Урок по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Власенко Любовь Владимировна

Первый урок по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc70 КБ
Office presentation icon ponyatie_o_prichastii.ppt449.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ   средняя общеобразовательная

 школа №549

Открытый урок

по теме

«Причастие»

Учитель: Власенко Л.В.

Санкт-Петербург

2005-2006

Цель:

          дать представление о причастии как особой форме глагола.

Задачи:

  1. познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию;
  2. формировать умения отличать причастия от прилагательных.

( на уроке используется презентация )

Ход урока.

I.Организационный момент.

      Запись числа и классной работы.

II.Объяснение нового материала.

      1.   Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас понятием.

             Запишите тему урока:

         

Причастие

 

            Объясните, как вы понимаете это слово?

            Выделим орфограммы. (при , ча )

            Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)

           Обратимся к словам В.И.Даля.

       

  Как вы понимаете слова В.И.Даля?


«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

          Давайте вспомним, что такое глагол?

         Что вы о нем знаете? Признаки?

         Что такое прилагательное? Что вы о нем знаете? Признаки?

      2.    Давайте, выполним задание.

                 

Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.

а) Осыпаются астры в сада,

     Желтый клен под окошком желтеет.

                                                  (И.Бунин)

б) Мелькает желтый лист на зелени       дерев.

в)  Волнуется  желтеющая нива.

             Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий)

             Давайте определим, что обозначают эти слова,какой частью речи являются?

             В  первом предложении?

             Во втором?

             В третьем?

     

             

Желтеет -действие-глагол

Желтый -признак предмет -имя прилагательное

Желтеющий - ?

 

          Вспомним слова В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

          Это слово похоже на глагол? (нет)

          На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)

          Сравним эти два слова – желтый и желтеющий.

          Желтый  обозначает постоянный признак, а желтеющий?

          Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.

          Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.

          Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.

          Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)

         

  1. Прочитаем, что сказано о причастии в учебнике на странице 125, выделенное жирным шрифтом.

Я вам хочу предложить другое определение причастия.

     

Причастие – это

                       особая форма глагола,

                       обозначает признак

                        предмета по действию,

                       отвечает на вопрос какой?

 

      Что значит « особая форма глагола»? (т.е. образуется от глагола)

       Есть ли в моем определении причастия что-то от прилагательного? (да, признак, вопрос-какой?)

       Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.

План изучения причастия.

1.Грамматическое значение.

2.Морфологические признаки.

3.Синтаксическая роль.

       Про грамматическое значение мы уже сказали? (да)

       Что же такое причастие?

             

  1. Давайте проанализируем  словосочетания и  посмотрим, какие признаки есть у причастия:

              I в. – анализирует а, б, в

              II в. – анализирует  г, д, ж

а)  желтеющая нива

      желтеющее поле

      желтеющий лист


б)  желтеющая нива

      желтеющие нивы


в)  желтеющая нива

      от желтеющей нивы

     на желтеющей ниве


г) желтеющая нива

     желтевшая нива


д) желтевшая нива

      пожелтевшая нива


е) желтеющая нива

     колышущаяся нива

 

          ( учитель записывает все признаки на доске: род

                                                                                       число

                                                                                       падеж

                                                                                       время

                                                                                       вид

                                                                                       возвратность)

            От каких частей речи берет эти признаки причастие?( от прилагательного и глагола)

            Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?

            Попробуем составить таблицу( I в.- признаки глагола; II в.- признаки прилагательного).

     

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1. Вид

1. Падеж

2. Время

2. Число

3. Возвратность

3. Род

     Проверка по вариантам. Запись второго столбика.

 

      Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия?

      Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.

      Итак, вернемся к нашему плану.

      Что отработали?

       Что осталось?

  1. Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.

Выполните частичный синтаксический разбор предложения( члены предложения., части  речи)


Волнуется желтеющая нива

   (Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.)

   

      Какова же синтаксическая роль причастия?

  1. У причастия есть свои опознавательные морфемы.

Давайте обратимся к слову  желтеющая.

 Кто может назвать эту опознавательную морфему?

Причастия


Образуются от глагола при помощи суффиксов



-ущ—ющ-

-ащ—ящ-

-ом—ем—им-

-енн—нн-

-вш—ш-

-т-

Если вы хорошо выучите эти опознавательные морфемы, то вы легко сможете выделять , отличать причастия в тексте.

