Урок-закрепление в 6 «А «классе. Тема «Этот удивительный мир фразеологии» Учитель Симонова Наталья Александровна.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 

Урок-закрепление в 6 «А «классе.

Тема «Этот удивительный мир фразеологии»

Учитель Симонова Наталья Александровна.

Урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse_po_russkomu_yazyku.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Зададим всем жару

Урок-закрепление в 6 «А «классе.

Тема «Этот удивительный мир фразеологии»

Учитель Симонова Наталья Александровна.

Симонова Н.А., учитель

русского языка и литературы

        

Форма урока: урок - игра

Методические приемы: индивидуальные сообщения учащихся, работа со словарями, творческие задания, игры.

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения темы «Фразеология».


Задачи:
- Проконтролировать умение учащихся распознавать различные единицы лексики и объяснять лексическое значение слова на основе творческих заданий.

- Развивать устную и письменную речь учащихся.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Показать богатство русского языка.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Формировать умение отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре.

- Развивать логическое мышление.

Оборудование урока 
Выставка словарей.

Интерактивная доска. Проектор, творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки).

Ход урока
Учитель:
 Добрый день, друзья! От всего сердца дарю вам улыбку  и жду, что вы улыбнетесь мне в ответ.
Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава, а мы будем шевелить мозгами, подливать масло в огонь бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, рука об руку, не покладая рук. И зададим всем жару.
Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи. И мы возьмем любые геркулесовы столбы, преодолеем самый мощный Всемирный потоп, чтобы все были от нас без ума и мы оказались на седьмом нёбе от счастья.
И мы не будем пускать пыль в глаза, ведь мы с вами одного поля ягоды, И нас не испугает ни сизифов труд, ни танталовы муки, ни авгиевы конюшни.
А я сегодня задам вам жару, буду ставить вас в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс.

Ведь игра стоит свеч!
И мы сегодня начнем урок с того, что повторим за Гаем Юлием Цезарем: «Пришел! Увидел! Победил!»
1. Словарная работа.

Микро цель: повторить орфограмму « Безударная гласная в корне слова». Вспомнить ,что такое устойчивое словосочетание, узнать этимологию некоторых фразеологизмов.

   Задание: найти в словосочетаниях безударную гласную, объяснить правописание.
       Шевелить мозгами, подливать масло в огонь, плечом к плечу, не покладая рук, зададим всем жару.

     Как называются эти словосочетания? Каков их смысл?

Вывод: эти словосочетания – фразеологизмы, все они имеют синонимы – не фразеологизмы

  1. Работа с текстом. (слайд-2,3,4)

Учитель: Внимание на экран. Что вы увидели на экране?

Ученики: Рыбалку.

Учитель: Перед вами текст. Прочитайте заглавие. Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте?

Ученики: О рыбалке.

Учитель: Послушайте текст. Соответствует ли содержание текста заглавию? (слайд- 5,6)

Попались на удочку.

       Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

        Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

        Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тёте. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому–нибудь  морочит голову.

      У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

     И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Учитель: О чём этот текст?

Ученики: Об обмане, некрасивом поступке.

Учитель: Почему так поступил сын лесника?  Прочитать вам текст до конца?

Хотели бы вы, чтобы с вами так поступили? А сами бы вы как поступили?

Ученики:?!

Учитель: Сколько абзацев в тексте? Из второго абзаца выписать в столбик сочетания слов в переносном значении. Рядом написать их прямое значение.(Работа в парах)

 Учитель: Перечислим  сочетания слов с теми значениями, которые вы написали. (слайд7)

Уши развесили                  слушать с увлечением, доверчиво

Голову потерял         обрадовался

Покою не давал        надоедал,

Собаку съел        иметь опыт, навык, основательные знания

Попались на удочку        давать себя обмануть

Прочитаем текст со словами, имеющими прямое значение. Какой текст интереснее? При  помощи каких выражений текст становится более ярким, выразительным

2.Проверка домашнего задания:

Микро цель: узнать этимологию некоторых фразеологизмов, научить подбирать к ним синонимы.

Задания были групповые:

Рассказать историю происхождения фразеологизмов:

1 группа: спустя рукава (выполнять работу кое-как, относиться к делу неохотно) и засучив рукава (начать работать быстро и слаженно);

2 группа: семи пядей во лбу (очень мудрый, умный человек), стреляный воробей (очень опытный человек, которого трудно обмануть или провести).

3 группа: водить за нос, втирать очки (обманывать)

Вывод: каждый фразеологизм возник из какой - то жизненной ситуации, исторического события. Лексическое значение фразеологизма можно найти во фразеологическом словаре.

3. Определить, какой фразеологизм скрывается за рисунком.

Микро цель: расширить  знания  о фразеологизмах, помочь обучающимся соотнести прямое значение фразеологизмов  на рисунках с переносным.

 Мокрая курица (ни то-ни сё), море по колено ( всё нипочём, ничего не страшно), стреляный воробей.( найти рисунок)

4.Восстанови фразеологизм: «Купить слона в мешке» (кота), «Выйти разбитым из воды» (сухим) «Вы заблудились в трех елях» (соснах). «У него на неделе семь четвергов» (семь пятниц). «Он привык из кильки делать слона» (из мухи) .

