Конспект урока "В мире слов, или что такое лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Клименко Елена Александровна

Урок обобщения в 6-м классе по теме "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_slov.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-ом классе

Тема:   В мире слов, или что такое лексика.

           Цели: 

образовательная : повторить теоретический материал о прямом и переносном значении слов, об однозначных и многозначных словах, о синонимах, антонимах, омонимах, совершенствовать умение пользоваться словарем, учить видеть системные отношения в лексике, применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

           развивающая: развивать память, внимание, культуру речи;

           воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности, воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

           Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, кроссворд,  иллюстрации, словари (Толковый словарь С. Ожегова, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова,  « Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, словари синонимов, антонимов, омонимов).

Ход урока

  1.  Оргмомент, сообщение темы, целей  урока.

Чтение предложений из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые» :

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

-Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

    Фронтальная беседа:

-Ребята, вам понятно, о чем говорится в предложениях?

-Почему вы не понимаете смысл?

-Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определить части речи, а вот смысл от нас скрыт.

-А что такое лексическое значение? (Это то, что слово обозначает)

-В каком разделе мы изучаем лексическое значение слова? ( В разделе « Лексика»)

-   Тема «Лексика - одна из самых интересных в курсе русского языка 5-го класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М Горький о слове: «Слово- одежда всех фактов, всех мыслей».

- Как вы понимаете слова М.Горького?

  Учитель предлагает записать число, тему урока и эпиграф к нему в тетради.

 

   -Сегодня мы будем обобщать знания по теме «Лексика», вспомним, что такое синонимы, антонимы, омонимы,  какое значение слова является прямым, а какое называют переносным.

  1. Выполнение тестовых заданий.

   Первый этап нашего урока - работа с тестом по теме «Лексика». Выполнение тестовых заданий позволит нам уже сейчас подготовиться к экзаменам – подобного рода вопросы вам будут предложены при сдаче ГИА и ЕГЭ.

Тест.

   А. Что такое лексика?

1. -Это наука о языке.

2. -Это наука о слове.

3. –Совокупность всех слов языка.

  Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1.  -Предложение.

2.  -Звук (речи).

3.  -Слово.

   В. Чем отличается слово от других единиц языка?

1. –Оно служит наименованием действия.

2. –Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3. –Оно служит наименованием  предметов.

   Г. Дайте определение омонимам.

1. –Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

2. –Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. –Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

   Д. Дайте определение синонимам.

1. –Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. –Синонимы – это слова , противоположные по значению.

3. –Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением  в речи.

   Ж. Что такое антонимы?

1. –Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. –Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. –Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение.  (Ответы: А-3;  Б-3; В-2; Г-2; Д-3; Ж-1.)

3. Повторение изученного материала

3.1. Беседа. Демонстрация словарей

 - А что такое язык?

(Подготовленный ученик дает ответ.)  

Язык -это когда один человек говорит, другой слушает, понимает  его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов ( устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге « Слово о словах» пишет: « Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… . Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

    -А сколько слов в русском языке?

 Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо  обратиться к словарям русского языка. Есть словарь С.И. Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук – 120.480 слов. Мы знаем имя В.И. Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!

Обратите внимание, ребята! Интересные числа!

В  17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120.480 слов.

Словарь произведений А.С.Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, - из 12 тысяч слов.

3.2. Лингвистический эксперимент.

Проведем эксперимент. Сколько приблизительно слов вы знаете? Для этого возьмем толковый словарь ,откроем страницу с  буквой П,Л или М. Посчитайте, сколько слов ,помещенных на этой странице, вы знаете и свободно употребляете. Полученное количество слов умножьте на число страниц в словаре.

- Сравним полученные результаты. ( Учащиеся называют результаты).

Учитель. Обратите внимание, ребята, на высказывание Н.В. Гоголя: « Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

Мы с вами сегодня еще раз убедимся в богатстве и многообразии великого русского языка

3.3. Повторение  синонимов.

- Что такое синонимы?

А.  Разнобуквенные синонимы.

Впишите  в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.

