Обобщающий урок по теме "Союз"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Сайт учителя русского языка и литературы МКОУ В-Красноярской средней школы

 

     

               Обобщающий урок по теме «Союз» (7 кл.)

Цели:

- систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;

- доказать значимость союза;

- совершенствовать устную и письменную речь;

- воспитывать внимательность и активность.

Оборудование:

-мультимедийное оборудование; сигнальные карточки; набор для графического диктанта; карточка с правильными  ответами; жетоны.

Оформление на доске:

-эпиграф  «Язык должен быть прост и изящен» А.П.Чехов;  предложения для графического диктанта без знаков препинания.

                                                     

 

                        

 

 

 

                    

                                                                        Учитель русского языка                                                                       .                                                                        и  литературы  2   категории                                                                                                           .                                                                            Силкова А.И.                                                                                        

 

 

                                                                                                                        2010год

                                  

                             Ход урока.

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.

Улыбнись, настрой себя  

На активность, творчество, внимание,                                                                                                   

Получить хороший результат                                                                                                        

  За свои полученные знания.

II. Сообщение темы и целей урока.      

   – Тема нашего урока звучит так «обобщающий урок по теме «Союз» (сл.1). Следовательно цели урока (2сл) .

III. Повторение.

1. - Обратите внимание на доску (3сл.). Какие части речи вам известны?                                                                                                                  

   - Почему они так называются? Приведите примеры, указывая на часть речи.

2. «Верно ли?» ( 4сл.)

- Почему союз лишний? Что он соединяет?

( 5 сл.)

IV. Синтаксическая минутка.

1. Работа у доски. ( После записи 6 сл.)

Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.

- Проверти написание, исправьте ошибки, если есть. Дайте характеристику предложения. Составьте схему  предложения.(если…), [  ].

2. Беседа о союзе.(после ответа  7сл.)

- Все ли части речи вы подчеркнули?

3. Рассказ о союзе ( по цепочке)

1. Союз – это…                                                                                                                                             

 2. Что соединяет?                                                                                                                                                            

3. Союзы делятся на…                                                                                                                        

4. Союзы бывают…                                                                                                                                 

 5. По значению сочинительные союзы делятся на …                                                                            

6. По значению подчинительные союзы делятся…                                                                         

  7. Синтаксическая роль в предложении…                                                                                              

   8. Как изменяются?

V. Самостоятельная  работа. ( 8 сл.)

Раскройте скобки.

Верный вариант написания.    

 Дорого, зато надёжно; спрятался за то здание; ушёл, чтобы отдохнуть; он тоже пришел и сказал то же самое; говорил то же, что и другие; так же хвастлив, как и сосед; что бы почитать, чтобы больше знать о мире животных; что бы ни случилось; необходимо, чтобы все были спокойны.                                   

– Что мы должны помнить о правописании слов тоже, чтобы, зато, также?                                                

  После ответов детей показ слайда №9.

VI. Физминутка.

Отвечайте движениями и выполняйте их.

Что устали? Встали,                                                                                                                      

Улыбнитесь, повернитесь,                                                                                                    

 Руки к солнцу потяните,                                                                                                                                  

Опустите   на бочок                                                                                                                       

 И подпрыгните разок.

VII. Творческая работа по картине Дёмина «Лунная ночь» (слайд №10).

- Составьте несколько предложений разной конструкции по этой картине.

VIII. Графический диктант.

- Составьте схемы предложений в том порядке, в  каком они записаны на доске. Знаки препинания не расставлены.  (по(тому) что).                                                                                                                                                          

 1.У мамы добрые ласковые слова. [О и О].                                                                                      

2. В её сердце никогда  не гаснет любовь, потому что оно не останется равнодушным.  [    ],  ( потому что).                                                                                                        

 3. Мамочка, я люблю тебя!  [ О,  ].                                                                                                 

(вывешивается лист с правильными схемами)

IX. Тестовая работа. ( С сигнальными карточками)

- Выбери и подними.                                                                                                                                

1. Часть речи, связывающая однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного                                                                                                                             

а) предлог;        б) союз.                                                                                                                                                   

 2. Союзы бывают:                                                                                                                               

  а) производные и непроизводные; б) сочинительные и подчинительные.                                                            

  3. Соединительные, разделительные, противительные – это ряды по значению:                                                                                                                                        

 а) сочинительные;  б) подчинительные.                                                                                                            

4. Я тоже советую тебе учиться. Тоже – это…                                                                           

а) местоимение с частицей; б) сочинительный союз.                                                                              

5. Шуточные вопросы:                                                                                                                  

Что находится между рекой и берегом?                                                                                                 

Какие имена девочек состоят из союзов?  (Аида, Ида, Ада).

