Конспект урока по развитию речи
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока по развитию речи в 6 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_r.r_6_kl._opisatelnyy_oborot.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по развитию речи 6 класс

ТЕМА: Описательный оборот как лексическое средство связи предложений в тексте.                

ЦЕЛИ:

1. Дать понятие об описательном обороте как лексическом средстве связи предложений в тексте;

2. Повторить, что такое тема широкая и узкая, что такое эпиграф,

3. Развивать речь учащихся, пополнять словарный запас;

4. Учить составлять связный текст на основе накопленного материала.

ХОД УРОКА.

  1. Проверка домашнего задания

- Вспомните признаки текста.  ( Заглавие, тема,  идея,  делимость:  начало,  основная часть,  конец, связность, композиционная  завершённость )

-Какими могут быть темы? (широкие и узкие)

-Что такое эпиграф?   (Это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия , перед произведением  или  его  частью и поясняющая его основную идею)

 2.  Знакомство с темой урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с лексическими средствами связи предложений в тексте. Описательным оборотом.

На доске запись: Воздушный корабль, поднебесные ворота, покорители горных вершин.

-Как можно по-другому сказать (самолёт, радуга, альпинисты)

Знакомство с терминологией

Описательный оборот - это описательное выражение, которое употребляется вместо того или иного слова.

  1. Закрепление материала. Выполнение упражнений  

- Укажите описательный оборот, употреблённый вместо слова радуга.

          Над чистым, сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.

( радуга - чудесная семицветная дуга).

- Как связаны предложения в тексте?  ( Предложения в тексте могут сцепляться при помощи описательного оборота)

- Прочитайте отрывки из текстов.  Укажите в них сцепляющие описательные обороты:  а) с прямым значением;  б) с переносным значением.

 1) Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

                                                                                                                          ( Ф. Абрамов)

2) Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды… ( В. Песков)

 Сцепляющие описательные обороты: а) с прямым значением ( белобокие птицы)

б) с переносным значением (река жизни)

- Запишите отрывки из текстов. На месте точек поставьте сцепляющие описательные обороты.

1) Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей. . . . побежали в разные стороны.

2) В каменных россыпях мы нашли жилое гнездо полярной совы.  . . .  бесшумно взлетела почти у самых ног.

   ( 1В.  Мальчик  встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей.  Большие голенастые птицы побежали в разные стороны.

            2В. В каменных россыпях мы нашли жилое гнездо полярной совы. Огромная белая птица бесшумно взлетела почти у самых ног. )

- Прослушайте музыкальную пьесу «Слоны» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», а потом прочитайте начало сочинения ученика. (№. 51)

Найдите описательные обороты, которые помогли ему избежать повторения слова слоны.

  (Огромные умные животные, четвероногие артисты, зверь-великан.)

- Прослушайте музыкальную пьесу «Королевский марш львов» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных».

-Напишите сочинение о том, что вы мысленно видите или какое настроение испытываете, слушая эту пьесу.

( самостоятельная работа)

  1. Подведение итогов

-Что такое описательный оборот?

-Для чего он служит?

Домашнее задание №53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

Конспект урока по развитию речи на тему "Мебель"

Коррекционный урок по развитию речи в 3 классе...

Конспект урока по развитию речи на тему "Зимние забавы детей"

Конспект урока разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ VIII вида...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...