5.  Инсценирование  «Узнай фразеологизм». Это случилось в древней Греции,  Родители героя Троянской войны Ахилла, Пелей  и Фетида, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Тогда обиженная богиня бросила на стол золотое яблоко с надписью :Прекраснейшей» Супруга Зевса богиня Гера, богиня мудрости Афина и богиня любви и красоты Афродита  увидели это яблоко поспорили, кто из них более достоин получить яблоко. И решили они пойти к Зевсу, чтобы он решил их спор.


Театрализация. Миф о суде Париса.
Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис.
Гера: Смотрите, яблоко!

 Афина: Чье оно?

Афродита: Здесь написано:
«Прекраснейшей».

Гера: Оно должно принадлежать мне, ведь я самая старшая из богинь, я богиня домашнего тепла и очага, я красивая и величавая женщина.

Афина: Нет, мне. Я богиня мудрости, дарую войнам победу, я - смелая, решительная и красивая.

Афродита: Я самая прекрасная, потому что я Афродита -вечно юная богиня любви и красоты.

Гера: Что же нам делать?

Афина: Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.

И решили они пойти к Зевсу, чтобы он решил их спор.

Афродита: О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью «Прекраснейшей». Кому оно должно принадлежать?

Зевс: Гера - моя жена, Афина и Афродита - дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис.

И пошли они к Парису.

Гера: О.Парис! Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.

Афина: Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита: Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.

Парис: Я отдаю яблоко Афродите.

Афродита: Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире - Елена Прекрасная из Спарты.

Так  узнали вы фразеологизм? Каково его  значение?

После просмотра исторической сценки учащиеся называют фразеологизм: «Яблоко раздора» (повод и причина ссоры, спора, серьёзных разногласий) упр.99а.ю.

6. Самостоятельная работа.

1.Найти правильное лексическое значение фразеологизма.

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям     синонимы      из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) кто во что горазд                                     1) в двух шагах

2) как снег на голову                                      2)кто в лес, кто по дрова

 3) ни рыба ни мясо                                        3) как гром среди ясного неба

 4) рукой подать                                            4) ни то ни сё

2. Об истории какого фразеологизма  рассказывает данное стихотворение :

Ахилл с рожденья был не хил,

И полон мужества Ахилл-

Его отвага, доблесть и сила

Врагов как лес сырой косила:

Доспехи – в клочья, шлемы - всмятку…

И вдруг стрела попала в пятку-

И был отравленной стрелой

Сражён прославленный герой.

Так Ахиллес погиб могучий.

Не забывай про этот случай-

Ведь неудачи тут и там

За нами бродят по пятам.

Ахиллесова пята (слабая сторона, уязвимое место человека. Выражение пришло к нам из Древнегреческого мифа. Богиня Фетида, мать Ахилла ,чтобы сделать тело сына неузявимым, при рождении окунула его  в священную реку Стикс. Но при этом она держала его за пятку, которая и осталась единственным уязвимым местом героя.именно в эту пятку попала отравленная стрела Париса.

Вывод:  

3.Распределите фразеологизмы по темам:

  1. Сломя  голову                               бездельничать    бежать быстро     обманывать   
  2.  Сидеть  сложа  руки
  3.  Во  все  лопатки
  4.  Водить  за  нос
  5.  Втирать  очки
  6.  Бить  баклуши
  7.  Во  весь  дух
  8.  Вводить  в  заблуждение
  9.  Со  всех  ног

           10 Высунув  язык  

Вывод:  
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Дополнительные задания

3. Кластер на ромашках (групповая работа). Пяти группам раздаются карточки в виде ромашек, которые нужно расписать фразеологизмами в форме кластера. словом.
Работа на скорость и правильность.
4. Самолетики. Из яркой цветной бумаги сделаны 10 самолетиков, на которых написаны фразеологизмы. Учитель запускает самолетики. Кто поймает, тот раскрывает самолетик и дает лексическое значение фразеологизма.
5. Вертушка. На вращающейся панели таблички с фразеологизмами, но некоторые слова в устойчивых словосочетаниях заменены. Нужно восстановить фразеологизмы. Например, «Купить слона в мешке» (кота), «Выйти разбитым из воды» (сухим) и т. д.
6. Видеоминутка. Демонстрируются фрагменты из видеофильмов «Троя», «Ветхий За- нет», «Одиссея».
Задание: соотнести фрагменты с известными фразеологизмами: «ноев кончег», «ахиллесова пята», «троянский конь», «между Сциллой и Харибдой».
7. Узнай фразеологизм.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление в 11 «А» классе по теме: «Город и его архитектура» с применением обучающих структур сингапурского обучения.

Урок-закрепление материала в 11 классе по теме: "Город и его архитектура" с применением обучающих структур сингапурского обучения (УМК English XI О.В. Афанасьева, И.В. Михеева). На данном уроке о...

Стихотворение к уроку по теме "Этот удивительный мир животных"

Стихотворение собственного сочинения , которое можно использовать на уроке по теме "Этот удивительный мир животных" в 5 классе.  Начало стихотворения  - в качестве эпиграфа.Вторая ...

Разработка урока на тему "Этот удивительный мир фразеологизмов"

Методическая разработка по русскому языку в 6 классе на тему "ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ"...

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов»....

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов"

Цель работы- сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых оборотов речи,показать их значение в речи,развивать навыки работы с фразеологическим словарём.Актуальностью работ...