Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель работы- сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых оборотов речи,показать их значение в речи,развивать навыки работы с фразеологическим словарём.

Актуальностью работы является: проектирование современного урока русского языка в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС-творческий процесс для учителя,который свидетельствует об уровне его педагогического и методического мастерства,о знании теории и методики преподавания предмета,современных достижений дидактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:           «Этот удивительный мир ... фразеологизмов»

Тип урока: открытие нового знания

Вид  урока: урок-путешествие

Цели:

  1. Сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых оборотов речи, показать их значение в речи.
  2. Развивать навыки работы с фразеологическим словарём
  3. Тренировать мыслительные операции, развивать речь, умение действовать по алгоритму и работать в группе, самостоятельно изучать материал, формировать творческие способности.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Воспитывать любовь к родному языку.

Задачи:

  • углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;
  • «упражнять» в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся: раскрывать смысл фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и сверстниками, точно и с достаточной полнотой выражать своё мнение. 

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить, обрабатывать и использовать нужную информацию для решения проблемы.

Оборудование: Русский язык.  6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 /авт.- сост. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.

Маршрутные листы, раздаточный материал (карточки с заданиями), цветные сигнальные карточки, фразеологический словарь русского языка, наглядно-демонстрационный материал («фразеологизмы в картинках»).

Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его... богатство.

В.Г. Белинский

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: "Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада видеть Вас в добром здравии.  

Мы пришли сюда учиться, а не спать и не лениться.

Итак, давайте вспомним, над какими темами мы трудились в последнее время? (Называют). На сегодняшнем уроке мы совершим   увлекательное путешествие в необыкновенный и загадочный  мир. А вот что это за таинственный мир, узнаем из темы нашего урока, которая называется так... Как видите, одно слово в ней пропущено. А восстановить его нам поможет высказывание Белинского В.Г. (читаем и разбираем).  Итак, ребята, с какими языковыми единицами мы  сегодня познакомимся? Правильно, - с фразеологизмами. Но сегодня вы не просто ученики 6 класса, а настоящие путешественники, и не просто путешественники, а путешественники-лингвисты, которые все свои наблюдения будут вносить в именные маршрутные листы, лежащие на столах у каждого из вас. В них также указанные станции, где мы будем останавливаться.

Оформим М.Л.: запишем в М.Л. тему урока и эпиграф.

Учитель: «Ребята, мы не будет сидеть сложа руки, лить крокодиловы слёзы, испытывать панический страх, а возьмём себя в руки, засучим рукава и немного поломаем голову. Готовы? Тогда в путь».

Учитель: «Мы прибываем на первую станцию. Что это за станция. (Отвечают). Правильно.  Станция "Ознакомительная"».

2. Самоопределение к деятельности.

Учитель: "У каждого из вас на столах лежат листочки со стихотворением. Ваша задача - прочитать его, понять, о чём идёт речь.

3. Целеполагание.

Учитель: "Ребята, всё ли вам было понятно? Давайте выпишем эти непонятные слова в М.Л., попытаемся их объяснить.

4. Работа над новым материалом.

Учитель: "Молодцы, ребята, справились с этой работой. А теперь давайте разберём первое предложение у доски. (Выходит один ребёнок к доске и разбирает предложение). Давайте подумаем, можем ли мы изменить какое-то слово в обороте, подобрать близкое или противоположное по значению слово. Ангелина, попытайся сделать вывод о фразеологизмах как особых речевых оборотах (слова в них нельзя заменить, являются одним членом предложения, заменяются либо одним слово, либо сочетанием слов). Молодец! Не забывайте, друзья мои,  что вы лингвисты, поэтому в своём М.Л. сейчас каждый из вас напишет, что он понимает под словом "фразеологизм".

Учитель: "Итак, ребята, наше путешествие продолжается. И вот мы с вами прибыли на станцию "Учебную". Здесь нас встречает верный друг и помощник всех учёных людей - учебник. Давайте  откроем учебник, найдём параграф 29 и прочитаем, что же такое фразеологизмы. (Читает один человек). А теперь сравните своё определение с определением авторов учебника. Похоже? Зачитаем несколько определений, данных вами. (Зачитывают).

