Исторические чередования в русском языке
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Багдасарова Татьяна Владимировна

Презентация "Исторические чередования в русском языке" может быть использована на уроках русского языка в 5-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskie_cheredovaniya.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исторические чередования в русском языке Занятие "Школы юного филолога"

Слайд 2

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы В..р..бей, в..рона, п..р..сёнок, с..л..вей, хв..р..стина, отвл..кать, тет..рев, ст..речь, с..лома, ск..в..р..да, п..лоть, с..рочка, х..л..стой, порог, ок..р..к, пап..р..тник, п..р..п..лох, м..р..сить.

Слайд 3

Проверьте себя Воробей, ворона, поросёнок, соловей, хворостина, отвлекать, тетерев, стеречь, солома, сковорода, полоть, сорочка, холостой, порог, окорок, папоротник, переполох, моросить. Подчеркните в этих словах полногласные-неполногласные сочетания.

Слайд 4

Проверьте себя В оро бей, в оро на, п оро сёнок, с оло вей, хв оро стина, отв ле кать, т ете рев, сте ре чь, с оло ма, сков оро да, п оло ть, с оро чка, х оло стой, п оро г, ок оро к, пап оро тник, п ере п оло х, м оро сить. Пары этих слов полностью вышли из употребления в современном русском языке

Слайд 5

Слова с полногласием/неполногласием можно назвать словами с чередующимися звуками. Чередования существуют чаще всего в корне слова и суффиксах. Это связано с историческими процессами в языке. В русском языке таких чередований много.

Слайд 6

Подберите слова с чередованиями к глаголам Касаться Излагать П редлагать В ыскакивать Коснуться И зложить П редложить В ыскочить Понаблюдайте, какого вида глаголы с гласной А, а какого – с гласной О

Слайд 7

Понаблюдайте, какие буквы чередуются в парах слов Жать – жму З анять – занимать О бнять – обнимать С нять – снимать У нять – унимать И мя – имена С тремя – стремена В ремя - времена А//О Я//ИМ Я//ИМ Я//ИМ Я//ИМ Я//ЕН Я//ЕН Я//ЕН

Слайд 8

Раньше на месте Я был "юс малый", который появляется из сочетания ЕН В Р Е М Я

Слайд 9

Чередование О/У появилось в результате перехода "юса большого" в У. З В У К

Слайд 10

Чередование согласных Какие буквы чередуются в словах: Д руг – друзья – дружить Г//З//Ж Звуки [ Г ] , [ К ] , [ Х ] в современном русском языке могут быть как твёрдыми, так и мягкими. А в древности они могли быть только твёрдыми и не могли сочетаться с гласными И, Е, ЕРЬ, ЯТЬ и ЮС МАЛЫЙ

Слайд 11

Г К Х твёрдые И Е Ь Е Е Ж Ч Ш Снег – снежный Век – вечный Смех – смешной Это произошло в результате первого смягчения согласных

Слайд 12

Результат второго смягчения К Г Х Ц З С Друг – друзья Кена – цена Кирха – церковь Келый – целый Херый - серый

Слайд 13

С 14-16 веков [ Г ] , [ К ] , [ Х ] стали сочетаться с мягкими и появились сочетания ГИ, КИ, ХИ До 14 века восточные славяне говорили Кыевъ, гыб ль, похытити.

Слайд 14

Задания: Сформулируйте правило правописания чередующихся гласных О и А в глагольных формах Подберите слова с чередованием Я//ИМ; Я//ЕН. Сделайте вывод о том, как можно проверить написание этих слов Подберите слова с чередованием Г, К, Х в корне Как вы думаете, слова КИТ, ХИМЕРА, ГИДРА исконно русского происхождения или они заимствованы из другого языка?

Слайд 15

В русском языке много слов, которые в настоящее время пишутся так только потому, что "так было раньше". Принцип написания таких слов в русской орфографии называется традиционным Живот, ш ило

Слайд 16

Ж, Ш, Ц раньше были мягкими В 13 веке стали твёрдыми Ж, Ш В 14-15 веках стало твёрдым Ц Слова стали произноситься твёрдо, но написание сохранилось традиционное Как вы думаете, почему в словах цирк, циркуль и в словах на – ция пишется после Ц – И? Они пришли в русский язык после 15 века из других языков

Слайд 17

После отвердения Ц стало возможным написание после неё О Под ударением после Ц пишется О, а без ударения – Е. Сельцо - полотенце Почему в слове ГЕРЦОГ после Ц надо писать О?

Слайд 18

Какие ещё написания противоречат нашему произношению? Ча – ща Ч у – щу Ч и Щ остались в русском языке мягкими. Сочетания ЧА _ЩА, ЧУ_ЩУ пишутся по образцу ЖА, ША, ЖУ, ШУ Можно ли назвать современное написание А, У после Ч, Щ историческим? Обоснуйте ваш ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке"

Урок русского языка  по теме "Фонетические чередования в русском языке" позволяет расширить знания учащихся об исторических процессах русского языка. исторических корнях  русских слов. Учащи...

"Буквы Е-И в корнях с чередованием" - урок русского языка в 6 классе

Урок изучения нового материала в 6 классе. Тема урока: "Буквы Е-И в корнях с чередованием"...

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)

Буквы Е-И в корнях с чередованием (урок русского языка в 5 классе по УМК Л.М. Рыбченковой в рамках ФГОС)...