Главные вкладки

    Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

     

    Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).

    Расширить представления детей о таком типе речи текста, как рассуждение; способствовать отработке навыков построения сочинения-рассуждения, познакомить учащихся со словами, выражающими личное мнение. 

    Побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость, воспитывать в них стремление к красоте побудить стремление к творчеству.

    Форма урока: урок развития речи  с элементами конструирования текста по типу речи рассуждение.

    Оборудование: раздаточный материал (тексты), памятка «Как писать сочинение-рассуждение», листы для рисования, фломастеры, музыкальное оформление.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             Урок развития речи в 5 классе  «Радость есть особая мудрость»

                                      (МОУ СОШ № 3 учитель Васильева Т.А.)                                                                          

              Цели урока:

    1.Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).

    2. Расширить представления детей о таком типе речи текста, как рассуждение; способствовать отработке навыков построения сочинения-рассуждения, познакомить учащихся со словами, выражающими личное мнение.

    3.Побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость, воспитывать в них стремление к красоте побудить стремление к творчеству

    4. Дать возможность учащимся воплотить в словах и рисунках мечты и мысли, способствовать личностному развитию учеников, осознанию ими роли радости как психологического здоровья человека.

    Форма урока: урок развития речи  с элементами конструирования текста по типу речи рассуждение.

    Оборудование: раздаточный материал (тексты), памятка «Как писать сочинение-рассуждение», листы для рисования, фломастеры, музыкальное оформление

                                                 Ход урока.

    1.Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей урока.

     Сегодня  у нас урок развития речи, и я хотела поговорить с вами о  таком понятии как радость .  Кто-то бывает рад подарку, кто-то хорошей оценке. Но  Радость бывает разная и у каждого она своя. Каждый из вас хоть один раз в жизни был удивлен, изумлен чем-то.  Возможно, это было в стареньком деревянном  бабушкином доме, когда ранним летним утром  в окно заглядывало солнце; а ,может быть, это произошло весной, когда ты проснулся и услышал звон капели. Может быть, это была  радость от встречи с удивительным  человеком или с лесным зверьком. Главное – уметь удивиться, не пропустить эту встречу с чудом. И тема нашего  урока  «Радость есть особая мудрость » .Откроем тетради  и  запишем тему.

    Мы с вами постараемся задуматься  над  вопросами:

         Что такое радость?

         Чему  можно радоваться и удивляться?

         Каждый ли человек умеет радоваться?

    1. Работа с ключевыми понятиями урока.

         Запишем ключевые слова  нашего  урока.

         Учитель записывает на доске:

    радость                                         чудо                                      диво

    Подберите однокоренные слова.( 3 ученика выходят к доске и записывают слова)Остальные ученики дополняют , предлагают свои варианты.

    ( Запишем, чему можно радоваться. Учитель на доске:

    Радоваться   (кому? )

                         ( чему?) – приведите примеры.  (солнышку, цветам, дождю, друзьям, маме)

    Помощь: самый дорогой человек, пришли в класс, увидели друг друга., выглянули вчера в окно, летом чему ?

    Чтение примеров, приведенных учащимися.

    К нашим словам мы еще вернемся, а сейчас мы поработаем с  текстами.

     

    1. Актуализация  прежних знаний.

    (На доске вопросы :  что произошло?  какой? почему?)

    Возьмите листочек с текстами. Итак, давайте прочитаем тексты и вспомним, какие типы речи  текстов существуют в русском языке.      

    Чтение текста  № 1.   (ученик читает текст)

    Беседа  по тексту:

     Ребята,  умела елочка радоваться?( Ответ)  

               К тексту можно задать вопрос.

               Какой из этих вопросов ( учитель указывает на доску) подходит к   данному тексту?

              А еще к текстам можно нарисовать картинку.

    Учитель показывает иллюстрацию.

    Посмотрите, какие картинки нарисовал  художник   к этому тексту . Почему ему пришлось сделать несколько картинок ? Какой вопросы он себе задавал?

    Вспоминаем, какой  это тип речи? ( Ученики отвечают, что это повествование)  итак, повествование у нас отвечает на вопрос :Что произошло?.

    Давайте прикрепим   нашу картинку  на доску  рядом с вопросом .

    ( Ученик прикрепляет)

    Чтение текста № 2.  Беседа по тексту № 2.

    Какое впечатление производит на вас портрет героини повести?(хорошее, доброе, светлое).

    Какой из наших вопросов мы выберем к данному тексту? ( какой.?)    

     Как называется текст такого типа речи? (описание )

     (Какие еще виды описаний вы знаете? (описание природы – пейзаж, описание       интерьера)

    Посмотрите на иллюстрацию, которую нарисовал художник. Обратите внимание, здесь одна картинка, потому что художник ,  когда рисует, тоже отвечает на вопрос : Какая девочка?   Прикрепляем иллюстрацию к доске.

    Чтение текста № 3 .  Беседа по тексту:

     Какой своей  радостью с вами поделился писатель К. Г. Паустовский?

     Какой вопрос мы зададим к этому тексту? Как называется такой  тип речи?

     ( вопрос почему, тип речи- рассуждение)

    Ребята, а вот художник не смог нарисовать иллюстрацию, как вы думаете почему?

    ( Потому что рассуждение объясняет факты, понятия, явления. Нельзя  изобразить ) Иллюстрация прикрепляется.

     

    Вспомним, как мы должны строить рассуждение. Из каких 3 частей оно состоит?

      - тезис , доказательство, вывод.