Итак, ребята, вы познакомились с новым для вас научным термином. А сейчас обратимся к упражнению перед правилом. Прочитаем задание и выполним его, сделав вывод об особенностях употребления фразеологизмов.

Учитель: "Ребята, наше путешествие продолжается. Но мы очень устали, ломая голову над сложными вопросами и заданиями, и еле-еле добрались до станции "Физкультурная", где можем немного отдохнуть".  (Физминутка).

Учитель: "Отдохнули? Можем двигаться дальше? А сейчас мы прибываем на станцию "Познавательную". У всех нас есть верный друг и помощник, который может ответить на любой вопрос. Именно он подскажет, что обозначает фразеологизм или иной оборот речи. А о ком идёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: "Любой он речи государь - наш всезнающий ... словарь" .

Правильно, это словарь. Мы знаем довольно много разных словарей, а сегодня познакомимся ещё с одним - с фразеологическим. (Демонстрирую). Давайте найдём  в нём фразеологизм "бить баклуши" и узнаем его значение

(Читает словарную статью ученик).

Учитель: "Ребята, надо торопиться. Соберём все свои силы и продолжим путешествие. Наша следующая станция какая? Правильно, станция "Художественная". Ох уж эти фразеологизмы! Какими они могут быть разными! И сейчас мы с вами попытаемся узнать фразеологизм по рисунку. В своих М.Л. вы должны будете записать отгаданный фразеологизм и объяснить его значение.

(Учитель показывает 5-6 картинок).

Работа в группах

Учитель: "Ой, ребята, мы, кажется, увлеклись разглядыванием фразеологизмов, а ведь нам надо двигаться дальше. В путь! Внимание, мы прибываем на станцию "Исследовательскую", где находится научно-исследовательская фразеологическая лаборатория. Вы, наверное, знаете, что там работают учёные, но не поодиночке, а небольшими группами. Как вы думаете, для чего? (Ответы учеников). Мы ведь с вами тоже учёные? А если так, то также будем работать в группах по 4 четыре. Каждая группа получит свои задания, которые надо выполнить за определённое время (8 минут). Я предлагаю ведущему научному сотруднику выбрать одно сложное задание (Оранжевое),  а каждый член группы выберет задание для себя (Зелёное). Все результаты исследования вы должны внести в М.Л. Позже один научный сотрудник от каждой группы озвучит результаты исследования.

По истечении времени ученики зачитывают ответы.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: "Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Мне тоже. Давайте вспомним, с какими речевыми оборотами вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали? В чём вы испытывали трудности?

А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, используя фразеологизмы, наклеенные на зелёные и серые кружочки. Вы должны будете поднять соответствующую карточку - "засучив рукава, в поте лица, ломать голову" или "спустя рукава, валять дурака, бить баклуши".

Учитель: "Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу нашего путешествия  мы устали, но не вышли из себя, а продолжили работу. Сегодня ни один из учеников не тянул кота за хвост.

Молодцы, ребята! Спасибо!

Оценивание.

Домашнее задание.

1) Продолжить составлять свою книжку фразеологизмов с иллюстрациями.

2) Выписать из произведений художественной литературы 5 фразеологизмов, подобрать к ним синонимы и антонимы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

 г. Курска

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ: «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Гончарова Н.А.

КУРСК 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Конспект открытого урока русского языка в 10 классе.

Конспект открытого урока в 10 классе по теме: "Фразеология. Употребление фразеологизмов"....

открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Урок русского языка в 6 классе по  теме «Фразеологизмы». Цель урока:1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особеннос...

Урок русского языка 6 класс на тему "Этот загадочный мир фразеологизмов"

Урок русского языка 6 класс на тему: «Этот загадочный мир фразеологизмов»Цель: повторить и обобщить материал по теме «Фразеологизмы»Задачи: 1) совершенствовать навыки учащ...

Конспект открытого урока русского языка 5 класс

Конспект открытого урока с применением ЦОР, ТРИЗ- технологий...