Изучение славянской мифологии в качестве источника исконно русского словообразования как средство формирования языковой компетентности учащихся 5-7 классов во внеурочной деятельности.
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Хрусталева Коринна Николаевна

Статья содержит материалы по изучению славянской мифологии, этимологии слов, связанных с именами славянских божеств, при помощи проектной деятельности учащихся на занятиях творческого объединения и на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст статьи26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение славянской мифологии в качестве источника исконно русского словообразования  как средство формирования языковой компетентности учащихся 5-7 классов во внеурочной деятельности.  

      Общеизвестно, что в последние годы грамотность школьников резко падает. Теряется «языковое чутьё», присущее старшему поколению. Значительно ухудшилась моторная память детей. Возникает педагогическое противоречие между необходимостью осознанного запоминания словарных слов в русском языке, качественного использования их в речи и невозможностью этого в связи с отсутствием знаний о внутреннем, глубинном значении слова.   Даже самые старательные дети для того, чтобы запомнить написание того или иного словарного слова или редко встречаемого выражения, стараются прибегнуть к каким-либо ассоциациям. Практическое отсутствие знаний о родной славянской мифологии и о происхождении исконно русских слов и выражений, связанных с мифологическими представлениями и реалиями жизни древних славян вызывает затруднения при подборе таких ассоциаций.  Эта проблема, проблема низкого уровня развития языковой компетентности (практического владения языком) породила и массовые ошибки в словообразовании.

    По словам Старшего преподавателя кафедры филологии и методики преподавания Барановичского государственного университета, магистра педагогических  наук Шавель Ольги Михайловны, «необходимо организовать процесс обучения так, чтобы в центре внимания был язык как целостный механизм, который в движение приводит мотивация и целеполагание. В таких условиях целью обучения становится формирование свободной речевой деятельности (языковой компетентности)». Изучение языка с позиций компетентностного подхода получает большую мотивационную направленность. Формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе.

    Итак, низкий уровень грамотности, необходимость дополнительного источника, который помог бы детям «почувствовать» язык, ощутить внутренний смысл слова и легко запомнить его написание, исходящее из определённой логики, а не просто механического запоминания, в соответствии с современными тенденциями образования, и побудили меня прибегнуть к изучению этимологических корней слов, связанных со славянской мифологией.

      Согласно словарю Ожегова, этимология – это «1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов.2.Происхождение того или иного слова или выражения».

       В более широком понимании «ЭТИМОЛОГИЯ (от греч. «истина» и «понятие, учение»), 1) раздел лингвистики, изучающий происхождение слов; 2) любая гипотеза о происхождении того или иного конкретного слова (реже – иной языковой единицы, например суффикса или идиоматического выражения). В этом последнем понимании различаются «ближняя этимология» – выявление затемнившихся с течением времени словообразовательных связей некоторого слова с другими словами того же языка – и «дальняя этимология» – выявление связей слова за пределами рассматриваемого языка».

     Изучая мифологические источники образования исконно русских слов, мы используем так называемую  «ближнюю этимологию».

    Цель проекта:

1)создание дополнительных условий для повышения практической грамотности;

2) расширение кругозора учащихся;

3) обучение исследовательской и проектной деятельности;

4) развитие языковой и коммуникативной компетентностей.

     На уроках литературы в рамках программы мы имеем возможность кратко познакомить ребят с именами славянских богов и их кратким описанием. Здесь же можно привести приметы дальнейшего словообразования, например: Перун – бог грозы, его молнии указывали древним нашим предкам, где они могли найти драгоценный по тем временам огонь. Именно с его именем связано первоначальное название пальцев («персты»), которые ассоциировались у древних славян с молниями. А уже затем появляется гнездо однокоренных слов: напёрсток, перчатка, перстень. Здесь же впервые мы говорим и о боге Роде, по мнению древних славян, создавшем весь мир. Строим ещё одно этимологическое словообразовательное гнездо. Выясняем, что такие разные в современном языке слова, как «родина, народ, родник, родной, родители», имеют общий источник.  Более того, в древности отлучение от рода было таким страшным наказанием за такие серьёзные проступки, что возникли слова «выродок» и «отродье».

     Затем изучение славянской мифологии продолжается на кружке «Вопросы словесности».  Ребята узнают, что с именем богини Макоши, отвечающей за урожай, благосостояние, богатство, связаны такие слова, как «кошелёк, кошёлка, кошары» (первый слог «ма» - сокращение от «мать» - Мать Сыра Земля). Так, постепенно мы знакомимся с группами слов, связанных с именами Велеса или Волоса, Лады, Лели, Стри-Бога или Погоды, Даждь-Бога, Ярилы, Моры, Семаргла, Хорса, Коло и других богов славянского пантеона.

