Дидактические игры в начальной школе. Урок-сказка по математике и русскому языку
материал по русскому языку на тему

Абрамкина Ирина Сергеевна

 

Дидактические игры в начальной школе. Урок-сказка по математике и русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_v_nachalnoy_shkole.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в начальной школе. Урок-сказка по математике и русскому языку

 

“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

В.А.Сухомлинский

Игра – это “дитя труда”. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
  2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
  3. игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
  4. игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровые действия;
  3. правила игры;
  4. результат подведения итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды – победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Урок-сказка по математике

Тема: закрепление навыка умножения на двухзначное число

Цели:

  1. закрепить навык умножения на двухзначное и трехзначное число; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади;
  2. развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа; интерес к математике, активность на внимание учащихся;
  3. воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  1. герои – Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная, Баба Яга;
  2. реквизит – ступа, избушка, камень, шкатулка, игла, мечи.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

II. Сообщение темы.

У.: Ребята, на прошлых уроках вы научились умножать на двузначное и трехзначное число. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждут испытания. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, найти площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы?

Д.: Да

У.: Тогда сказка начинается.

III. Устный счет.

У.: Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики. Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван – значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу?

Д.: Да.

(Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их).

Задания.

  1. 16 увеличить в 4 раза.
  2. Найти частное от деления чисел 96 и 12.
  3. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
  4. Сколько килограммов в центнерах?
  5. Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?
  6. Какое число в 12 раз больше 5?
  7. Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдет за 1 минуту?

IV. Решение примеров на умножение двухзначных чисел.

У.: С вашей помощью Иван Царевич благополучно миновал реку.

А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму”.

У.: Ребятки, давайте поможем Бабе Яге решить примеры:

1200

31200

4200

38400

40

50

30

70

У.: Молодцы, ребятки!

V. Чистописание.

У.: Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?

Д.: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.

VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.

Б.Я. “Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”.

Иван Царевич: “Нет, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу”.

Б.Я.: “Что ж, бери. Только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу:

Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость ступы.

Иван Царевич: “Ой, ребятки, помогите мне решить задачу”.

У.: Вы готовы помочь Ивану Царевичу?

Д.: Да, мы готовы!

Б.Я. (Дает совет Ивану): “Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. (Производится на доске)

VII. Задание на сравнение двух выражений.

У.: Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнивать и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.

У.: Ребята, давайте поможем Ивану сравнивать числа.

6500 х 40 : 100 ? 550 х 50 : 100

Д.: 2600 больше, чем 275, поэтому мы пойдем направо.

У.: Обрадовался Иван Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.

VIII. Физкультминутка.

IX. Решени задачи на нахождение площади фигуры.

У.: Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

Кощей: За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся; задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой.

У.: Делать нечего, согласился Иван.

Кощей: Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет ? площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца?

Иван: Ребята, я без вашей помощи пропаду, помогите!

У.: Ребятки, давайте выручим Ивана из беды.

Д.: Мы согласны помочь Ивану.

I – ? , S = 24х30 (м2)

II – ? 1/4 от I

III – ? в 2 раза > II

24 • 30 = 720(м2) – площадь I зала.

720 : 4 = 120(м2) – площадь II зала.

180 • 2 = 360 (м2) – площадь III зала.

720 + 180 + 360 = 1260 (м2) – всего.

Ответ: 1260 м2 площадь дворца.

X. Решение уравнений.

Иван: Решил я твою задачу, отдавай мне Елену Прекрасную.

Кощей: Нет, не отдам!

Иван: Ах, ты так!

У.: Выхватил Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке – уравнения.

Иван: Ребятки, это еще что такое?

Д.: Это уравнения. Мы поможем тебе их решить.

У.: Но решать будем по вариантам.

I вариант

х : 20 = 360

х = 360 • 20

х = 7200

II вариант

30 • х = 210

х = 210 : 30

х = 7

(Дети решают самостоятельно.)

У.: Решил Иван Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась, Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене царство. Сыграли свадьбу и стали жить и поживать в мире и согласии.

Ребятки, и нам пора вернуться в класс.

XI. Подведение итогов.

У.: Ребятки, где мы с вами побывали?

Понравилась ли она вам? А чему она учит?

А урок математики понравился вам?

Чему мы учились сегодня?

У.: Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!

Урок-сказка по русскому языку: 
Путешествие в сказку “Рукавичка”

Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”.

Цели:

  1. сформировать умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”;
  2. развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
  3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: рисунки, рукавичка, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Кому-то сказки надоели, 
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нами сказок.

II. Сообщение темы урока.

У.: Ребята, сегодня в гости к нам на урок пришла сказка. А какая, вы узнаете из минутки чистописания.

III. Чистописание.

LрLуLкLаLвLиLчLкLа

Д.: Рукавичка.

