы пушинки, (ТРЯСЁМ РАСТОПЫРЕННЫМИ РУКАМИ)
Покружиться мы не прочь. (РАСТИРАЕМ РУКИ)
Мы снежинки-балеринки, (РУКИ В ЗАМОК)
Мы танцуем день и ночь.    (ШАГАЕМ ПАЛЬЧИКОМ ПО ПАЛЬЧИКУ)

VII. Самостоятельная работа

Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?

(Снежинка)

Разобрать орфограммы, а самостоятельно выписать сочинительное словосочетание.

На пальто и на платки.   

Какой общий смысл у этих слов?

 

VIII. Итог урока

Что такое словосочетание?

Какие словосочетания бывают?

С какого слова начался наш урок – СНЕЖИНКА – а это вам на память.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СНЕЖИНКА

Слайд 2

в воздухе, на землю , снежинки, кружатся, легкие, падают, и.

Слайд 3

снег СНЕЖИНКА СНЕГОВИК БЕЛОСНЕЖКА СНЕГИРЬ СНЕЖКИ

Слайд 4

СНЕГ СНЕЖИНКА СНЕГОВИК БЕЛОСНЕЖКА СНЕГИРЬ СНЕЖКИ

Слайд 5

Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке?

Слайд 6

СНЕЖИНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Подчинительная связь в словосочетании" 8 класс

Это разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Подчинительная связь в словосочетании" с примерами, различными видами заданий, вопросами и ответами....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе словосочетание

технологическая карта урока русского языка в 5 классе словосочетание...

Урок русского языка в 5 классе Словосочетание

Урок русского языка в 5 классе Словосочетание...

Дистанционный урок русского языка. 8 класс. Виды словосочетаний

Разработан маршрут самостоятельной работы над темой. Предлагается дидактический материал....

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании"

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании" в технологии ТРКМ (8 класс)...