     Для подготовки к занятиям я использую материалы, взятые из книг Беляковой Г. С. «Славянская мифология», «Просвещение»,1995г; В Шуклина «Мифы русского народа», Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997г.; и других источников; а также  «Этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой.

      Одновременно на уроках русского языка ребята узнают о происхождении других слов, связанных с представлениями наших предков. Например: облако – это покрывало для Земли, оно обволакивает Землю. Узнав об этом, дети перестают делать ошибки в этом слове. Это лишь один пример из целой серии.

     В настоящее время группы учащихся работают над длительным проектом, связанным с созданием словарей слов, берущих основы в мифологическом прошлом славян. Они работают не только над происхождением корней, но и древним значением некоторых приставок. Такой проект рассчитан на несколько месяцев и в случае его успешного выполнения может быть представлен на ученической конференции. Другим учащимся предоставляется  возможность выступить с небольшими исследовательскими докладами, посвящёнными происхождению отдельных слов, или групп слов, этимологически взаимосвязанных, или слов, связанных с тем или иным мифологическим героем, в начале урока русского языка в рамках речевой разминки. После таких докладов классу даётся задание создать этимологическое словообразовательное гнездо на данную тему.  

       Таким образом, учащиеся  начинают с другой, неожиданной стороны постигать для себя русский язык, интерес к предмету резко возрастает, а следовательно, опыт оказывается полезен для всех школьников, и тех, кто работает дополнительно над проектами, и тех, для кого эти проекты готовятся.

        Верстая статью, я попыталась изучить культурно-исторические аналоги проделанной работы. Конечно, существует масса литературы, посвящённой мифологии древних славян и лексике, с ней связанной. Но о применении этих знаний в школе в сколько-то похожем ракурсе я прочитала лишь в двух небольших статьях педагога Елены Ивановны Сазиковой и студентки Юли Ступиной. Е. И. Сазикова также работает с учащимися по созданию  словаря. Правда, он посвящён исключительно пантеону славянских богов и имеет одноимённое название. Я целиком и полностью согласна с этим учителем, что «привлечь внимание детей к слову, сделать слово предметом анализа и обсуждения — одна из важнейших задач на уроках литературы». « И русского языка»,- добавила бы я.

       Таким образом, межпредметные связи, вынесение вопроса на внеурочную деятельность, составление учащимися словарей, включающих слова, берущие начало в славянской мифологии, является исключительно моей инициативой.

       В данном проекте использованы технологии длительного и краткосрочного учебного проекта, исследовательская деятельность в рамках внеурочной деятельности на занятиях кружка «Вопросы словесности». Защита учебных проектов осуществляется на уроках русского языка. Последующая работа с языковыми гнёздами на уроках проходит в режиме самостоятельных работ и словарных диктантов. Дети  получают возможность «почувствовать» язык, ощутить внутренний смысл слова и легко запомнить его написание, которое исходит  уже из определённой логики, а не просто механического запоминания. Кардинально изменяется способы и уровень коммуникации учителя и учащихся. Позиция учителя трансформируется в позицию консультанта и соавтора.  

На сегодня в ходе работы были проведены следующие этапы:

  1. аналитический, приведший к поиску новых педтехнологий;
  2. этап предварительной диагностики в виде стартовой контрольной работы на начало учебного года (успеваемость - 74%, качество - 50%) и анкетирования учащихся 7-го класса с целью выявления знаний о славянской мифологии и происхождении исконно русских слов и выражений. В результате анкетирования выявлен низкий уровень знаний в исследуемой группе.
  3. Начато осуществление практического этапа, а именно: реализация     проектной и исследовательской технологий.

     Так как проект находится на стадии реализации, то четвёртый  этап, этап итоговой диагностики, планируется провести в конце учебного года.

 

        Планируемыми результатами деятельности являются:

повышение практической грамотности;

 развитие речи учащихся;

 расширение их кругозора, представления о мире;

привитие интереса и любви к родному языку, к родному народу.

Хотелось бы закончить статью словами О. М. Щавель: «Формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе.

Это будет способствовать тому, что молодые люди будут получать такую языковую и речевую подготовку, которая необходима им для того, чтобы комфортно чувствовать себя в повседневной жизни, быть способными обслуживать словом собственные запросы во всех сферах жизнедеятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку

Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

Интеграция урочной и внеурочной дея-тельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС.

Муниципальный семинар «Формы и методы организации обучения и воспитания в едином образовательном пространстве гимназии», МАОУ «Гимназия №3» Городской округ Балашиха, 04.12.2015...

Интеграция урочной и внеурочной дея-тельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС. Презентация

ПрезентацияИнтеграция урочной и внеурочной дея-тельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС. Учитель музыки Попова М.Н....

Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"

Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...