Урок в 6 классе."Правописание-ТСЯ и -ТЬСЯ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Калашникова Нина Тимофеевна

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного).

Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.

Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.Данный урок построен с использованием данной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_tsyatsya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Различай  - тся  и  - ться!

Цель: формирование ключевых компетенций на уроке русского языка; способствовать формированию умения различать времена глаголов, познакомить с особенностью окончания глаголов настоящего времени и неопределённой формы, а также с правописанием окончаний глаголов –тся, -ться; развивать орфографическую зоркость, память, внимание устную и письменную речь;  умение находить глаголы настоящего времени и неопределённой формы в тексте; воспитывать коммуникативные качества

  1. ИНТРИГА.                                                                  

На доске записана затранскрибированная фраза: [Тр,и браца пашл, и купаца].    

- На каком языке написана фраза? (На языке транскрипции.)

   Запишите её в соответствии с русской орфографией. Ученик пишет на доске: Три братца пошли купаться.

- Почему в глаголе купаться есть ь?  

- Начало какой загадки представляет это предложение? Кто помнит

  2-ю часть? Допишем.

  Два братца купаются, а один на берегу валяется.

- Знаете ли вы ответ? (Два ведра и коромысло.)

- Почему в этих глаголах ь нет?

Объявление темы урока.

  1. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ
  1. Сравните два вопроса. К какой форме глагола мы их ставим? Запишем:

Что делать? Что делает?

( 1-й – к глаголу в неопределённой форме, или, как мы его называем, инфинитиву, 2-й – к глаголу в настоящем времени.)

  1. Текст  для анализа (на доске и в тетрадях), вызываем по очереди трёх учеников. Подчеркнуть «ошибкоопасные» места.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Люди ссорятся, а воеводы кормятся.

Грамоте учиться – вперёд пригодится.  

- Имеют ли высказывания «родственные отношения» с загадками ? (Да, это жанры фольклора.)

- Как вы поняли 2-ю пословицу?

   Найдите слово с безударным гласным корня, проверяемым ударением; удвоенный согласный; сомнительный согласный.

     Объясните правописание –тся и –ться в глаголах, поставив к ним вопросы.

3. Решение грамматических задач.  

Задача 1. Каким способом образовано 2-е слово в парах уберечь – уберечься, увлечь – увлечься?  Сделайте вывод самостоятельно.

  (Перед частицей – ся в начальной форме глагола ь сохраняется.)

Задача 2. Вместо звука напишите нужные буквы.

Я не люблю лечи[ц]а от простуды.

4. Словарный диктант «До первой ошибки».

Сестрицы шепчутся, нужно строиться, дом строится, кудри завиваются, древняя столица, он не боится, не стоит бояться, должны разучиться, разлучаются надолго, заливаться смехом, два конца, красавицы веселятся.

5. Рассуждай вслух! Устная работа. Вставьте в пословицы, которые прочитает учитель, подходящий по смыслу глагол и решите, нужен ли в нём ь. (Глаголы для вставки могут быть написаны на доске.)

 

1

Дело мастера … .

не сидится

2

Кто любит трудиться тому без дела не …

кататься

3

Тот труда не боится, кто умеет … .

познаются

4

С песней и труд  … .

боится

5

Любишь … , люби и саночки возить.

кончается

6

Друзья … в беде.

трудиться

7

Всё хорошо, что хорошо …  

ладится

  - Кто лучше растолкует мораль, заключённую в этих пословицах? Сочините устно небольшой рассказик, заключив его пословицей. (Дать время подумать и провести конкурс на лучший рассказ.)

III. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

  Целый урок мы посвятили различию – тся и – ться в глаголах. Запишем заключительную фразу. Кто хочет получить «5»?

     Любить, беречь, преумножать знания по русской грамматике и не бояться мягкого знака в глаголах!    

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 6 классе "Правописание –тся и –ться в глаголах"

Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стиле. Для учащихся 5-6 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была ...

конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

это подробный план урока со всем раздаточным материалом...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Правописание - ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Повторение правила , заполнение таблицы, групповая работа , творческая работа с использованием глаголов...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Подробный конспект урока по ФГОС. В учебном плане на данную тему отводится 2 урока....

Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание -тся и -ться в глаголах»

Отработка навыка правописания -тся и -ться в глаголах с применением игровой технологии обучения...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (иучение нового материала) с описанием планируемых результатов ( предметных, метапредметных и личностных) и формируемыми УУД (познавательными, рег...