Урок русского языка "Подчинительная связь в словосочетании" 8 класс
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Это разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Подчинительная связь в словосочетании" с примерами, различными видами заданий, вопросами и ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovosochetanie_8_klass.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:  русский язык, 8 класс.

РАЗДЕЛ/БЛОК:  Синтаксис и пунктуация.

ТЕМА: Подчинительные виды связи в словосочетаниях.

ЦЕЛЬ:  познакомиться с видами связи слов в словосочетании,  научиться их определять, находить в тексте.

ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

             воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

             развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

ВИД УРОКА: комбинированный  урок.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ:  разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, модельный метод (ролевая игра).

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с примерами,

ХОД УРОКА:

  1. Организационно-психологический  этап.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
  1. Этап проверки домашнего  задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.        

Задачи:

  1. установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
  2. выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе  проверки пробелы  в знаниях;
  3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.  

На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Словосочетание».

Вопросы для повторения  на слайде (устная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1) Что такое словосочетание?

Несколько слов связанные по смыслу и грамматически.

2) Чем словосочетание отличается от предложения?

В предложении есть грамматическая основа, а в словосочетании нет.

3)  Из каких частей состоит словосочетание? Как они связаны?

Главное слово и зависимое. От главного к зависимому  можно поставить вопрос.

4) Какие типы словосочетаний вы знаете?

Именные, глагольные, наречные.

5) По какому принципу словосочетания делятся на эти группы?

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово.

Проверьте свои знания на практике: карточки с заданиями.

1 вариант

2 вариант

3  вариант

Задание № 1:  составьте глагольное и наречное словосочетания.

Задание № 1:  составьте именное и наречное словосочетания.

Задание № 1: составьте именное и глагольное словосочетания.

Задание № 2: определите тип словосочетаний.

Задание № 2: определите тип словосочетаний.

Задание № 2: определите тип словосочетаний.

  • ГОВОРИЛ МАЛО
  • КРАСИВЫЙ ЦВЕТОК
  • ОЧЕНЬ ХОРОШО
  • ДВА С ПОЛОВИНОЙ
  • МЫ С ТОБОЙ
  • ИДУ ДОМОЙ

Карточки сдаются на проверку.      

   

III.      Этап постановки  темы, цели и задач урока:

                Задачи:

  1. организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
  2. показать значимость изучения нового материала;
  3.  поставить перед учащимися учебную проблему.

Тема, изучаемая на уроке, обязательно пригодится при дальнейшем изучении русского языка.

Блиц-опрос класса. Вопросы на слайде.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1) Где и когда нам потребуются знания  о словосочетании?

При изучении  предложения, других тем синтаксиса.

2) Для чего необходимо правильно строить словосочетания?

Чтобы речь была грамотной, связной.

3) Для чего  изучается синтаксис?

Чтобы уметь формулировать свои мысли, грамотно ставить вопросы, отвечать на них.

4) Где понадобится продемонстрировать свои знания?

Контрольные, ГИА, ЕГЭ, устная речь.

Вывод:

Синтаксис – одна из составляющих науки о языке, без знаний синтаксиса человек не может быть грамотным.

Поэтому цель нашего урока – (предлагается сформулировать цель ученикам) – познакомиться с видами подчинительной связи в словосочетаниях.

Задачи урока:

  • научиться определять виды словосочетаний;
  • находить словосочетаний в тексте.

IV.      Этап актуализации знаний и умений  учащихся.

           Задачи:                                                                                              

  1. воспроизведение связи прежних знаний  в новой ситуации;
  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. опора на жизненный опыт  учащихся.

Существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях.

Слайд.

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

Вид связи определяется по зависимому слову.

                               вопрос

главное слово                           зависимое слово

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

Зависимое слово:

Зависимое слово:

Зависимое слово:

* прилагательное

* существительное

* наречие

* причастие

* личное местоимение

* деепричастие

* порядковое числительное

* числительное

* инфинитив (начальная форма глагола)

* указательное местоимение

* сравнительные степени

* притяжательное местоимение

* определительное местоимение

* превосходная степень прилагательного

Как определить вид связи слов в словосочетании? Слайд.

  1. Найти зависимое слово.
  2. Определить, какой частью речи является зависимое слово.
  3. Установить вид связи.

V.       Этап организации восприятия и осмысления новой информации.

          Задачи:

1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;

2.  добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых  знаний;

3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения  и навыки.

Рассмотрим  это правило на практике.

Работа с таблицей. Слайд.

Учитель диктует примеры. Учащиеся распределяют их по колонкам, рассуждая вслух.

