Предложения с прямой речью.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ершова Светлана Александровна

План-конспект урока в 8 классе с целью рассмотреть случаи разрыва прямой речи словами автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                     План - конспект урока

                                           русского языка

         «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

                                                в 8 классе

учителя МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»

Ершовой Светланы Александровны

Цель урока: углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Задачи:

  1. Повторение ранее изученного по орфографии, синтаксису в целях подготовки к ГИА.
  2. Воспитание чувства уважения к участникам ВОВ.
  3. Выработать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.

1.Организационный        момент.                                                                                         2.Мотивация к учебной деятельности.

(Текст стихотворения – на столах)

                       Неизвестный солдат.

Ночь покрыла всю землю орлиным крылом. (1)                      

Отступила она перед Вечным огнём.(2)

У огня тополя часовыми стоят,

В честь тебя он горит, неизвестный солдат.(3)

Где-то Волга волнуется у берегов,

Не забыла она, как мы били врагов,

Как дрожала земля от стальных канонад,

Как кричал ты «ура», неизвестный солдат.(4)

Незакатный огонь днём и ночью горит,

Пламя трепетно - нежно со мной говорит,

Разговор этот слышит ночной Волгоград.(5)

Лучший памятник  -  жизнь, неизвестный солдат.(6)

        (В.Боков)

- Ребята, о чём эти строки? На какие размышления наводит нас это стихотворение? Какова тема, идея?

(«Речь идёт о героях, павших во время ВОВ во имя нашей жизни», «Вечный огонь - напоминание потомкам о подвиге простого солдата»)

 2. Актуализация знаний.

Работа в парах. Составление заданий к ГИА по данному тексту стихотворения.

Условие – всего 6 заданий:

  1. Выразительные средства – 1 задание
  2. Орфография – 3 задания
  3. Синтаксис и пунктуация – 2 задания

Проверка устная (Ребята задают друг другу вопросы и отвечают на них).

Примерные задания:

  1. Определите средство выразительности: «тополя часовыми стоят».
  2. Из предложения 3 выпишите слово с чередующейся гласной корня.
  3. Выпишите слово с непроизносимой согласной из предложений 1-3.
  4. Из предложения 4 выпишите слова с непроверяемой гласной корня.
  5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «где-то волнуется».
  6. Назовите предложения с обращениями.

4. Постановка задач к уроку. Запись темы урока.

Самостоятельная        работа.                                                                                                       Задание: расставить знаки препинания в предложении.

Записано на доске (без знаков препинания):

«Не струсите? Сумеете перебраться через линию фронта?» -  внимательно и тревожно всматривался в глаза каждого из нас командир отряда.

- Что это за предложение? Для чего нужны предложения с прямой речью? Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Записываем тему урока.

5.Работа с тестом.

1.  Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи (устно).

1) «Что же ты стоишь»! — закричал я сердито.

2)Тут он прервал свое чтение и сказал мне сурово - «Что ты теперь скажешь себе в оправдание?»

3)«Что вам угодно, батюшка?» — спросила она, продолжая свое занятие.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
1)Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич; я чаю не хочу».

2) И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали.»

3) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.

3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
1) Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше»?
2)
 Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
3)
 «Бога ты не боишься, разбойник! — отвечал ему Савельич сердитым голосом.

Предложения, в которых допущены ошибки, записываем в исправленном виде (5 предложений).

6. Составление схем предложений, записанных на доске.

- Сегодня мы рассмотрим предложения с прямой речью, разорванной словами.

Составьте схемы предложений, записанных на доске.

  1. «Что вы говорите? – воскликнула Марья Гавриловна. – Как это странно!»
  2. «Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел».
  3. «Послушайте, товарищ Ложкин, - возмутился я, - вы где-нибудь учились?»
  4. «Ты нам не государь! - отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. - Ты, дядюшка, вор и самозванец».

7.Работа с пар. 35 учебника.

- Ознакомьтесь с теоретическим материалом учебника и расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.

8.Самостоятельная работа с упр. 393 учебника. Самоанализ.

(После проверки нескольких работ текст упражнения высвечивается на слайде. Самопроверка, исправление ошибок).

9.Работа в парах. Составление 2-3 предложений с прямой речью (на военную тему).

10.Рефлексия.

- Что нового узнали? Всё ли было понятно?

11.Выставление и комментирование оценок.

12.Домашнее задание: упр. 394 или составление 6-ти предложений с прямой речью, разорванной словами автора (на школьную тему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...