Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе "Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Битрикова Юлия Витальевна

Урок интегрированный (русский, английский языки, литература),

использование интерактивной доски Mimio,

анализ стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках,

работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название темы урока, предмет, ФИО авторов

Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова, 

русский язык, английский язык, 

Битрикова Ю.В. - учитель русского языка ГБОУ  СОШ №364, г. Санкт-Петербург

Куденцова И.В. – учитель английского языка ГБОУ  СОШ №364,  г. Санкт-Петербург

Цели и задачи урока

Образовательные: 

  1. Совершенствовать умение использовать краткое толкование слова, синонимы, антонимы, подбор однокоренных слов для объяснения лексического значения слова.
  2. Совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова с помощью необходимых словарей

(толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов).

  1. Закрепить изученную на уроках английского языка лексику.
  2. Продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающие:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  2. Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому и английскому языку.

Воспитательные:

      1) Воспитывать чувство любви к родному языку.

      2) Формировать бережное отношение к русской и английской культуре.

Форма урока

Тип урока: урок закрепления полученных знаний

Современные образовательные технологии:

  1. Интегрированное обучение;
  2. ИКТ технологии;
  3. Системно-деятельностный подход в обучении.

Структура урока сочетает этапы: 

  1. Мотивационно-ориентировочный (организационный, постановки цели)
  2. Материализация действий (актуализации знаний, введения знаний)
  3. Внешняя громкая речь, внешняя речь про себя, внутренняя речь (обобщения первичного закрепления и систематизации знаний)
  4. Умственные действия (подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению)

Формы работы:

  1. групповая (соревнование)
  2. фронтальная

Интерактивные методы обучения

Оборудование урока

(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)

ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска МIМIО, выставка словарей, раздаточный материал для учащихся.  

Урок проводится в 5 классе

 Учебник Русский язык  С.И.Львова, В.В.Львов

§11 Способы объяснения лексического значения слова.

Подготовка к уроку. 

В процессе подготовки к уроку класс был поделён на группы. Подготовка инсценированного чтения стихотворения на английском и русском языках «Дом, который построил Джек» (перевод С.Я.Маршака)

Ход  урока

У-Р  - учитель русского языка,

У-А  - учитель английского языка.

Учащиеся рассаживаются по группам (4 группы)

Этап урока

Ход урока

Примечания

1 введение в тему урока

У-Р и У-А









Исполняют ученики на английском и русском языках

 (в руках у них иллюстрации)


































Приветствие. Проверка готовности к уроку

(ребята работают на листах, подготовленных учителем).


-Сегодня необычный урок. Мы объединим урок английского языка вместе с русским, а также прикоснемся к литературе.


Пословицы на английском языке о доме.


-Пословицы по теме «дом».

-Говорить мы сегодня будем о необычном доме,

доме, который построил Джек.

-Прослушайте отрывок из известного английского стихотворения.


- Кто узнал это стихотворение?

(«Дом, который построил Джек» - стихотворение английского фольклора из книги «Сказки Матушки Гусыни»


-Что помогло нам понять содержание стихотворения, кроме перевода?

(иллюстрации, мультфильм)

- Это один из способов объяснения значения слов, при изучении иностранного языка в особенности.

- Кто перевел на русский язык это стихотворение?

(С.Я.Маршак)

- Вспомним, кем был С.Я.Маршак?  

(читают по-русски и по-английски со слайдов)


- С.Я.Маршак перевел стихотворение дословно?

(нет, это литературный перевод, новое самостоятельное произведение).

«Дом, который построил Джек» - это первая книжка Маршака для самых маленьких, первоначально в нее входили переводы английских детских песенок)


-Какие вы заметили расхождения?

(вместо солода – пшеница,

вместо крысы, птица-синица,

корова безрогая – корова с  одним обломанным рогом и т.д.)







1-2 слайды

пословицы


3 слайд

(проигрывание фрагмента мультфильма без звука)




4 слайд




















5-6 слайды

2 тема

3 цели

и задачи

У-Р



Объявление цели и задач урока






Читают Памятку про себя

- Сегодня на уроке мы  будем совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова в русском и английском языках – это тема нашего урока.


На уроке мы будем изучать стихотворение С.Я.Маршака, будем сравнивать оригинал и авторский перевод, пользуясь различными словарями, к концу урока составим таблицу, иллюстрирующую разные способы объяснения значения слов.


- Работать мы будем по группам.

Давайте вспомним Правила работы в группе.

- Распределите обязанности в группе, поднимите руку, кто будет Экспертом, Теоретиком, Писарем, Докладчиком…

7 слайд

тема










4 работа по теме урока

Повторение терминологии

- Найдите на столе бланк с заданием

- Первое задание:

Найти соответствующую пару, соединив линией-стрелкой термин и его определение (писарь – пишет).

Чья команда справится с заданием – поднять руки (жетон).

Проверка: 1 ученик (докладчик) на интерактивной доске соединяет пары, двигая соответствующий термин к определению.

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка.

Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает.

Синонимы – близкие по значению слова.

Антонимы – противоположные по значению слова.

Однокоренные слова – один корень, общее значение.


- Где можно узнать значение слова?  

(в толковом словаре) (жетон за правильный ответ)

-Найдите на столе (у кого есть) Толковый словарь, кто автор?

- Назовите и покажите какие еще словари лежат у вас на столах? (словарь синонимов, словарь антонимов).

В Части 3 вашего учебника есть небольшие словарики: толковый, синонимов и антонимов).



8 слайд

определения записаны слева в столбик в виде карточек, внизу карточки с названиями терминов-двигать









5 самостоятельная работа в группах

(исследование,

аналитическая работа)

У-Р и У-А





































- Словари помогут нам выполнить следующее задание, у каждой группы свое задание, приступайте к  самостоятельной работе.

Работаем с текстом стихотворения.

Если группа справилась с работой - поднимаем руки (жетон).

Помните роли каждого в группе.


Самостоятельная работа в группах.

-  Проверим, один выступает от группы (докладчик),

Оценивается работа всей группы.

Задаются дополнительные вопросы, команда получает жетоны за правильные ответы.


1 группа 


Задание:

Найти существительные, обозначающие героев этого веселого стихотворения, выписать с соответствующей парой (на английском языке) из оригинального стихотворения.

Найти толкование слов в словаре

(русские слова в толковом словаре русского языка, английские слова в толковом словаре английского языка)

дом - строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. 

the house

the building, where people live.

пшеница 

Хлебное растение, из зерен которого приготовляется белая мука.

the malt - солод, бродильный продукт из проросших, высушенных и крупно смолотых зерен хлебных злаков, из которого делают пиво.

птица-синица

Небольшая птица с пестрым оперением из отряда воробьиных. 

the rat - крыса

an animal, which has a long tail and looks like a big mouse.

кот Самец кошки.

the cat

a small animal, which often lives with people, as a pet. Cats group has lions and tigers.

пес  Самец собаки.

the dog

an animal that is often kept as a pet and used for hunting.

корова  Самка крупного домашнего рогатого скота, домашнее молочное животное, самка быка. 

the cow

a large animal, which often lives on a farm and gives milk.

-Проверка: Докладчик читает другим группам толкование на русском, на английском языках – отгадать о ком идет речь? (жетон)

- Какие расхождения между оригиналом и переводом?

(вместо солода – пшеница,

вместо крысы, птица-синица)

- Можно ли толкованием слова объяснять значение непонятного слова? (да)










9 слайд

проверим,

таблица -постепенно открываются шторки


сверху заголовок и стрелки, ниже за шторками способы объяснения лексического значения слова






























Открыть шторку «краткое толкование слова»

5 самостоятельная работа в группах

(исследование,

аналитическая работа)


2 группа 


Задание:

Найти прилагательные, характеризующие героев и предметы этого веселого стихотворения, выписать.

Подобрать к ним антонимы в  словаре.


Антонимы

Темный - светлый ясный

Веселый - пасмурный печальный скучный невеселый хмурый тоскливый мрачный угрюмый грустный унылый угнетенный угнетающий тяжкий тяжелый гнетущий озабоченный унылый угрюмый угнетенный гнетущий безрадостный.

Безрогая - рогатая


-  Какие расхождения между оригиналом и переводом?

(корова безрогая – корова с одним обломанным рогом)

- Замените словосочетание «пес без хвоста» таким словосочетанием, чтобы в нем было прилагательное: бесхвостый пес.

- Нашли ли вы прилагательные в стихотворении оригинале? (нет)

- В английском языке есть слова антонимы, давайте познакомимся с некоторыми из них/


- Можно ли с помощью антонимов объяснять значение непонятного слова? (да)




























Читают

10 слайд с антонимами на английском языке



Открыть шторку «подбор антонимов»

5 самостоятельная работа в группах

(исследование,

аналитическая работа)


3 группа 


Задание:

Найти глаголы, характеризующие действия героев в этом веселом стихотворении, выписать с соответствующей парой из оригинального стихотворения.

Подобрать к ним синонимы в  словаре.

Отгадать кроссворд, используя глаголы на английском языке (в оригинале все глаголы в прошедшем времени, в кроссворде слова необходимо написать в форме настоящего времени, №1 – существительное).


синонимы

Построил - built


Построил (built)

Построить.базировать, основать, выстроить, соорудить, возвести, воздвигнуть, создать, сотворить; отгрохать, нагородить, повыстроить, развернуть, состроить, составить, построить на основе, учредить, подстроить, отстроить, обстроить, настроить, вычертить, наладить, устроить, побить, воздвичь, пристроить, проложить, срубить, сформировать, организовать, взвести, заложить основы, сорганизовать, заложить фундамент, поставить на место, сконструировать, образовать, провести, положить начало.

Хранится –

Lay (лежал солод)

Хранится

Хранить, беречь, приберегать, сберегать, прятать, держать.

Лежать, возлежать, покоиться, валяться.

