«Формирование и развитие универсальных учебных действий»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Татьяна Галанова

                                        «Формирование  и развитие универсальных учебных действий»

                                               Календарно-тематическое  планирование     ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  7 КЛАСС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_literature7kl.fgos_.docx66.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Формирование  и развитие универсальных учебных действий»

                                               Календарно-тематическое  планирование     ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  7 КЛАСС

п/п

Система уроков

 (тема и цель урока)

Дидактическая модель обучения

Педагогические GGGGHB`VSсредства, формы

                                Универсальные учебные действия

ИКТ

Дата

приёмы

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Метапредметные связи

1 Оценивать ситуации и поступки

2 Объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей

3 Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки

 

1Определять и формулировать цель

2Осуществлять действия по реализации плана

3Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

1Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

2 Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата,  в том числе и для создания нового продукта

3 Преобразовывать информацию из одной формы в другую  и выбирать наиболее удобную для себя  форму

ные

1Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

2 Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

3 Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

1

Литература как искусство слова.

Введение. Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова

Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация иллюстраций, репродукций

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира.

Оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания  «безобразного»

.

Знать образную природу словесного искусства.  Составить тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пИресказа 

В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Проекты по теме «Круг моего чтения»

 Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

Владение монологической и диалогической речью

Коллективная и

групповая работа

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

2-3.  

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест.

Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России.

Определять своеобразие былин как героических песен эпического характера; воспринимать и анализировать поэтику былин.

Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Коллективная и

групповая работа

презентация

4

РР.

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа с книгой,

Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе - известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного»,«красивого» «правильного»поведения

Определять своеобразие пословиц, раскрывать  их  смысл

Самостоятельно делать выводы. Уметь сравнивать, сопоставлять различные явления

Коллективная.

Индивидуальная

Составить тематический сборник пословиц.Написать сочинение по пословице.

5.

Героический эпос в мировой культуре.

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).Героический эпос в мировой

Объяснительно-иллюстративная ОбъяснительОбъяснитель-

Лекция, беседа Лекция, беседа

Оценивать оообщечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

определять  своеобра-

 само-

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

Карело-финский

но-иллюстра-иллюстра-

работа с книгой

 общечеловеческие ценнценности ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре

зие карело-

стоятельно прово-

работа с поэтическими работа с по-

мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).мифологический эпос «Кале-

тивная с эле-

текстом

ценности,уважение к другой куль

финского мифоло-

проводить исследование

этическими этическими

(фрагмент).

ментами бесе-

другой культуре

гического эпоса,

художественного

фольклор-

Цели: показать как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и  праздники Цели: показать как в героиче-

ды

 воспри-

своеобразия ге-

ными тек-

эпосе народа изображается его жизнь, национальные ском эпосе народа изображается

нимать и анализи-

роического эпоса

стами

национальные традиции, обычаи, трудовые будни и  праздники его жизнь, национальные тради-

ровать  поэтику

других народов.

трудовые будни и  праздники ции.обычаи, трудовые будни и

героического эпоса

героического эпоса

народа.

6

Древнерусская литература.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Объяснитель-

Сообщения

 учащихся, беседа Лекция, бесе-

 Знать основы

 

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью Свободная

Основы христианской морали в Основы христианской морали

но-иллюстра-

учащихся, проблемные задания

Испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках

христианской мо-христианской мо-

Самостоятельно делать стоятельно делать

работа с тек-

работа с тек-

«Поучении» Владимира Мономаха.

в «Поучении» Владимира Мо-

тивная с эле-

проблемные

задания

 гордости за свой народ,

 свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках

рали.

выводы, строить 

стами; вла-

стами; вла-

ментами ис-

е задания

запомнить  нравствен-

рассуждения на

рассуждения на

дение моно-

ение моно-

Цели: раскрыть нравственную

ели: раскрыть нравственную

следования

ные законы хххххххххххххххххххххххххххххххххххристианской

Воспринимать и анализи-нимать и анализи-

нравственно-

нравственно-

логической и

логической и

основу «Поучения» Владимира

основу «Поучения» Владимира

христианской

анализировать древнерус-

этические темы.

этические темы.

диалогиче-

диалогиче-

Мономаха: утверждение необхо-

материалы из учебников литературы и истории

морали

текст.

ской речью.

ской речью

 духовной преемственности духовной преемствен-

учебника

 поколений, выcоких идеалов.

ности поколений, высоких идеа-

истории

7.

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием баллады

Частично-поисковый

Проблемные задания, индивидуальные задания 

Проанализировать  жизнь и творчество В. А. Жуковского.

Раскрыть  нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты

Определять сюжет и образную систему баллады; давать оценку действиям героев.

Знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского. Уметь самостоятельно сравнивать с другими текстами

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью. Выразительное чтение

презентация

8.

Творчество М.В.Ломоносова,  Г.Р. Державина.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством  поэтов.

Объяснительно-иллюстративная

,

Аналитическая беседа

Осознавать общечеловеческие ценности  и российские ценности, в том числе человеколюбие, уважения к труду, культуре.

