Словообразование
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Горобец Екатерина Владимировна

Урок по теме "Словообразование" (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_5_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Способы словообразования в русском языке»

5 класс

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со способами образования слов в русском языке.
  2. Дать понятие «словообразовательный ряд»
  3. Научить учащихся выполнять словообразовательный разбор.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;
  2. дать понятие  «словообразовательный ряд»;
  3. составить совместно с учащимися алгоритм словообразовательного разбора;
  4. научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

  1. развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  2. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  3. развивать умение работать с текстом;
  4. развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  1. создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  2. воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  3. воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  4. воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Медиапроектор, компьютер, экран.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Ребята, начать наш урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим  щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

3.  Слайд №1.

          Тема урока, план урока, цели и задачи.

Тема:  Словообразование как раздел языкознания

План урока:

  1. Словообразование как раздел науки о языке.
  2. Состав слова. Морфемный разбор.
  3. Однокоренные слова.
  4.  «Словообразовательное гнездо», «словообразовательный ряд».
  5. Словообразовательный разбор.
  6. Итоги урока.

4. Слайд №2

Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий состав слова и способы образования слов.

 Слова русского языка состоят из морфем (от греческого morphe – «форма»). Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Виды морфем вам уже известны – это приставка, корень, суффикс и окончание. Каждый вид морфем в словах обозначается специальным знаком. Эти знаки вы можете видеть на иллюстрации.

  1.  Слайд №3                    

Попробуем найти в приведенных ниже словах морфемы, другими словами, выполним морфемный разбор.

МОРЕ

МОРЯК

МОРСКОЙ

ЗАМОРСКИЙ

ПРИМОРЬЕ

Как называются слова с общим корнем?

 

6. Данные однокоренные слова образовались с помощью различных приставок и суффиксов. Приставки и суффиксы выполняют в русском языке словообразовательную функцию. Но не только приставки и суффиксы могут образовывать новые слова. Существуют и другие способы образования слов. Сегодня мы с ними познакомимся.

7. Слайд №4

Способы образования слов:

  1. Суффиксальный способ                   2. Приставочный способ

Туман – туманный                                            Звучный - созвучный

Туманный – туманность                          

Белый – белизна                                                 Ходить - входить                              

Белый – белок                                      Ходить - переходить  

Белый – белеть                                      Ходить - заходить

Белый – беленький                                      Ходить – выходить

     3. Приставочно - суффиксальный

Подорожник, приземлить

  1. Сложение

А) сложение слов

Школа – интернат       диван – кровать

Б) сложение основ с помощью соединительных гласных  О и Е

Лесостепь                     пешеход

В) сложение начальных букв слов

МГУ      вуз

Г) сложение начальной части слова с целым словом

Стенгазета       полдыни

  1. Образование слов из словосочетаний

Железная дорога – железнодорожный

Английский и русский -  англо-русский

Левый берег – левобережный

Научный и технический – научно-технический

  1. Переход из одной части речи в другую

 

       Больной ребенок уснул – Больной уснул.

8. Слайд №5

Распределите данные слова на группы в зависимости от способа словообразования:

Приставить,  писатель,  ракетчик,  стенгазета,  подрасти,  пароход.

9. Слайд №6

От данных существительных образуйте родственные слова суффиксальным способом. Запишите слова, обозначив суффикс.

Интерес, учеба, гигант, стихия.

10. При словообразовании образуются гнезда родственных слов, которые можно расположить с учетом последовательности их образования.

Так, от существительного    ОБИДА  образуется прилагательное  ОБИДНЫЙ   с помощью  суффикса  -Н-.  От слова ОБИДНЫЙ  с помощью приставки –БЕЗ-  можно образовать прилагательное  БЕЗОБИДНЫЙ.  Этот ряд можно записать,  используя стрелки:

11. Слайд №7

обида – обидный – безобидность

12  Написание слов часто зависит от того, от каких слов и каким способом слова образованы. Поэтому важно уметь выполнять словообразовательный разбор.

Откройте учебник на странице 226. Рассмотрите опорный материал «Порядок действий при словообразовательном разборе».

13. Слайд №8

Используя порядок действий, показанный в опорном материале, произведите словообразовательный разбор слов.

Рассмотреть, рассвет, счетчик, осенний.

Подведение итогов урока

Итак, наш урок подходит к концу.

Давайте подведем итоги, ответив на такие вопросы:

  1. Что изучает словообразование?
  2. О каких способах образования слов вы узнали сегодня?
  3. Что мы называем словообразовательным рядом?

Домашнее задание

Параграф 47 – способы словообразования, словообразовательный ряд.

Упражнение 714. Объяснение задания.

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....