Авторское описание опыта работы
материал по русскому языку (11 класс) по теме

Обобщение опыта работы по русскому и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskoe_opisanie_raboty.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Авторское описание опыта

работы Пшеничниковой Любови

Андреевны учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ 4

г. Белореченск 2013 г.

Русский язык и литература—один из самых интересных и в то же время сложных предметов  средней школы. Быть грамотным — значит свободно  владеть  богатствами родного языка в устной и в письменной речи. Учитель—словесник намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающие наибольший эффект в обучении. Так складывается индивидуальный почерк, своя система работы.

В основе моей работы лежат следующие принципы: каждый урок—неразрывное единство нового, повторение пройденного и предопределение на будущее.  Грамматические темы изучаются на связных текстах  или отдельных предложениях, объединенных темой высказывания.  Большое внимание на уроке я уделяю развитию устной и письменной речи учащихся. Словарная работа производится тематически.

Всё это помогает решить следующие задачи: дать учащимся прочные знания и навыки устной и письменной речи, научить их самостоятельной работе с учебным пособием, привить и развить интерес к предметам в целом, вести воспитание в процессе обучения, приблизить обучение к жизни во всем многообразии её форм и проявлений.

Уроки русского языка я провожу на материале связного текста или предложений, записываемых в ходе урока, которые объединяются темой высказывания. Например, на уроке изучается тема «Подлежащее и способы его выражения», а все предложения, записываемые в ходе урока, объединены темой «Моя Родина—Россия». Так же я делаю попытки темой высказывания объединить группу уроков. Например, на следующих один за другим уроках «Составное глагольное сказуемое», «Тире между подлежащим и сказуемым» обучение ведется на материале о живописи, ряд уроков  на повторение сведений  о простом предложении объединены темой «Осень» и т.д. Таким образом, на уроках русского языка я получаю возможность не только упрочить знакомство учащихся с таким жанром, как сказка, письмо, рассказ, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но и помочь в овладении этими формами выражения мысли.

Большое внимание на уроках я стараюсь уделять самостоятельной работе учащихся, которая помогает осуществить контроль знаний, дает элемент занимательности, повышающий интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Использование тестов по всем разделам русского языка позволяет определить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Более подготовленные ученики получают тесты повышенного уровня, что позволяет работать на опережение. Именно поэтому в этом учебному году я выбрала тему для самообразования «Работа с одаренными детьми».

Учащимся предлагается дидактический материал, который позволяет путём решения алгоритма определить нужное слово и т.д. Например, в предложении:  «Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас».

  1. В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании «прил. + сущ.». и взять корень.
  2. Из словосочетания приземлиться на опушке  выделить в главном слове приставку;
  3. От глагола читать взять глагольный суффикс;
  4. Из причастия тающие (снега) взять суффикс
  5. Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник.
  6. К полученному слову добавить постфикс ся.
  7. Составить с полученным словом словосочетание;
  8. С данным словосочетанием составить предложение;
  9. Сделать синтаксический разбор предложения.

Значительное место в процессе обучения занимает состояние контроля за уровнем знаний и навыков, получаемых обучающимися. Он должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Индивидуальный характер контроля
  2. Систематичность, регулярность
  3. Разработанность форм проведения
  4. Всесторонность
  5. Объективность
  6. Дифференцированный подход

Включение в состав обязательного ЕГЭ по русскому языку письменных работ по литературе (задание С) дало возможность объективного подхода к уровню предметной обученности.

Большие трудности при написании рецензии вызывают нахождение средств выразительности. Для вырабатывания навыков определения изобразительных средств я использую схемы-анализы.

Термин

Заменитель

Пиктограмма

Объяснение

Эпитет

Красочное слово

Волнистая линия

Сравнение

Весы

Метафора

Перенос

Знак переноса

Олицетворение

Оживление,

очеловечивание  

Лицо с улыбкой

Такие схемы-анализы развивают опыт наблюдения, показывают образной строй языка, способствуют  формированию речи —мыслительных умений, личностного восприятия произведения.

