Изучение русского языка, литературы и истории: от минувшего к настоящему и будущему
статья по русскому языку (8 класс) на тему

   Материалы Международной междисциплинарной научной конференции. "Синергетика в общественных и естественных науках" (17-21 апреля 2013 г.), Тверь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tver_2013.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ:

       ОТ МИНУВШЕГО К НАСТОЯЩЕМУ И БУДУЩЕМУ

Л.А. Смирнова

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5»,

г. Юбилейный, Московская область, Россия,

E-mail: liliya101162@rambler.ru

         В настоящее время в российских общеобразовательных учреждениях закладывается новая  образовательная и культурная матрица. Учитывая современные реалии, мы понимаем, что ребёнок всегда  обгоняет в своём развитии быстро  меняющуюся  картину мира, он   стремится в будущее. Чтобы не прервалась связь времён, нужен учитель с новым мировидением,  который способен выстраивать новую просвещенческую парадигму в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий. Нужен учитель, способный  совмещать прошлое с будущим.  

         В МОУ «Гимназия № 5» при поддержке Межрегиональной Общественной Организации «Женщины в науке и образовании» в созданной и успешно существующей силами энтузиастов-филологов  лаборатории «Синергетическая модель образования в словесности» стало традицией проведение в году двух   научных конференций.

        «Минувшее проходит предо мною» - тема  майских дебатов, где  когерентно взаимодействовали школьные библиотекари, преподаватели начальной ступени образования, филологи, администрация гимназии, учёные - синергетики, учащиеся с первого по десятый классы и родители. Вступительное слово   было посвящено рассказу  о том титаническом труде, который осуществляли братья Кирилл и Мефодий, создавая славянскую письменность. «Любите ли вы книги так же, как их любили Кирилл и Мефодий?» - на заданный вопрос участники конференции своими выступлениями доказали, что действительно любят читать.

         Библиотекарь  начала своё выступление с мысли А.Т. Твардовского о том, что «общение с книгой – высшая и независимая форма интеллектуального развития человека». Наши библиотекари постоянно ищут пути приобщения школьников к книге. На конференции состоялось награждение  сувенирами тех ребят, которые чаще других заходят в библиотеку и читают сверх программы.

         У лукоморья дуб зелёный; / Златая цепь на дубе том… - зазвучали всеми любимые пушкинские строчки, и  стало понятно, что о своих достижениях в конструировании развивающей среды будут рассказывать учащиеся первого класса. Малыши  с увлечением   показывали созданные  к сказкам любимого поэта рисунки, читали наизусть стихи А.С. Пушкина, весело побеседовали с котом - Баюном. На  вопрос: «Для чего вы это делаете?»  - юные дарования с уверенностью ответили: «Это наша история!»  

         После театрализованного выступления самых юных участников конференции ведущая напомнила собравшимся о развитии книжности на Руси, о первых печатных книгах, которые пришли в середине XVI века на смену рукописным. Это было время правления Ивана Грозного.

        «Диалог эпох в словесности» - так назывался доклад семиклассника о  переписке царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Докладчик поделился выводами  о том, что первый русский царь знал толк в литературе, был прекрасным писателем. Мнение выступающего было подтверждено доказательством:  в аудитории звучали выдержки из писем государя –  поток живой речи на древнерусском языке.

         Семиклассник, отвечая на вопрос, как возник такой сложный проект,   рассказал о том, что в 2010 - 2011 учебном году  группа учащихся шестого и восьмого класса лаборатории «Синергетическая модель образования в словесности»  сотрудничала с детским сектором  Центра Музеев Московского Кремля по разработке  новой образовательной программы «Иван Грозный – первый русский царь».  Для подготовки к занятиям подросткам приходилось  читать книги об эпохе XVI века, выполнять анкетирование, писать рефлексии, которые потом  вошли в проект.

          О  чтении как потребности культурного человека довольно часто мы вместе с учениками размышляем на уроках литературы. Заинтересованные этой темой, два школьника седьмого и девятого классов с высоким уровнем самоорганизации  представили «Результаты исследования читательской культуры  одноклассников», подтвердив свои выводы  диаграммами. Юноши с гордостью сообщили о том, что в их классах нет ни одного человека, которые  бы ничего не читали. Одни чаще, другие реже, но все ребята посещают и книжные магазины, и библиотеку.

          В рефлексиях семиклассников о значении чтения в жизни человека были представлены разные мнения: «Для многих чтение – это развлечение, а должно стать образом жизни»; «Книги, грамотная речь и ухоженный внешний вид – вот что всегда будет в моде»; «В связи с тем, что читает в нашем мире меньшинство, читать стало модно».

         Все учащиеся понимают важную роль книги в развитии и самосовершенствовании личности. Формируя читательскую среду, «учителя и их воспитанники сообща соединяют предметные знания, теорию самоорганизации и информационные и коммуникационные технологии» [1].