Х. Итог (11 слайд).

Ответы детей.

ХI. Домашнее задание.

Составить сказку про союз.

ХII. Рефлексия.

-Я желаю ясности мыслей, яркости событий и хорошего настроения. (12 сл). Спасибо за работу.

 Сказка про Союз.

В одном государстве, которое называлось Русский Язык, жили необычные жители – союзы. Они были все разные.

        Жили в этом государстве Сочинительные, Подчинительные, Противительные, Изъяснительные, Причинные, Временные и многие другие союзы.

          Вот как-то раз заспорили они о том, кто из них важнее и главнее. Составные союзы кричали, что они важнее, чем простые, так как состоят из нескольких слов. Сочинительные союзы кричали что они самые важные, так как могут соединять части сложного предложения и однородные члены предложения. Третьи кричали ещё что-то.

        И так бы они спорили и спорили, ведь каждому из них хотелось показать свою значимость, пока один из союзов не сказал: «Мы все очень важны для нашего государства». После этих слов каждый Союз задумался о своей роли. И  все мирно  разошлись по своим домам.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            .                                                                                         Сильванович Илья

                                               Сказка про Союз.

Жили-были на свете две семьи союзов: Сочинительные и Подчинительные. Жили не тужили, но вдруг пришла беда - Подчинительные зазнались. Они выдвинули, что все должны подчиняться им. Но Сочинительные не хотели выполнять прихоти Подчинительных.

      Так они спорили долго пока кто-то из них не предложил пойти к царице Грамматике, чтобы она их рассудила мирным путём.

     Пришли они к царице, рассказали кратко в чём заключается их проблема. Грамматика, внимательно выслушав их, сказала: «Никто из вас не должен никому подчиняться. Вы должны жить дружно  и выполнять каждый свою функцию».

     После этого разговора каждая семь отправилась выполнять свою работу. Сочинительные соединяли части сложного предложения и однородные члены предложения, а Подчинительные – связывать части сложного предложения.                      

 И по сей день живут они мирно и дружно.              

                                                                                                       Пасько Таня

                                           Сказка о Союзах.

Жил – был Союз. Были у него дети Сочинительные и Подчинительные. Жили они мирно и счастливо. У каждого была большая дружная семья.

    У Сочинительного были дети, они служили для связи частей сложного предложения и однородные члены предложения. Соединительные  И, Да = и, Также соединяли между собой слова и предложения, Противительные Но, А,       

Да = Но противоречили и всегда перед ними ставили запятую, чтобы они не ссорились, а Разделительные не могли остановиться и сделать выбор.

     Подчинительные так же жили дружно, как и Сочинительные. Они соединяли части сложного предложения, подчиняя одну часть предложения другой.

   В их большой семье никогда никто не ссорился, всегда был мир и покой.

                                                                                          Кузнецов Сергей                  

 

          

                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_soyuz.pptx277.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме « Союз»

Слайд 2

Цели урока: - с истематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; - д оказать значимость союза; - совершенствовать устную и письменную речь; - воспитывать внимательность и активность.

Слайд 3

повторение Какие части речи вам известны? Почему они так называются?

Слайд 4

Верно ли? Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния С оюз Все они являются членами предложения

Слайд 5

Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Это ?

Слайд 6

Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите союз .

Слайд 7

Все ли части речи вы подчеркнули? Почему? Не подчеркнули союзы, потому что они не указывают на грамматическую роль, а: Союз не станет членом предложения: Всегда свободен, хоть стоит в строю. И в сочинении, и в подчинении Незаменим и помнит роль свою.

Слайд 8

Раскройте скобки Дорого, за (то) надёжно; спрятался за (то) здание; ушёл, что (бы) отдохнуть; он то (же) пришёл и сказал то (же) самое; говорил то (же), что и другие; так (же) хвастлив, как и сосед; что (бы) почитать, что (бы) больше знать о мире животных ; что (бы) ни случилось, необходимо, что (бы) все были спокойны.

Слайд 9

Помни! Чтобы = для того чтобы Однако же = зато Тоже = также= и Зато = но Потому что = оттого что = так как Что бы (местоимение с частицей) То же (местоимение с частицей) Так же (наречие с предлогом) За то (местоимение с предлогом)

Слайд 11

Обобщим 1. Союз – служебная часть речи… 2. Союзы бывают… 3. Союзы делятся на… 4.По значению сочинительные союзы делятся на… 5.По значению подчинительные союзы бывают… 6. Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся…

Слайд 12

Хорошую речь хорошо и слушать. русская пословица

Слайд 13

Домашнее задание Составить сказку (5 – 7 предложений) о роли союза в русском языке.

Слайд 14

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....