У.: Правильно, вы, наверное, часто слушали её, видели по телевизору. А сегодня на уроке вы можете стать её героями. Я напомню вам начало сказки. Слушайте, внимательно!

У.: Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и оборонил рукавичку.

У.: Ребята, давайте поможем героям этой сказки занять места в рукавичке.

Для этого придется думать, писать красиво, экономить время и правильно выполнять все задания. А кто первым заселился в рукавичку узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка.

Под полом скребусь,
А кошки боюсь. 
(Мышка)

Д.: Мышка.

У.: Правильно! Это мышка-поскребушка. Она приготовила вам вот такие задания.

Задания.

1. Списать красиво буквы:

У.: Это буквы у, и, ю, о.

2. Какие гласные буквы вы знаете?

Д.: А, О, И, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю.

У.: Какие гласные буквы на ленте букв заняли нижние домики и почему?

Д.: Это буквы и, е, ё, ю, я. Потому что они смягчают согласные звуки.

У.: Да, ребята, правильно. Сегодня на уроке будем говорить об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквами “е, ё, и, ю, я”.

У.: Молодцы, ребятки! Справились с заданиями мышки.

У.: А теперь отгадайте, кто следующий заселился в рукавичку.

Загадка

Скачет зверюшка,
Не рот, а ловушка
Попадет в ловушку
И комар и мушка. 
(Лягушка)

Д.: Лягушка.

У.: Правильно. Это лягушка – попрыгушка. Лягушка просит вас прочесть стихотворение.

(Дети читают.)

Мы по улице гуляем,
Сами вывески читаем.
Вот блестит, белее снега,
Слово горькое аптека.
Рядом сладкие слова:
Фрукты, пряники, халва.

У.: В выделенных словах подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Д.: Пряники. Мягкий согласный звук [ р ].

У.: А теперь, ребятки, слушайте следующую загадку.

Загадка

Маленький, беленький
По лесу прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. 
(Заяц)

Д.: Зайчик.

У.: Правильно! Это зайчик-побегайчик.

Зайчик просит вас назвать имена людей.

Д.: Витя, Сережа, Галя, Таня…

У.: А как пишутся имена людей?

Д.: Имена людей пишутся с заглавной буквы.

У.: Запишите эти имена самостоятельно в тетрадь и подчеркните мягкие согласные буквы.

У.: А кто следующим заселился в рукавичку, узнаете, отгадав загадку.

Загадка

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке кур посчитать. 
(Лисичка)

Д.: Лисичка.

У.: Правильно! Это лисичка-сестричка.

Лисичка просит вас написать, какими гласными буквами обозначаются мягкость согласного звука.

(Дети записывают буквы самостоятельно.)

Взаимопроверка написанного.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление пройденного материала.

У.: Отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.

Загадка

В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный,
Зубами “щелк!”
Это серый . . . 
(Волк)

Д.: Волчок.

У.: Правильно! Это волчок – серый бочок. Волчок приготовил вам вот такое задание: списать, подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

ВОРОНЯТА – У ВОРОНЫ
У СЛОНА – СЛОНЯТА

(Комментированное письмо.)

У.: Молодцы, правильно выполнили задание!

У.: А теперь слушайте следующую загадку.

Загадка

Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал,
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был... 
(Кабан)

Д.: Кабан.

У.: Верно. Это кабан-клыкан. Он просит вас прочитать и правильно.

Когда гласные буквы е, ё, ю, я, и стоят после согласных, то они обозначают не только гласный звук, но и показывают, что стоящая перед ними согласная буква обозначает мягкий согласный звук.

(Заслушивают ответы детей.)

У.: Ребята, отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.

Загадка

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под влажный вой
Спит в избушке снеговой.
 (Медведюшка)

Д.: Медведюшка.

У.: Верно. Это медведюшка-батюшка. Он приносит вас вспомнить стихотворение про букву О. Это стихотворение вам надо записать красиво и аккуратно.

Д.:

Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.

У.: Молодцы, ребятки, справились с заданием! В рукавичке – семеро стало, да так тесно, что рукавичка разорвалась. Высыпались звери да врассыпную по лесу.

VI. Итог урока.

У.: Наше путешествие завершено. Большое всем спасибо! Вы очень хорошо работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение игры "Своя игра" для начальной школы.

 Рекомендации к проведению игры ...

Игры для начальной школы

Игры для начальной школы 1-3 класс...

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».

Методическая разработка  «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка»....

Урок в форме дидактической игры Тема: «Числительное в русском языке и математике». Учителя: русский язык - Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г

Урок повторительно-обобщающий.Вид урока: экскурсия.Технология:  элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ.Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, текст...

Дидактическая игра в начальном обучении математике детей с умственной отсталостью

Статья об особенностях математического представления у детей с умственной отсталостью и дидактических играх....

Дидактические игры в начальной школе для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра.  Поддерживаю  интерес ребёнка к учёбе через  учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радос...