Ворует –

Ate (ела крыса солод)


Ворует

Воровать, обворовывать, красть, обкрадывать, похищать, прикарманивать, присваивать, таскать. Заниматься карманной выгрузкой, в чужих карманах чистоту блюсти. Она страдает клептоманией. Все имение разворовано. 

Ate – пожирает (ест)

Есть, кушать, съедать, пожирать, питаться, грызть, разъедать

Пугает, ловит – killed (убил кот крысу)


Пугать (пугнуть), запугать, испугать, напугать, перепугать, страшить, устрашать, стращать, застращивать, ужасать. Привести кого в страх (ужас, содрогание, трепет). Наводить (нагонять) страх, распространять ужас, поражать ужасом.

Ловить, улавливать, уловлять, преследовать, стараться поймать, подхватывать, подстерегать.

Убивать, бить, мертвить, умерщвлять, лишать жизни, губить, сразить, казнить. Повесить, задушить, удавить, расстрелять, отравить, обезглавить, зарезать, закалать, заколоть, уморить голодом; (простор.): прикончить, уложить, укокошить, отправить на тот свет...

за шиворот треплет - worried (пугал  пес кота)


Лягнувшая (лягает) tossed 

(лягала корова пса)

Бить, ударять



- Проверим кроссворд на доске.

-  Какие расхождения между оригиналом и переводом?

(Хранится - Lay (лежал солод),

Ворует - Ate (ела крыса солод)

Пугает, ловит – killed (убил кот крысу)

за шиворот треплет - worried (пугал пес кота)


- Можно ли с помощью синонимов  объяснять значение непонятного слова? (да)



























































Проверка – двигать буквы в нужное место кроссворда

слайд 11





Открыть шторку «подбор синонимов»

Кроссворд

У-А






5








1




6




4


















2






3














4 группа 


Задание:

К слову ДОМ подобрать однокоренные слова.

Использовать «Словообразовательный словарь русского языка».

Выделить в словах общий корень.


ДОМ – домик, домок, домишко, домина, домище, домовина, домовник, домовничать, подомовничать, домовой,  домашний, по-домашнему, одомашнить, домовитый, домовитость, домой, дома, бездомный, надомник, надомный, домовладелец, домовладельческий, домостроитель, домохозяин


Проверка: Прочитать получившиеся однокоренные слова.


- Можно ли с помощью однокоренных слов  объяснять значение непонятного слова? (да)


-Мы сегодня много говорим о доме, давайте вспомним из каких комнат (помещений) состоит дом и назовем на английском языке (доска).















Открыть шторку «подбор однокоренных слов»



слайд 12

двигать название помещения к соответствую-щему месту

6 Рефлексия, подведение итогов

-

-Итак, сегодня мы работали со стихотворением «Дом, который построил Джек», читали оригинал на английском, сравнивали два текста.

-Какие же способы объяснения лексического значения слов мы выделили в результате работы групп

(анализ схемы – слайд 9)


-Почему есть расхождения в переводе оригинала произведения?

(в этом мастерство переводчика)


Перевод стихотворений – дело сложное и тонкое. Ради рифмы и ритма некоторые моменты приходится пропускать, заменять и сглаживать. Литературная находка С.Я.Маршака просто блестящая!


Рефлексия: (в бланках заданий)

Закончите фразу:

«Сегодня на уроке я открыл…»

«Я узнал новое….»

«Урок заставил задуматься над…»

«Я могу….»


Подведение итогов, выставление оценок (эксперты подсчитывают жетоны своей группы, оценку получает вся группа).




слайд 9

7 домашнее задание

Дома вы продолжите изучать стихотворение до конца, по плану урока.

















Используемые ресурсы

  1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В3 частях/С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
  3. Словарь синонимов. Справочное пособие; Сост.: Л.П.Алекторова, С.Л.Баженова и др.; Под ред. А.П.Евгеньевой. Л.: Наука, 1976.
  4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка./ Под. ред. Л.А.Новикова. – М.: Рус.яз., 1985.
  5. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
  7. Чернец Л.В., Семенов В.Б. Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М., 2005.
  8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1990.
  9. Иллюстрации: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%BB%20%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BA 
  10. Текст стихотворения: http://www.rustranslater.net/index.php?object=marshak_det 
  11. Мультфильм – видео: http://kinobaza.tv/film/239553/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%BB_%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BA_1976/torrents/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов"

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов" разработан в соответствием с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Урок: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова.

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова" (5 класс по УМК Львова, Львов), а также презента...

презентация урока на тему" как определить лексическое значение слова"

Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской...

Урок по русскому языку: Способы толкования лексического значения слова.

Урок развития умений. Учащиеся учатся пользоваться разными словорями и находить нужную информацию....


 

Комментарии

Битрикова Юлия Витальевна

Будет интересно всем, кто хочет сделать урок проблемным, исследовательским и занимательным

Битрикова Юлия Витальевна

Будет интересно всем, кто хочет сделать урок проблемным, исследовательским и занимательным