Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Яруллина Ксения Леонидовна

Урок русского языка в 6 классе по  теме «Фразеологизмы».

 Цель урока:

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать  развитию навыков  правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию  навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения  отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию  творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная:  способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

 Тип урока: изучение новой темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы урок-исследование 6 класс Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ № 23 Яруллиной Ксенией Леонидовной 2017 г.

Слайд 2

Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности. Задачи урока: предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов; определять синтаксическую функцию фразеологизмов. личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию. метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

Слайд 3

Классная работа Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять!

Слайд 4

А знаете ли вы, что… что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: « Собаку съел, а хвостом подавился ». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке . Современное же значение выражения:« Мастер своего дела ».

Слайд 5

Запишите, пользуясь шифром, слово, которое скрыто под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 е у к т р ф а о я м д л з г ы э б и 6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15

Слайд 6

Фразеологизмы

Слайд 7

Формулируем цель урока Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию. Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются.......... Выяснить, где узнать лексическое значение........ Выяснить роль .......... в речи

Слайд 8

Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и фразеологизмы восходят к двум словам др.-греч. яз. phrasi s ( выражение, оборот речи, слово, понятие ) + logos ( учение ).

Слайд 9

Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: большая собака , съесть яблоко . Но только выражение собаку съел(а) является фразеологизмом со значением: стать мастером в каком – либо деле. собака съесть Собаку съел(а)

Слайд 10

Лингвистическая лаборатория Работа в группах

Слайд 11

Группа№1 Цель: выяснить, где можно узнать значение фразеологизма? Группа№2 Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? Группа№3 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма? Группа№4 Цель: выяснить, является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

Слайд 12

Значение фразеологизмов разъясняются в Толковом словаре Фразеологизмы обозначаются значком Значение фразеологизмов разъясняются во фразеологических словарях. Вывод 1

Слайд 13

Лингвистическая лаборатория Признаки Лексическое значение Свободное с/с Каждое слово имеет своё лексическое значение Фразеологизм Лексическое значение имеет весь фразеологизм Прямое или переносное значение Прямое Переносное Структура с/с Слова можно заменять, употреблять отдельно Нельзя заменять слова. Фразеологизм устойчивое сочетание слов. Синтаксическая роль в предложении Разными членами предложения Весь фразеологизм является одним членом предложения

Слайд 14

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом Вывод 2

Слайд 15

Подберите к каждому слову фразеологизм Метко Неожиданно Тесно Темно Опытный Молчать Обманывать Бить Исчезать Рассеиваться как дым Держать язык за зубами Намять бока Как снег на голову Хоть глаз выколи Не в бровь, а в глаз Яблоку негде упасть Стреляный воробей Обводить вокруг пальца

Слайд 16

По определениям отгадайте фразеологизмы Умышленно, намеренно не замечать чего-либо Очень худой, изможденный Днем, на виду у всех Неохотно, принудив себя к чему-либо Закрывать глаза на что-либо Кожа да кости Среди бела дня Скрепя сердце

Слайд 17

Фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо целому предложению Вывод 3

Слайд 18

Укажите фразеологизмы со значением: 1 ряд - «бездельничать»; 2 ряд - «обманывать»; 3 ряд - «быстро». Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Слайд 19

Проверьте! Бездельничать обманывать быстро Сидеть сложа руки Лодыря гонять Бить баклуши Собак гонять Втирать очки Водить за нос Вводить в заблуждение Сломя голову Во все лопатки Во весь дух Высунув язык Со всех ног

Слайд 20

А могут ли у фразеологизмов быть антонимы?

Слайд 21

По определениям отгадайте фразеологизмы Набраться сил Выйти из себя Одержать победу Лишиться чувств Выбиться из сил Взять себя в руки Потерпеть поражение Прийти в чувство

Слайд 22

Фразеологизм может быть синонимом слова У фразеологизма могут быть фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы. Вывод 4

Слайд 23

Для чего нужны фразеологизмы?

Слайд 24

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . Кирилл целый день бездельничал . Мы догадывались, что он нас обманывает . Первого сентября Уля проснулась очень рано . считал ворон бил баклуши водит за нос ни свет ни заря

Слайд 25

Конструирование Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Слайд 26

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился). рано. скверно. бездельничал усталый еле-еле неожиданно злился запомнить хоть бы что

Слайд 27

Фразеологизмы придают речи образность, выразительность . Вывод 5

Слайд 28

Творческая мастерская Сочинение-миниатюра

Слайд 29

Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! ( Фразеологизмы )

Слайд 30

Домашнее задание п. 29 Фразеологизмы Составить кластер по теме «Фразеологизмы». Упражнения: 148 (всем) (на выбор -145,147). Дополнительно(по желанию): нарисовать фразеологизмы.

