Главные вкладки

    Урок по русскому языку: Способы толкования лексического значения слова.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Панькова Зоя Викторовна

    Урок развития умений. Учащиеся учатся пользоваться разными словорями и находить нужную информацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sposoby_tolkovaniya_leksicheskogo_znacheniya_slova.docx20.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

    Урок по русскому языку по ФГОС

    Класс:  5

    Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

    Тема:        Способы толкования лексического значения слова.

    Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

    2016-2017г

    Тип урока. Урок развития умений.

    Цели как деятельность учеников.

    М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.

    6ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.

    3ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

    I. Оргмомент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    II. Языковая разминка.

    1. Запись по  памяти.  Солнце спряталось за ситцевой  занавескою небес, чёрно­бурою лисицею  под горой улёгся лес.   (Д. Кедрин)

    2. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать устно его характеристику.

    3. Обозначить изученные орфограммы.

    4. Разбор по составу слова   с/прят/а/лось.

    Взаимооценка или самооценка (по алгоритму) под контролем класса.

    ТОУУ

    III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.

    1. Письменный опрос выполняется на листочках

    – Закончите предложения:

    1) Лексика – это … (словарный состав языка).

    2) Лексическое значение слова – это … (смысл слова).

    3) Грамматическое значение слова – это… (признаки слова).

    4) Раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (лексикология).

    – По лексическому значению определите слово и запишите:

    Словарный запас, который человек часто употребляет в речи (активный).

    Словарный запас, который человек употребляет очень редко (пассивный).

    Взаимопроверка. 

    2. Ученики показывают свои презентации (слайды) со словами, которые они чаще всего употребляют в речи. Можно просмотреть

    3–4 презентации, затем делается вывод о характере предложенных слов (словах активного словарного запаса, называющих жизненно важные понятия, явления, действия).

    Познавательные УУД

    1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).

    2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

    ТОУУ

    3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).

    IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.

    1. Актуализация изученного.

    Наблюдение по учебнику.

    а) Упр. 74 – проводится работа с толковым словарём.

    – С каким словарём в учебнике вы будете работать?

    – Как понимаете, что такое толковый словарь?

    – Прочитайте слова в рамке. Каким одним словом их можно назвать? (Это синонимы; слово интерпретировать имеет помету (книжн.).)

    При необходимости можно уточнить лексическое значение отдельных слов. (Например, интерпретировать текст –истолковать его смысл и дать свою оценку прочитанному. Именно этому мы учимся на уроках литературы).

    –  Зачем здесь приведены эти синонимы? (Чтобы правильно понять значение слова толковый.)

    – Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?

    – Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?

    – Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)

    Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по предложенному в упр. 74 началу (один­два ученика или по цепочке).

    3. На слайде  представлены слова с толкованиями значений.

    Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

    Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).

    Счастье – радость, благополучие, блаженство.

    Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).

    – Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье?

    – Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)

    – Какое из определений нельзя найти в словаре?

    – Какую учебную проблему будем решать на уроке?

    Запись темы урока: 

    Как можно толковать лексическое значение слова?

    4. Извлекать информацию из словаря.

    5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

    Духовно-нравственное воспитание

    Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.

    Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.

    6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

    7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать  информацию, предъявлять её в разных формах.

    Регулятивные УУД

    1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    V. Открытие новых знаний.

    – Как бы вы назвали способ толкования, который наблюдали в упр. 327 (Словарный, описательный.)

    а) Вопросы на выявление других способов толкования. 

    – Как можно назвать слова насупиться и нахмуриться?

    – А слова лёгкий – тяжёлый; лёгкий – трудный?

    – Как можно назвать слова бессменный, сменить, заменить в 3­м примере?

    б) Общий вывод о способах толкования значений слов и завершение формулировок определений.

    Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь.

    Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением.

    Опора на состав слова, однокоренные слова  –  через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов.

    3. Искать пути решения проблемы.

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

    1. Упр. 330 – развивается умение определять лексическое значение слов с опорой на синонимы, выбирать наиболее точные по лексическому значению слова из синонимического ряда.

    Коммуникативные УУД

    1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

    3. Находить и исправлять речевые недочёты.

    4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    VII. Итог урока.

    – Какую новую информацию получили на уроке?

    – Что было самым интересным? А что показалось трудным?

    – Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм   самооценки.

    – Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    ТОУУ

    VIII. Домашнее задание.

    1. Упр.336


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

    Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе "Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова"

    Урок интегрированный (русский, английский языки, литература),использование интерактивной доски Mimio,анализ стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках,работа в группах....

    Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

    Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...

    Урок по теме "Лексическое значение слова"

              Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 5 классе по ФГОС и   представляет собой сценарий одного из первых уроков по теме «Лексика...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

    Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

    презентация урока на тему" как определить лексическое значение слова"

    Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской...

    Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

    Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...