Разбираться в  теории   «Трех  штилей»,знать основные  факты  биографии  поэтов.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст,особенности текста 18 века,стилистическая работа

Выразительное чтение наизусть.

Индивидуальная работа

9-10.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Материалы из учебника истории

Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест

Объяснить, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа

Знать историческую основу стихотворения. Уметь воспринимать и анализировать   поэтический текст.

 Самостоятельно  делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью, чтение  наизусть

презентация

11.

Лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворений. Цель: учить анализировать стихотворение.

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Сопереживать  чувствам других людей.

Философские размышления о жизни.

 Воспринимать  и анализировать поэтический текст,уметь сформулировать учебную проблему

 Самостоятельно  делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Уметь анализировать и интерпретировать произведение.

 

 Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью, выразительное чтение. Конкурс на лучшего чтеца

12.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Сопереживать  чувствам других н людей, учиться быть отзывчивым к бедам и несчастьям.

Знать содержание повести и её нравственную проблематику;  участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

 Самостоятельно  делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Понимать позиции автора и героя.

Работа в группе.

Владеть  различными видами пересказа

13.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

Цель: раскрыть содержание образа повествователя

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы 

Осознать образ автора,понять замысел повести. Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей

 Уяснить содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

 самостоятельно  выявлять авторскую позицию;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

Групповая работа

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

фонохрестоматия

14.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Цели: раскрыть художественное  своеобразие  повести, особенность  пушкинского  языка.

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей

 Воспринимать  и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Умение  характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выстраивать логическую цепь рассуждений

Свободная работа с текстами, владение монологической и  диалогической  речью.

Индивидуальная работа с тестом

15.

Урок  внеклассного  чтения  по   «Повестям  Белкина».

Объяснительно-иллюстративна

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

 Сопереживать людям в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках

 Воспринимать  и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному. Работа с учебником- тезисный план

Самостоятельно  делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Свободная работа с текстами, владение монологической  и  диалогической  речью. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

16.

Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. Обучение выразительному чтению

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Материалы из учебника истории

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

 Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа.

Осознавать себя гражданином России

 Воспринимать  и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Делать предварительный отбор источников информации , сопоставлять  героев.

Свободная работа с текстами, владение монологической и  диалогической  речью;выразительное  чтение

17

РР.

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Материалы из учебника истории

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

 объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России

Умение воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному, характеризовать  героя  по  поступкам.

Умение характеризовать роль изобразительно-выразительных средств

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

 Выразительное чтение наизусть.Обучение

правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

презентация

18.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»:

сцена в Чудовом монастыре.

Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Материалы из учебника истории

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

. Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними.

Восприятие и анализ  художественного текста,умение выражать свое отношение  к  прочитанному, характеризовать  героя  по  поступкам.

 Самостоятельно   делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

Свободная работа с текстами, владение монологической и  диалогической  речью.

Чтение по ролям

19-21.

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Материалы из учебника истории

Лекция, беседа, проблемные задания, тест

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми

Знать содержание поэмы, нравственную проблематику поэмы.

 Составить план текста, решить проблемы творческого и поискового характера, работа с учебником- тезисный план.

Знать особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством.

Индивидуальная работа с тестами.

Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

презентация фонохрестоматия

22-24

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба», Героико-патриотический пафос повести.

Запорожская  Сечь  и  ее  нравы.

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.Умение дать сравнительную характеристику героям.

 самостоятельно    делать выводы, создавать свои художественные образы.

Владение монологической и диалогической речью. Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя

презентация

25-28

РР

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

Образ  Тараса  Бульбы.

Обучение  написанию  сочинения.

Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест.

Искать  свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций

Знать содержание понятия «деталь» произведения. Уметь выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, развитие связной речи

Фрагменты  фильма.

29-30

С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос.

«Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Характеризовать поступки людей с точки зрения общечеловеческих, гуманистических ценностей

Знать содержание цикла, нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Знать особенности сюжета, его историческую основу. Самостоятельно  делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата

Уметь вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную)

31

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Объяснительно-иллюстративная

беседа

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты ха

рактера)

Знать содержание цикла; нравственную проблематику. 2)  проведение самопроверки; редактирования текста.

Видеть   образную  яркость  и  философскую  глубину  произведений.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах

фонохрестоматия

32-33

А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого. Цели: познакомить с содержанием романа; с нравственной проблематикой произведения

Объяснительно-иллюстративная;

материалы из учебника истории,

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей

Знать содержание произведения. Уметь определять нравственную проблематику произведения;. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительную справочную литературу

 Самостоятельно выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения,

  предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи

Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказа. Организовывать учебное взаимодействие в группе

34-35

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Цель: учить анализировать стихотворения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Материалы из учебника истории

Лекция, беседа, проблемные задания

. Индивидуальная подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова;

развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. 1)нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверка по тексту

3нать об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах. Знать способы выражения своей позиции и способы подбора аргументов

 

Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть.

36-37

Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Материалы из учебника истории

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или«плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей  

Знать содержание произведения. Уметь определять нравственную проблематику произведения, характеризовать  героев

Учиться обнаруживать и формулировать учебную

проблему.

Уметь выявлять авторские размышления о характерах  героинь, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выразительное чтение наизусть. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»

фонохрестоматия

38-40

Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» «Дикий помещик».
. Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста»

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории

Лекция, беседа, проблемные задания, тест.

Индивидуальная подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации

Знать содержание сказок. Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Знать определение понятий «аллегория», «фантастика». Уметь составить характеристику героя.

Владение монологической и диалогической речью

Коллективная, Групповая работа

презентация

41-42

.

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого.Уметь  обобщить.

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести;

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему

 Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера,

 выбирать основания для  сравнения

Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

43-44.

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

Цели:   раскрыть   особенности авторской позиции в рассказе.

Частично-поисковый

проблемные задания, индивидуальные задания

Индивидуальная подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова

 Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия героев.

Знать сюжет и образную систему рассказа. Уметь давать оценку действиям героев

Уметь самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа

Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью.Чтение по ролям.

фонохрестоматия

45.

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

Объяснительно-иллюстративная.

беседа, работа с книгой

Важность бережного отношения к здоровью человека и к природе.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Формирование типа правильной читательской деятельности

3нать об образной яркости.

Уметь находить  средства  речевой  выразительности.

Выразительное чтение наизусть.

Конкурс на лучшего чтеца

презентация

46.

И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика.

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил

Знать содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

 

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы..

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции, Понимать точку зрения другого собеседника. Уметь: составить рецензию на лит. произведение.

47-50

РР.

М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.

«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

    Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести.

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

 Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким»

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Владение монологической и диалогической речью. Коллективная. Групповая работа

51-52.

В. В, Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,  «О дряни». Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества

Исследовательская, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность»

Объяснять самому себе:

 «что во мне хорошо, а что плохо»

Знать содержание понятия сатира. Уметь выделять смысловые части художественного текста

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения. роли рифмы в творчестве Маяковского.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть.

фонохрестоматия

53.

Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Сопереживать чувствам других  людей, отзывчивость к бедам всех живых существ

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Уметь: составить рецензию на лит. произведение

54.

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Сопереживать чувствам других  людей, отзывчивость к бедам всех живых существ

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства справочной литературы

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Составлять простой и сложный план текста

Вести «диалог с автором»,отстаивать свою позицию, аргументировать её

55.

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

Объяснительно-иллюстративная.

Материалы из учебника истории

Лекция, беседа, работа с книгой.

Сопереживать чувствам других  людей, отзывчивость к бедам всех живых существ

Знать содержание произведения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения; выделять характерные причинно-следственные связи

Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказа.

56.

Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Ценить общечеловеческие ценности человеколюбие, уважение к труду, культуре.

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Работая по плану, сверять свои действия с поставленной целью

Уметь:воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Владение монологической и диалогической речью,  владеть различными видами пересказа. составить рецензию на литературное произведение.

57.

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. выполнять анализ , производить синтез,  выбирать основания для  сравнения

Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказаПредвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

58.

На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).

Объяснительно-иллюстративная.

Материалы из учебника истории

Лекция, беседа, работа с книгой.

Осознавать себя гражданином России и ценной частью великого народа. Гордиться подвигами русского солдата.

Уметь воспринимать и анализировать   поэтический текст. Определять цель учебной деятельности

 3нать об образной яркости.

Уметь находить  средства  речевой  выразительности,

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

 Читать вслух и про себя тексты, выразительное чтение наизусть

59.

«Тихая моя Родина». Рубцов Стихотворения о родине, родной природе

Объяснительно-иллюстративная.

Лекция, беседа, работа с книгой.

формирование основ российской гражданской личности, чувства гордости за свою Родину,природу.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

 Определять цель учебной деятельности.

3нать: об образной яркости.

Уметь: находить  средства  речевой  выразительности,

 выбирать основания для  сравнения.

Выразительное чтение наизусть,умение

вести «диалог с автором».Конкурс на лучшего чтеца.

60.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Объяснительно-иллюстративная.

Частично-поисковая.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Индивидуальная работа «жизнь и творчество Д.С.Лихачёва» Ценить общечеловеческие ценности  и российские ценности.Гуманизм автора.

Знать содержание произведения. Работая по плану, сверять свои действия с поставленной целью. Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание  текста произведения.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Организовывать учебное взаимодействие в группе

61-66.

РР

Зарубежная литература. Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

* Японские хокку. Особенности жанра.

* Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.

* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

* Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Формирование  уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, бережному отношению к мировым духовным ценностям.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

 

Уметь: определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебника. Уметь составить рецензию на лит. произведение.

67-68.

Защита проектов по теме «Круг моего чтения»

Итоговый контроль

Защита проектов

Применение достигнутых в течение года  УУД Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. Уметь: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; Уметь: говорить правильно, грамотно, увлекательно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»

Данный материал посвящен формированию и развитию универсальных учебных действий с учетом специфики предмета "Иностранный язык"....

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....