Использование тестовой методики
статья по русскому языку по теме

Изложен теоретический материал по использованию и составлению тестов для учащихся средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_testovom_metodiki.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование тестовой методики при обучении школьников.

  1. Необходимость использования тестовой методики.
  2. Тестовая методика. Её возможности.
  3. Особенности организации работы с тестами.
  4. Положительные моменты и недостатки тестовой методики.

Главная цель образования заключается в удовлетворении и потребности людей в образовательных услугах в интересах успешного развития духовно – нравственных начал, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. Необходимо, чтобы в системе образования учеников научили   достигать собственного благополучия и благополучия своих близких, используя знания, умения и навыки.                                                                                  

В школе должны быть привиты три уровня компетентности:                                    

ключевые

базовые

специальные

- коммуникативные, т.е. развитую устную и письменную речь;

Умение работать в команде и жить в социуме, умение решать проблемы, владение информационно-коммуникационными технологиями, работа с информацией

Развитые и понятные ребенку допрофессиональные умения

- работа с числом, т.е. способность каждого ученика понимать язык чисел и графиков  и уметь пользоваться ими на практике.

Но в условиях современного информационного общества происходит быстрое устаревание некогда приобретенных знаний и умений, или, как сейчас говорят, компетентностей, сокращаются сроки их функциональной пригодности.

Происходящие изменения в образовании  требуют использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью. Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей учащихся. Решение данных задач вызывает необходимость поиска средств, которые раскрывают индивидуальные качества личности.

Широкое распространение  в учебно-воспитательном процессе получила практика тестирования. Тестирование проводится в нашей стране уже на протяжении нескольких лет. От традиционных оценок и контроля знаний учащихся тестовая методика отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение учителя, а на объективные критерии.

Тесты как одна из форм контроля знаний, умений  и навыков учащихся применяются на уроках  и по текущим проблема, и при проведении итоговой аттестации, и при повторении каких-то тем.

Работа с текстами позволяет установить критерии анализа и оценки, определить зону поиска оптимальных решений, отрегулировать учебные действия школьников и корректировать профессиональные действия учителя.

Тесты составляются на базе основных правил и исключений, которые входят в обязательный курс, изучаемый в школе.

Тестовые задания может быть представлены в нескольких видах (проверяют узнавание учащимися известного):

- на основе множественного выбора (четыре предлагаемых варианта ответов (A, B, C, D)  с одним возможным правильным ответом;

- задания с пропусками, которые нужно заполнять;

- задания повышенной сложности на обнаружение ошибки в отдельных фрагментах (эти тесты проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, развивают лингвистическую «зоркость», умение применять знания в нестандартной ситуации).

Применение тестовых методик в обучении младших школьников.

В большей степени используются коллективные формы обучения, т.е. тесты решаются под руководством учителя в группах с учтом индивидуальных особенностей учащихся.

Тест позволяет определить конкретную «болевую точку». Многие опытные учителя считают, что подготовка к ЕГЭ должна начинаться с начальной школы. Можно использовать тесты для работы над ошибками, при повторении, систематизации знаний. Работа с мини- тестами даёт возможность провесить выученное правило, умение применить выученное правило на практике (тогда это будет 3-4 задания).

       Чтобы узнать, насколько тесты помогают детям  успешно учиться, можно провести анкетирование:

             - помогают ли в учёбе тесты?

             - какие задания более привлекательны?

             - в чём испытываете затруднения при выполнении тестов?

             - хотели бы вы продолжить работу с тестами ?                                                                      

        Заинтересованность родителей и учащихся в том, чтобы знания и умения соответствовали требованиям времени, была всегда высокой. Особые запросы родителей сейчас мы наблюдаем в начальной школе.

        Тестовые задания можно использовать на всех основных этапах обучения.

  1. На этапе актуализации знаний тестовые задания могут проводиться перед изучением нового материала для выявления уже имеющихся у детей знаний.
  2. На этапе закрепления знаний тестовые задания используются сразу после изучения нового материала. Можно сразу устранять ошибки,  восполнять пробелы в знаниях, можно определять уровень самостоятельной работы.

          Если дети сверять свои ответы с ключом, выставят себе оценку, то так учащиеся осуществят самоконтроль.(Занесут в дневники «Мои успехи», сами определят «что знаю» и «над чем мне нужно поработать». Оценку не надо выставлять в журнал. Но далее идет работ над своими ошибками.)

  1. На этапе текущего контроля тестирование происходит для всех в одинаковых условиях и с одинаковыми заданиями. Оценивается, проводиться работа над ошибками.
  2. Итоговый контроль проводится в форме итогового контрольного теста. Тесты для проверки знаний составляются с использованием проблемного подхода. Существуют две основные формы тестовых заданий:

  А) Задания закрытой формы (задания с выбором одного из  вариантов предоставленных ответов).

  Б)  Задания открытой формы (задания, ответы на которые формулируются с самими учащимися).

Умелое сочетание тестового подхода с традиционными методами приучает детей к активной творческой работе, развивает логическое мышление, внимание, способствует развитию личности школьника.

Организация работы с тестами.  

  1. Ознакомление с памяткой для работы над тестом:  

   А) Прочитай внимательно вопрос,

   Б)  Вспомни нужное правило,

   В)  Разбери каждый вариант ответа, использую правило,

   Г)  Выбери из всех вариантов подходящий ответ.

2) Ознакомление с темой теста.

3) Повторение и закрепление теоретического материала.

4) Выполнение заданий теста:

         А – базовый уровень

         В – повышенный уровень

         С – высокий уровень

5) Анализ заданий у доски (записать, воспроизвести вслух правило, разобрать задание на доске, обозначив условия выбора орфограммы или пунктограммы).    

Тесты доводят (обучающие и закрепляющие) учащихся до высокого качества знаний теоретического и практического материала.

                            Недостатки и положительные моменты тестовой методики.

Метод тестирования обладает рядом недостатков:

- большая вероятность выбора ответа наугад;  

- проверка лишь результатов действий;

- невозможность проследить логику рассуждения учащихся;  

- категоричность оценки выполнения задания, ибо тесты учитывают только два состояния выполнения задания: задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.

       Положительные моменты тестовой методики заключаются в следующем:

- скорость проверки;

- высокая объективность;

- большое стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащихся;

- исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов, как настроение, уровень квалификации учителя, индивидуальные качества конкретного учителя;

- опрос с помощью теста многофункционален, следовательно, позволяет понять, как дальше работать  с этим учеником;

- обогащение учителя знаниями о сложных общеучебных и исследовательских умениях;

- позволяет учащимся восстановить и систематизировать знания, обнаружить и ликвидировать пробелы;

-  позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ.

- оживляется процесс обучения;

- экономится учебное время, затрагиваемое на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы.

     В целом, тестовые задания:

      - краткосрочны, то есть не требуют больших затрат времени;

      - однозначны, то есть  не допускают произвольного толкования тестового задания;

      - информационны;

      - удобны – быстрая математическая обработка результатов;

      - содержат нестандартные задания, развивающие мышление детей.  

Одним словом, тестовые задания являются средством успешного обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...

ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

Данный материал разработан для уроков по развитию речи и оружающего мира...

Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...

Использование тестовой методики контроля в учебном процессе по английскому языку

Работа содержит теоретические основы использования тестовой методики контроля в учебном процессе по иностранному языку в средней школе. Возможности использования тестовой методики контроля на уроках и...

Методика использования тестовых заданий в обучении истории Древнего мира

В данной работе представлен теоретический и практический материалы по применению тестов в обучении истории Древнего мира для учащихся 5х классов. Тема актуальна, потому что одним из значительных ...