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

Восьмой класс

Вижу змею

Иду домой

Наш кот

Ручка двери

Говорил шутя

Глубочайшее озеро

Сторона света

Очень  смешно

Цветущий сад

Слышу его

Начал работать

Эта комната

Пять человек

Сделал лучше

Образец рассуждения:

  • В словосочетании восьмой класс главное слово – класс, а зависимое – восьмой.
  • Слово восьмой – это порядковое числительное.
  • Согласование.

Рассмотрим дорожные указатели:

ОСТОРОЖНО!!! ВОПРОС!!!  - Нельзя определять вид связи по вопросу!

Пример: иду (куда?) налево - примыкание

               иду (куда?) в сад  - управление

ВНИМАНИЕ!!! ФОРМЫ СЛОВА!!! – формы родит.падежа и винит. падежа  некоторых личных местоимений совпадает с притяж.метоимениями. Надо видеть разницу!!!

Пример:   вижу ее – (там  она) -  личное – управление

                 машина ее – (принадлежит ей) – притяжательное – согласование

  1. Этап первичной  проверки понимания учащимися новых знаний.

Задачи:

  1. установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
  2. выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
  3. выявить неверные представления и скорректировать их.

Работа по созданию наглядного пособия по данной теме. Мини-проект.

Плакат на доске с 3 колонками: согласование, управление, примыкание.

  • ЭТАП ПЕРВЫЙ (групповой). Каждая из трех групп пишет фломастером  на листе А4информацию о своем виде связи. Приклеивается к плакату.
  • ЭТАП  ВТОРОЙ. Все учащиеся по очереди выходят к доске, отрывают от общей пачки стикер с примером, определяют вид связи, приклеивают в нужную колонку.
  • ЭТАП ТРЕТИЙ. Проверка работы. От каждой группы выдвигаются эксперты (стикер можно переклеить в нужную колонку).

  1. Этап  творческого применения  знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.

Задачи:

  1. научить применять знания, сформированные задания в переформулированных вопросах;
  2. организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;
  3. использование творческой деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное.

Задание: Исправь ошибку!  Карточки с примерами. Индивидуальные задания.

В карточках даны таблички с распределением по колонкам словосочетаний. В них несколько ошибок. Нужно дать верный вариант.

С ошибками

Исправлено

1 вариант

1 вариант

Согласование

Управление

Примыкание

Согласование

Управление

Примыкание

Новая книга

Чудо природы

Мягкое кресло

Новая книга

Слушаю радио

Очень много

Очень много

Злой монстр

Дочь сестры

Злой монстр

Чудо природы

Иду влево

Слушаю радио

Иду влево

Говорил улыбаясь

Мягкое кресло

Дочь сестры

Говорил улыбаясь

С ошибками

Исправлено

2 вариант

2 вариант

Согласование

Управление

Примыкание

Согласование

Управление

Примыкание

Шел стремительно

Кольцо Сатурна

Учусь петь

Первый раз

Дом с балконом

Шел стремительно

Синий цвет

Твой дом

Первый раз

Твой дом

Хвалят нас

Говорил усмехаясь

Говорил усмехаясь

Дом с балконом

Хвалят нас

Синий цвет

Кольцо Сатурна

Учусь петь

Индивидуальная работа. Карточки сдаются на проверку.

IX. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

        Задачи:

       1. выделить основное и сформулировать выводы;

       2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

       3. выделять мировоззренческие идеи;

       4. установить причинно-следственные связи между понятиями.

       

Сегодня на уроке мы  узнали много нового.

Вопросы классу:

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

* Какой была цель урока?

познакомиться с видами связи слов в словосочетании

* Что было сделано, чтобы эту цель достичь?

* изучили теорию

* разобрали примеры

* создали наглядное пособие по теме

* работали самостоятельно

* Достигнута ли цель урока?

Каждый отвечает за себя

* Приведите примеры согласования

Примеры учащихся

* Приведите примеры управления

* Приведите примеры примыкания

X. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

         Задачи:

  1. стимулировать класс к овладению рациональными приемами обучения и самообразования;
  2. выявить качество и уровень знаний;
  3. обеспечить коррекцию знаний;
  4. дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.

Результат учебной деятельности.

Тема, которую мы изучали  сегодня, позволит вам грамотно  строить свою речь, формулировать свои мысли.

Перспектива дальнейшей работы.

На следующем уроке нам предстоит продолжить изучение этой темы, у вас появится возможность применить ваши знания на практике.

Домашнее задание.

  1. выучить теорию
  2. составить по 3 словосочетания каждого вида на одну из тем (на выбор): «Осень в лесу», «В библиотеке», «Поездка в горы».

Оценки

Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки за работу по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Ковалентная химическая связь" для 11 класса

Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса БУП 1 час по программе О.С.Габриелян...

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с  учащимися алгоритм решения  цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

урок русского языка "Связь слов в подчинительных словосочетаниях"

Урок с использованием интерактивных иллюстраций...

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании"

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании" в технологии ТРКМ (8 класс)...