Большое место и внимание на уроках я отвожу развитию речи учащихся: устно и письменно они отвечают на вопросы, строя предложения заданной конструкции, употребляя опорные слова  и словосочетания; пишут сочинения-миниатюры по личным впечатлениям и наблюдениям за природой, жизнью и деятельностью людей; сочинения типа рассуждений, предполагающие оценку лица, факта, события; сочинения по картинам; составляют предложения по заданной схеме и теме высказывания; выполняют грамматические задания при работе над изложением, выборочным диктантом с последующими восстановлениями в текста; подбирают эпиграфы к данному тексту или записи н уроке; составляют простые и сложные планы сочинений по картинам, способствующие обогащению речи.

Первое и необходимое условие активизации процесса обучения—опора на первоначальное восприятие литературного произведения в конкретном классе. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами. Например, я использую анкетирование (вопросы анкеты предлагаю за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению.

Ученики часто воспринимают книгу не так, как учитель. Проводя анкетирование перед изучением комедии Грибоедова «Горе от ума» в 10 классе, я с удивлением обнаружила, что многие ребята отдали предпочтение Молчалину: он воспитанный, искренний, порядочный человек. Чацкий же эгоист, который занят только собой, своими чувствами.

Исходя из этой оценки героев, учащиеся постарались выстроить систему уроков по комедии. Заключительным был урок-диспут на тему: «Вечный спор Молчалиных и Чацких». Вопросы к диспуту заранее неизвестны ученикам. Но толчок к спору—различные точки зрения на этих героев, взятые из работ учащихся. Центральным вопросом урока был вопрос о способах достижения жизненной цели (что нравственно, что безнравственно). Предлагалось  слово в защиту героя.

Большой интерес у учащихся вызвал урок-суд над Родионом Раскольниковым. Урок проводился в классе с хорошей подготовкой по предмету. Были выбраны прокурор, адвокат. Ученики, выступающие в ролях адвоката и прокурора, заранее подготовили свои выступления. Даже «слабые» ученики почувствовали  себя участниками судебного процесса и с увлечением наблюдали за происходящим.

При изучении обзорных тем по литературе в 10-11 классах, на мой взгляд, очень эффективны интегрированные уроки.

Так, например, урок в 11 классе по теме «Русское зарубежье. Люди и судьбы» я проводила с учителем истории. Только вместе с историком можно дать полное представление о причинах, побудивших наших соотечественников покинуть Россию, показать масштабы и  значимость культурного наследия русского зарубежья, формировать у учащихся чувство  любви, преданности совей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции.

На мой взгляд, очень эффективным на уроках литературы является применение тестов (особенно на итоговых уроках) и опорных конспектов. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» я предложила учащимся следующие опорные конспекты.

                               Н.П.Кирсанов

                               П.П.Кирсанов

 Базаров                Аркадий Кирсанов

                               Одинцова

                              Ситников, Кукшина

                              Родители

2) Кольцевая

                                                           Марьино (усадьба Кирсановых)

                                                                     

                                                          Никольское (имение Одинцовой)

                                                        Родители Базарова (небольшой

                                                         домик  мелкопоместных дворян

                      Базаровых)

Учащиеся с удовольствием самостоятельно составляют опорные конспекты такого типа.

Большую помощь в проведении уроков инее оказывают технические средства обучения. Видео-материал; включающий биографию писателей, описание исторических событий, архитектурные экспонаты и музейный материал помогают вырабатывать у учащихся интерес к предмету.

За годы работы в школе мои ученики были участниками олимпиад, организаторами литературных постановок, КВНов, многих конкурсов. Пока высоких достижений в моей работе не было. На это были и субъективные, и объективные причины. Но я знаю точно: дети всегда откликаются на реализацию творческих  замыслов учителя. На мой взгляд, очень удачно вместе с учащимися 6 класса была поставлена сказка А.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде», «Путешествие в город сатиры и юмора» (участвовали ученики 10-11 классов) и другие мероприятия.

В заключении хочется сказать, что смысл жизни учителя в том, какими станут его ученики. Имена моих ребят пока не вошли в историю страны.  Но я горжусь тем, что кто-то из них учится в педагогических вузах: на факультете начальных классов, филологическом факультете, факультете журналистики.

Выполнение этой, пусть скромной, задачи, мне кажется — одна из главных целей работы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...