 Прочитаем, что написано о суффиксах причастия в учебнике на странице 125

  III. Закрепление.

  1. А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание.

Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.


  1. На улице светило яркое солнце.
  2. Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
  3. По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.
  4. С неба падали холодные снежинки.
  5. Смирно стоят зеленеющие ели.
  6. В поле завывает злая вьюга.
  7. Падающий снег сверкал на солнце.
  8. Заяц оставил на снегу маленькие следы.
  9. Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Давайте проверим, что вы выписали.

Проверим.


яркое                                      заснувший

холодное                                скованной

маленькие                              зеленеющие

загадочные                             падающие

злая                                         заколдованный


Выделите суффиксы причастий.

У кого все выполнено без ошибок?

  1. А теперь мы попробуем не только находить причастие, но и научимся определять его признаки.

         

Упражнение № 300.


Пронизанных туч – пронизать

                                   совершенный вид

                                   прошедшее время

                                   невозвратный

                                   в форме множ. числа

                                   прошедшего времени

Какой признак вы не смогли определить? Почему?

Что вызвало затруднения?( в этом случае обращение к учебнику)

IY. Итог урока.

Что мы сегодня узнали?

Что узнали нового?

А еще?

Какие есть признаки?

От каких частей речи?

От какой части речи зависит?

Чем является в предложении?

От какой части речи образуется

При помощи чего? Каких?

Y. Домашнее задание.

   

 Параграф 24 ( повторить ),

 упражнение № 300 ( по образцу ).

Выставление оценок за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие

Слайд 2

Как вы понимаете слова В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»?

Слайд 3

Выпишите из данных предложений однокоренные слова в столбик 1.Осыпаются астры в саду, Cтройный клен под окошком желтеет. 2.Мелькает желтый лист на зелени дерев. 3.Волнуется желтеющая нива.

Слайд 4

Какие слова вы выписали? Что они обозначают? Какой частью речи являются? желтеет - действие – глагол желтый – признак предмета –имя прилагательное желтеющий-?

Слайд 5

Определение причастия. Причастие – это самостоятельная часть речи, обозначает признак пред- мета по действию, отвечает на вопрос какой?

Слайд 6

План изучения причастия. I. Грамматическое значение. II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль.

Слайд 7

Сравним словосочетания и посмотрим, каким признаком они будут отличаться друг от друга : а) желтеющая нива желтеющее поле желтеющий лист б) желтеющая нива желтеющие нивы в) желтеющая нива от желтеющей нивы на желтеющей ниве г) желтеющая нива желтевшая нива д) желтевшая нива пожелтевшая нива е) желтеющая нива колышущаяся нива

Слайд 8

У причастия признаки имени прилагательного признаки глагола

Слайд 9

У причастия 3 число 3 возвратность 2 род 2 время 1 падеж 1 вид признаки прилагательного признаки глагола

Слайд 10

Произведите частичный синтаксический разбор предложения(члены предложения, части речи)‏ Волнуется желтеющая нива.

Слайд 11

Рассмотрим схему и запомним опознавательные суффиксы причастия. Причастие образуется от глагола при помощи суффиксов: -ущ- - -ющ- -ащ- - -ящ- -ом- - -ем- - -им- -вш- - -ш- -енн- - -нн- -т-

Слайд 12

Выпишите из данных предложений в правый столбик имена прилагательные ,а в левый - причастия. На улице светило яркое солнце. Медведь, заснувший в берлоге, проспит до весны. По речке, скованной льдом, можно кататься на коньках. С неба падали холодные снежинки. Смирно стоят зеленеющие ели. В поле завывает злая вьюга. Падающий снег сверкал на солнце. Заяц оставил на снегу маленькие следы. Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Слайд 13

Проверим. Яркое заснувший холодное скованной злая зеленеющие маленькие падающий загадочной заколдованный Выделите суффиксы причастий.

Слайд 14

Определить все признаки причастия Пронизанных туч – пронизать совершенного вида прошедшего времени невозвратное в форме множ.числа родительного падежа

Слайд 15

Домашнее задание: Параграф 9 (повторить), упр.57 (по заданию)‏


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...