Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кононыхина Анна Викторовна

 Данная разработка содержит конспект урока по теме "Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова" (5 класс по УМК Львова, Львов), а также презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык  Класс: 5 Урок № 29  № урока по теме: 1 из 3

Тема: Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова (описательный, синонимический и т.д.)

План 1. Актуализация знаний

           2. Изучение материала

              2.1. Знакомство с терминами лексика и лексикология

              2.2. «Лексическое значение слова» и способы его объяснения

              2.3. Знакомство с толковым словариком и правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в им.п.

              2.4. Знакомство со структурой словарной статьи

          3. Мини-тест

         

Материалы к уроку: презентация (в формате Power Point)

Цель урока: дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка, и познакомить с основными способами объяснения лексического значения слова.

Планируемые результаты:

Личностные: определять потребности в усвоении учебной темы, проявлять интерес к учебной теме.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; извлекать информацию в соответствии с целью; определять значение и смысл термина; анализировать, сравнивать информацию; строить рассуждения, выводы.

Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос; участвовать в диалоге.

Регулятивные: принимать и сохранять учебное задание; преодолевать затруднения.

Предметные: формировать умение работать с толковым словарём, использовать информацию, содержащуюся в нём, а также формировать умение составлять словарную статью; вырабатывать умение ставить знак «тире» в простом предложении, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, для толкования лексического значения слов.

Этап урока

Деятельность учащихся

Задания для учащихся на этапах урока

1. Организационный момент

Подготовка письменных принадлежностей к уроку

Запись числа

2. Актуализация знаний

1) Учащиеся читают высказывание В.Г.Белинского, представленное на слайде, комментируют, отвечают на вопросы:

-О какой черте русского языка говорит известный литературный деятель? Приведите примеры, подтверждающие мысль В.Г.Белинского о богатстве русского языка.

3. Освоение нового учебного материала

1. Знакомство с терминами лексика и лексикология

2. «Лексическое значение слова» и способы его объяснения

3. Знакомство с толковым словариком и правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в им.п.

4. Знакомство со структурой словарной статьи

1) Работа с эпиграфом к теме урока (высказывание М.В.Ломоносова), выведенным на слайд, объяснение смысла высказывания Ломоносова, делают вывод о значении слова

2) Учащиеся знакомятся с происхождением термина лексика (на слайде), затем пытаются ответить на вопросы:

Что такое лексика?
Что изучает лексика?


3)
 Работа с термином лексикология (в учебнике).

Чтение текста на стр. 45-46

На какие вопросы помогает ответить лексика?

4) Слушают стихотворение И.Токмаковой «Плим», затем обсуждают его, отвечая на вопросы:

Удалось ли мальчику придумать новое слово? «Плим» - это слово? Объясните, почему вы так думаете? Делают вывод о том, что такое лексическое значение слова.

1) Работа с определением «Лексическое значение слова»:

а) Учащиеся самостоятельно определяют и формулируют лексическое значение слов рубашка, дождь, красный, бежать по картинкам на слайде, затем сопоставляют собственные формулировки с толкованием слов в словаре.

б) Порассуждайте:

-Как вам удалось определить значение слова в предыдущем задании?

-В каких ситуациях удобнее использовать объяснение значения слова с помощью рисунка?

2) Прочитайте текст на с. 46-47 о способах объяснения лексического значения слова. После чтения каждого пункта текста попробуйте привести свои примеры слов с толкованием их лексического значения тем способом, о котором шла речь в этой части текста.

1) Выполнение упр. 99 (письменно)

1) Учащиеся записывают в тетрадь основные части статьи:

1.заголовочное слово 2.грамматические пометы 3.толкование слова

4.пример употребления слова в речи.

2) После этого самостоятельно по рядам составляют словарную статью слов натюрморт (1 ряд), пейзаж (2 ряд), афоризм (3 ряд).

4. Диагностика освоения темы урока

Письменное выполнение задания всеми учащимися:

1. С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня?

2. Лексическое значение слова – это … ? (продолжите фразу)

3. Какие способы объяснения лексического значения слова существуют? (перечислить)

5. Домашнее задание

Запись в дневнике

С. 46-47 (пересказ), упр. 104 (подчеркнуть подлежащее и сказуемое)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов» (В.Г.Белинский)

Слайд 2

«Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому». М.В.Ломоносов Какой раздел лингвистики изучает словарный состав языка?

Слайд 3

ТЕМА УРОКА Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова

Слайд 4

Лексика – от греч. lexis «слово», «выражение» Лексика — совокупность слов того или иного языка, т.е. весь словарный запас Лексикология – это раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. Её интересует лексическое значение, смысл слова . Лексика рассматривает исторические изменения, происходящие в словарном составе языка , изучает слова с точки зрения их происхождения и употребления .

Слайд 5

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА Лексическое значение слова – это его смысловое значение. Это значит, что слова языка в нашем сознании связаны с определёнными предметами, явлениями, признаками, действиями и т. д.

Слайд 7

РУБАШКА 1. Одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее белье (женская). 2. Цвет шерсти, масть (спец.). Пятнистая р. 3. Обратная сторона игральной карты. 4. Верхний, покрывающий слой, оболочка (спец.). Р. плода, зерна, кокона, луковицы.

Слайд 9

ДОЖДЬ 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. Идет д. Осенние дожди. 2. перен. О чем-н. падающем во множестве. Искры сыплются дождем. Д. конфетти. * Звездный (метеорный) дождь

Слайд 11

КРАСНЫЙ 1. Цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака. Красное знамя. К: галстук (пионерский). 2. Относящийся к революционной деятельности, к советскому строю, к Красной Армии. 3. Употр. в народной речи и поэзии для обозначения чего-н. хорошего, яркого, светлого. К. денек. Красная (красна) девица. 4. Употр. для обозначения наиболее ценных пород, сортов чего-н. (спец.). Красная рыба (осетровые). К. зверь. К. дичь. К. лес (из хвойных пород.) 5. Сторонник или представитель большевиков, их революционной диктатуры, военнослужащий Красной Армии. * Красная Армия - название советской армии в период 1918-1946

Слайд 13

БЕЖАТЬ бегу, бежишь, бегут; беги; несов. 1. Двигаться быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног. Б. рысью. 2. перен. Быстро двигаться, проходить, течь. Облака бегут. Дни бегут. Вода бежит ручьями. Кровь бежит из раны. 3. также сов. Спасаться (спастись) бегством. Б. из плена. 4. О часах: спешить, идти вперед. || сущ. бег, -а, м. (к 1 и 2 знач.). Б. коня. Б. на месте (также перен.: о деятельности, к-рая не приносит результата). Б. времени.

Слайд 14

СПОСОБЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА 1) краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях); 2) подбор синонимов (помогает уточнить значение слова); 3) подбор антонимов (помогает прояснить значение слова); 4) подбор однокоренных слов (помогает понять, почему именно так назван предмет, явление); 5) объяснение значения слова с помощью рисунка (картины).

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ 1. С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня? 2. Лексическое значение слова – это … ? (продолжите фразу) 3. Какие способы объяснения лексического значения слова существуют? (перечислить)

Слайд 16

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 46-47 (пересказ), упр. 104 (подчеркнуть подлежащее и сказуемое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе "Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова"

Урок интегрированный (русский, английский языки, литература),использование интерактивной доски Mimio,анализ стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках,работа в группах....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов"

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов" разработан в соответствием с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Урок: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Урок по русскому языку: Способы толкования лексического значения слова.

Урок развития умений. Учащиеся учатся пользоваться разными словорями и находить нужную информацию....