Слайд 31

Рефлексия Сегодня я узнал(а)…. Было интересно… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

Слайд 32

Оцени свою работу В поте лица Рука об руку Через пень колоду Ни шатко ни валко Засучив рукава Тяп да ляп Не покладая рук Как вы работали на уроке?

Слайд 33

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Слайд 34

Литература М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках». А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка». Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2012. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996. В.В.Волина Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997. Е.А. Быстрова Учебный фразеологический словарь русского языка.-М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1997. Е.П. Черногрудова Дидактические материалы по русскому языку:6класс .- М.: Издательство «Экзамен»,2012. источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна // http://pedsovet.su/



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по  теме

« Фразеологизмы».

 Цель урока:

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать  развитию навыков  правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию  навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения  отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию  творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная:  способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

 Тип урока: изучение новой темы.

 Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.

                                                         

Ход урока

1. Организационный момент

 Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.

Итак, не будем бить баклуши.

 Вы засучите рукава.

 Задания приготовьтесь слушать,

 Чтоб не кружилась голова.

2. Актуализация

Давайте вспомним основные изученные понятия в  разделе «Лексика».

СЛАЙД 2

3. Формирование новых понятий и способов действия

         «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

         - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

         Светлана стала как-то странно вертеться.

         - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных    слов  с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить.  Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Такие словосочетания называются несвободными.

        Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний. СЛАЙД 3 именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы. СЛАЙД 3

Прочитайте словосочетания и определите, какое из них употреблено в свободной форме, а какое -  в  несвободной. СЛАЙД 4

Составим два предложения со словосочетаниями любой строки и разберём их синтаксически. А теперь давайте дадим определение фразеологизма СЛАЙД 5

Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».

Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.

Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. СЛАЙД 6 Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый).  

4.Закрепление пройденного материала.

1)Откроем учебники упр.100 стр.48

2)-- Что не вырубишь топором? СЛАЙД 7

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки? СЛАЙД 8

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники? СЛАЙД 9

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка? СЛАЙД 10

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост? СЛАЙД 11

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают? СЛАЙД 12

(Цыплят по осени считают)

3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках) СЛАЙД 13

  • Кататься как               куры не клюют
  • Как кот                         зимуют 
  • Денег                           назубок 
  • После дождичка        наплакал
  • Где раки                      сыр в масле 
  • Знать                           в четверг 

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

 «Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

«Как кот наплакал».

Очень мало

«После дождичка в четверг»

неизвестно когда исполнится.

«Знать назубок»

превосходно выучить что-либо

«Где раки зимуют»

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.

4) Минутка для шутки

Каждый ученик  по очереди берёт карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные–   угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

1.Стоять на задних лапках.

4.Не находить места.

2.В рот воды набрал.

5.Намылить шею.

3.Попасть не в бровь, а в глаз.

6.Зарубить на носу.

4) Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из другого столбика:

(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) СЛАЙД 14

1) рукой подать                                            1) мастер на все руки

2) на вес золота                                            2) спустя рукава

3) душа в душу                                               3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                         4) грош цена

5) в час по чайной ложке                              5) как кошка с собакой

6) профессор кислых щей                              6) молоко на губах не обсохло голове

7) засучив рукава                                            7) на всех парах

5) В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? СЛАЙД 15 Проверим СЛАЙД 16

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и  посетим с вами фразеологический зверинец

СЛАЙД 17

- Голоден, как …(волк)

- Труслив, как ...(заяц)

- Здоров, как …(бык)

- На ухо наступил… (медведь)

- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

- Грязный, как … (свинья)

- Колючий, как … (еж)

-Хитёр как лиса

-Изворотлив как уж

- Надут как индюк

- Упрям как осёл

 -Болтлив как сорока

Родственники за рубежом СЛАЙД 18

  • Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?

(как две капли воды)

  • Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?

(Как сыр в масле катается)

  • Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит:  знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?

(Как свои пять пальцев)

  • Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?

(У него денег куры не клюют)

  • Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?

(Зарубить себе на носу)

  • Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?

(Он тебе в подмётки не годится)

  • После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?

(Искры из глаз сыплются)

7) Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

        Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …;  днём с огнём не …;  в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

         Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

5. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам: -    

        О каком явлении в русском языке мы сегодня  говорили? (фразеологизмах)

              Что такое фразеологизм?

               Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

               Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

               Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

               В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи,  окружающие  слушают с  интересом)

 6. Домашнее задание.

       Написать мини-сочинение, иллюстрирующее  фразеологизм.

Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов. СЛАЙД 19

  • Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!) 
  • Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)
  • Пожелание удачи в чём-либо

 (В добрый час, ни пуха ни пера)

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»

Завершающий урок по теме «Имя числительное».Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи....