Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.odt24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: Правописание чередующих гласных О-А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Метод: комбинированный.

Цель: освоение способа действия в при выборе гласных О-А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

Задачи урока:

Познавательные:

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- формировать умение формировать тему и цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- формулировать, высказывать свою точку зрения.

Личностные:

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, выявление затруднений учащихся).
  3. Создание проблемной ситуации.

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

Осв...щать улицу, ухв...титься за край, прибл...жаться к дому, сл...таться на корм, предл...жить помощь, предл...гать торт.

- Какое было задание?

- Какая орфограмма встретилась?

- Какая орфограмма не встретилась?

- Прочитайте слова, объясните свой выбор.

- Все ли слова вы смогли проверить? Почему?

- Сформулируйте проблему (есть корни с чередованием, правило написание которых нам неизвестно).

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы перед собой поставим на уроке? (Выяснить, когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А. Тренироваться в написании слов с этой орфограммой.)

  1. Исследовательский этап.

Для решения выявленной проблемы учитель предлагает стать исследователями и определить условия выбора букв  О-А в корнях.

Предварительно вспоминаются правила работы в группе. Для работы предлагается инструкция и текст.

Инструкция

1.Прочитайте текст, найдите в нем слова с корнями -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

2.Выпишите найденные слова по группам:

- слова, в корне которых находится буква А;

- слова, в корне которых находится буква О;

3.Выделите корни, подчеркните в них гласные О,А.

4.Выскажите предположение о том, от чего зависит выбор гласных О-А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

5.Графически обозначьте орфограмму.

6.Результат своей работы представьте в виде схемы.

Текст

Крупные зоопарки мира прилагают немалые усилия к тому, чтобы приобрести необходимое для разведения в неволе число животных. Вот, положив руки друг к другу на плечи, малыши гориллы бегают цепочкой. Ручные пескари приручены были брать корм прямо из пальцев хозяина. Но когда, то же самое предлагали им незнакомые люди, они за пищей не шли.

- Объясните , когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква А, а когда О?

- Давайте составим алгоритм, который нам поможет в работе над данной орфограммой.

1.Выделить корень.

2.Найти признак, определяющий выбор орфограммы.

3.Выбрать орфограмму.

- Давайте проверим себя по учебнику. Чтение правила.

  1. Физминутка.
  2. Закрепление материала.

1.Объяснительный диктант.

Высказать предположение, обсудить положение, расположиться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, расположение комнат, прилагается счет, сложить вещи.

2.Найдите четвертое лишнее. Аргументируйте свой ответ.

Сложение, положение,отложить, ложный.

Предложение, сложение, слагаемое, изложить.

3.Замените словосочетания фразеологическими оборотами со словами с корнями -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

Говорить искренне, откровенно - (положа руку на сердце).

Ничего не делать, бездельничать - (сидеть сложа руки).

Погибнуть в сражении - (сложить голову).

Перестать бороться, действовать - (сложить руки).

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться - (сложить оружие).

  1. Контрольно-диагностический этап.

Цифровой диктант

-ЛАГ- - 1

-ЛОЖ- - 2

Положение, предложение, излагать, приложение, прилагать, отложить, слагаемое, сложение, возложить(2,2,1,2,1,2,1,2,2).

(Взаимопроверка работ).

  1. Рефлексия.

- Кто сегодня доволен своей работой на уроке?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Что было интересно?

- Что было самым трудным для вас?

- Чью работу на уроке модно выделить и почему?

- Как вы оцените?

  1. Домашнее задание: придумать лингвистическую сказку о правописании корней -ЛАГ-, -ЛОЖ-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож- .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод....

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -ЛАГ- (-ЛОЖ-).

Предлагаю  урок изучения нового материал по русскому языку в 5 классе, разработанный в технологии критического мышления посредством чтения и письма....

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...

конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку...


 

Комментарии

Сидорова Ольга Юрьевна

Спасибо! Актуально.