                          Лес      . . . ( бор)

                        горе     . . . (беда)

                     мороз    . . .  ( холод)

                    хотеть     . . . (желать)

                  спелый     . . . (зрелый)

                 кроткий     . . . (смирный)

 Б. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами ( для преодоления неоправданного повторения слов ) . Вставьте пропущенные знаки препинания.( Подобное задание выполните дома – упражнение 60 и составите кроссворд по теме « Лексика»).

Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами.

- Ребята, для чего  нужны синонимы?

-Неоправданный повтор слов - это речевая ошибка! Подобного рода задания будут на ЕГЭ!

3.4. Повторение  антонимов.

- Что такое антонимы?

Задание. Разгадайте кроссворд.

Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам:

Сухой

Начинать

Ветер

Рыхлый

Трудолюбивый

Короткий

Свет

По вертикали получите ключевое слово.

Ответы: влажный, кончать, затишье, плотный, ленивый, длинный, темнота. Ключевое слово: антоним.

3.5. Прямое и переносное значение слов.

 А. Запишите  словосочетания в два столбика, а по какому принципу вы их распределите, назовете сами.

Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука, олимпийское спокойствие, олимпийские игры, железная дисциплина, железный гвоздь.

- Какое значение слова называют переносным? Как в художественной литературе называется  употребление слов или оборотов речи в переносном значении? ( Метафора)

Б. Со словами звезда, холодный, хрупкий составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значениях.

3.6. Повторение омонимов.

- Что такое омонимы?

А. Составьте словосочетания со словами такие, чтобы в них заключалось разное значение  одинаково звучащих слов.

Слова: ручка, кисть, ключ.

Б. «Телемост».

Учитель. Скажите, ребята, какие два слова – омонимы стали важными в конце 20 столетия?

Нам поможет найти эти слова телемост « Россия – США», который мы организуем сейчас в классе. Двое учащихся – девочка из г. Новый Уренгой и мальчик из Вашингтона – читают стихи. А мы превращаемся в зрителей и по возможности в тетрадях слова, звучащие на разных концах нашей планеты и отдаленные друг от друга тысячами и тысячами километров. Если два стихотворения сольются в одно, значит, действительно существует единый язык всего человечества – ЯЗЫК ДРУЖБЫ.

Итак, Россия, вам слово.

Девочка (начинает читать). Пусть над землей моей не рвется в клочья небо…

Учитель. Включаем Вашингтон.

Американский мальчик (на английском языке). Все дети мира хотят жить без драк, без войн.

Учитель. Включаем Россию.

Девочка. Пусть тишина полей прольется теплым хлебом.

Вашингтон. Все дети мира хотят получать и дарить подарки, хотят играть и учиться.

Россия. И солнце по утрам свет дарит всей планете.

Вашингтон. Все дети мира хотят мечтать и видеть сны, смеяться и быть счастливыми.

Россия. Не быть войне, смертям.

Быть миру, счастье – детям.

Вашингтон. И тогда все люди на всей планете будут знать, что все хорошо, что завтрашний день настанет.

- Внимание! Эврика! Дети делают открытие: строчки слились, значит, действительно мы говорим с американцами на разных языках об одном и том же.

- О каких словах  идет речь?

- Об омонимах – мир.

Мир – планета Земля, отдельная часть вселенной ( в словах американского мальчика).

Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды ,войны, ссоры ( в строчках русской школьницы).

На этом наш урок закончен. Я желаю, чтобы на всей земле царили только мир и согласие!

4. Итог урока , оценивание, рефлексия.

- Подведем итог.

- Чему сегодня учились на уроке? Как и где мы сможем применять полученные знания?

- Как справлялись с заданиями? Какие задания были более сложными?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.

Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

" В мире слов, или что такое лексика"

Презентация к уроку по теме " В мире слов, или что такое лексика", 6-ой класс....

конспект урока в 7 классе "Что такое Родина для каждого из нас?"

конспект урока немецкого языка в 7 классе "Что такое Родина для каждого из нас?"...

Конспект урока по английскому языку "Что такое компьютер?" (10-11 класс)

Конспект урока "What is a computer" (с приложением - презентацией и дидактическим материалом)...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...