    Найдите  в тексте № 3  тезис? ( ученики читают)

    А чем это  доказывает автор, какие примеры он приводит? Перечислите.

    Прочитайте  вывод рассуждения.  Молодцы!

     

    1. Конструирование элементов рассуждения.

    Представьте себе, что вы работаете редакторами, и вам надо изменить текст № 4, дополнить его. Поможет нам памятка «Как писать сочинение- рассуждение».

     

    Давайте прочитаем ,как еще можно оформить тезис.(чтение )

    Задание:  сформулируйте тезис в виде вопроса и  запишите в пустую строку.  Можно выполнять работу в паре с соседом, советоваться.

    (проверка 1-2 ученика)

    Познакомимся со словами- помощниками. Прочитайте их.

     Зачем они в доказательстве?  Прочитаем об этом в памятке.

    Введите текст  слова – помощники на свободные места  ( проверка 1 -2 работ).

    3 часть вывод. Читаем.  В нашем выводе есть ответ на вопрос «Почему же это увлекательное занятие - изучать строение слова»? Есть, а какое слово можно добавить?

    1.  Психологическая пауза. Прием рисования.(1-2 мин.)

    Вы хорошо поработали редакторами,  А теперь я хочу ,чтобы вы сами стали творцами радости. Попробуйте нарисовать радость в   виде символа. Что для тебя значит радость? Может, бабочка на цветке или  солнечный лучик или улыбка? ( Учитель раздает фломастеры.  В ходе работы   звучит музыка « В мире животных»)

                Ученики  и учитель рисуют.

    А теперь, кто хочет поделится своей радостью, может выйти и прикрепить свой символ к доске.( Ученики выходят к доске и прикрепляют листы)

    Молодцы, вы наполнили наш класс энергией света и радости.

    Но все ли мы умеем удивляться,  настраивать себя на доброе, ценить чудесные моменты нашей жизни?  Послушайте сказку. Можно даже закрыть глаза и представить.

    6.  Чтение сказки. Учитель читает сказку.

    Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь лес свой поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя ,как в зеркало. Ни с кем ни ссорилась. Веселая, добрая речка. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула грустно, потянулась, зацепилась за корягу. Совсем расстроилась речка, помутнела вода. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказалось, маленький лосенок пришел попить и запутался в прибрежной траве, еле выбрался. Обиженная речка рассердилась, фыркнула… и вышла из себя. Из берегов своих… Сначала на траву, потом до кустов, растекается речка, понимает, что не то делает, а вернуться не может. Вышла из себя, сорвалась, и вперед бежать уже сил нет, и обратно не вернешься. Мутной ,грязной трясиной становится речка. Гниют ветки, листья в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится . Болото…А была речка. …Была…Веселая…Добрая…. Только вышла из себя….Выйти каждый может...Выйти легко… Очень… Не надо  кричать….и дверью хлопать стоит.   Спокойно… Тише, пожалуйста , тише…Тише…

    1. Беседа о прочитанном.

     Понравилась вам сказка?  

    Какой мы увидели речку до того, как она рассердилась?

    Чему учит сказка? Видите, как важно  и как сложно бывает  сохранить в душе доброе, светлое, радостное настроение! Поэтому и называется урок « Радость есть особая мудрость».

     А теперь на несколько минут станем писателями. Напишите небольшое сочинение-рассуждение  «Что такое радость?». Помните, о чем мы говорили на уроке,  используйте слова - помощники и ключевые слова на доске,  ведь самое главное для вас раскрыть понятие радости. Каждый  будет  писать о своей. А во время работы будет звучать музыка.

    Ученики  пишут работы. 5-6 мин.

    8. Чтение работ.(1-2 ученика)

    Домашнее задание. Продолжите свою миниатюру, дополните свое рассуждение, спросите в своей семье, что для них означает радость, а на следующем уроке  обязательно поделитесь с Бертой Павловной своей радостью.

    9. Итоги урока. Мы с вами повторили сегодня типы речи , попробовали себя в роли редактора (конструировали текст), были  художниками и даже писателями. Мне было очень приятно познакомиться с вами и очень радостно работать. Я возьму себе на память эту радость, а вам на память оставлю фломастеры и наши памятки. Пользуйтесь ими и пишите хорошие сочинения.

                                                   Памятка

    Как писать сочинение-рассуждение

    Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.

    В доказательство лучше ввести слова и выражения «я считаю», «по моему мнению» и другие. Тогда рассуждение из общего превратится в личное.

    Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст.  Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен  отвечать на  вопрос тезиса.

    Слова-помощники

             Я думаю,                                |               Может быть,

            По моему мнению,                        |               Наверное,

            Я считаю,                                |               Пожалуй,

    ---------------------------------------------------------------------------------------

    Памятка

    Как писать сочинение-рассуждение

    Тезис можно сформулировать в форме вопроса или в форме повествовательного предложения.

    В доказательство лучше ввести слова и выражения «я считаю», «по моему мнению» и другие. Тогда рассуждение из общего превратится в личное.

    Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Но сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен. Вывод должен  отвечать на  вопрос тезиса.

    Слова-помощники

              Я думаю,                                |               Может быть,

             По моему мнению,                        |               Наверное,

             Я считаю,                                |               Пожалуй,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

    Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

    Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

    Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

    Разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Обучение написанию синквейнов"

    На данном уроке реализуются приемы технологии "развития критического мышления через чтение и письмо"...

    Урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

    Урок  по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"...

    Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

    Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

    Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...