        Наши учащиеся проводят наблюдения в области развития русского языка.  Например, девятиклассница  выступила с докладом «Русский язык: от истоков до дней сегодняшних». Ей был проведён   социологический опрос в разных параллелях гимназии, прежде чем выпускница пришла к выводу: чем выше культура языка учащегося, тем лучше его поведение и тем выше уровень его школьных знаний.

        Завершила конференцию  научный руководитель, кандидат педагогических наук  И.Н. Бабич докладом  «Чтение как средство социализации личности». Она напомнила ребятам о том, что в учёбе, в собственном развитии надо стараться не упустить то важное, чему учатся в юности. А в юности, как известно, учатся жизни – дружить, общаться, работать, созидать  новое. Кроме того, по её мнению, опыт проведения подобных конференций уникален и полезен для всех участников.                            

        На пленарном заседании были подведены итоги работы лаборатории словесников за 2011- 2012 учебный год. Учителя и ученики, члены лаборатории, активно сотрудничают, добиваясь успехов в саморазвитии.      

       «Отечество моё! Россия!» - тема осенней конференции, проводившейся в юбилейный год, когда вся страна отмечала 200-летие со дня Отечественной войны 1812 года. Доклады  выступавших были посвящены этой важной для всех россиян теме.

        В качестве связок между докладами звучали  в выразительном исполнении пятиклассников стихи: М.Ю. Лермонтова («Поле Бородина», «Два великана»), Н.М. Шатрова («Пожар Москвы 1812 года»), Ф.Н. Глинки («Денис Давыдов)», А.С. Пушкина («Наполеон»).

Поразила присутствующих докладом «Партизанское движение в Бородинском сражении» ученица 4 класса, которая увлечённо рассказывала о настоящей грозе для французов - отряде Дениса Давыдова и о  партизанке Василисе Кожиной.

          С огромным интересом слушали участники конференции  сообщение восьмиклассника о  реконструкции уникального события - Бородинского сражения, состоявшегося 2 сентября 2012 года  на плац-театре западнее села Бородина. Более тысячи любителей военной истории, своими руками изготовившие обмундирование, снаряжение и вооружение эпохи 1812 года, объединились в «русскую» и «французскую» армии, чтобы сразиться в «битве гигантов».

Юноша рассказал о том, что участники лаборатории «Синергетическая модель образования в словесности» тщательно подготовились к этому мероприятию и   приехали задолго до начала реконструкции Бородинского сражения. В ожидании  «боя» ребята и учитель литературы читали наизусть  стихи об Отечественной войне 1812 года; вспоминали изученные в прошлом году на семинарских занятиях термины синергетики: система, самоорганизация, нелинейность, аттрактор, порядок и хаос; приводили примеры  из повседневной жизни. Экскурсовод и родители были поражены знаниями детей и их заинтересованностью происходящими событиями.

            О стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» как средстве познания мира и себя в этом мире шла речь в докладе восьмиклассницы.

          Необычной показалась участникам конференции  интерпретация композиции всем известного произведения выдающимся математиком Александром Викторовичем Волошиным, утверждающим, что «Бородино»  делится на две части: вступление («Скажи-ка, дядя, ведь не даром…») и   главную часть,   распадающуюся тоже на две части (ожидание боя и сам бой) [2]. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится на точку деления его золотым сечением, которое  играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.

               Доработав доклад, ученица приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе для старшеклассников «1812 год в истории и культуре России», организованном Детским сектором Музеев Московского Кремля.  За творческую работу «Отечественная война 1812 года в мировой и отечественной художественной литературе» восьмиклассница удостоена диплома III степени и награждена памятным подарком.

             В заключение конференции десятиклассником было  представлено  видение темы «Кутузов и Наполеон».

            Научная работа, которая проводится в гимназии, помогает школьникам пройти от минувшего к настоящему и будущему: формирует новое видение мира; развивает интеллект, способность подростков к самоорганизации, целостность мышления; повышает мотивацию к чтению и общий уровень культуры. По мнению выдающегося учёного Г.Г. Малинецкого,  если мы все вместе   преуспеем в развитии нового междисциплинарного или синергетического образования, то шансы человечества на благополучное развитие в XXI веке намного возрастут [3].

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабич И.Н. Коммуникативность как характеристика стратегий деятельности в    образовании / Актуальные вопросы современного языкознания: Коллективная   научная монография; [под ред. А.Г. Бердниковой]. – Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – 172 с.

2. Волошин А.В. Математика и искусство.- М.: Просвещение, - 2000.

3. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие / Предисл. Г.Г. Малинецкого, - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 344 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От века минувшего в настоящее и будущее". Внеклассное мероприятие по биологии

"От века минувшего в настоящее и будущее"Что происходит в мире? Как развивалась и развивается жизнь и наука биология? Что нас ждет в будущем? Эти и многие другие вопросы частот задает человечест...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе

Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...

Создание проблемных ситуаций при изучении новых тем в рамках изучения русского языка и литературы в старших классах

Выступление на межмуниципальном семинаре в рамках регионального проекта «Поезд мастеров»...