Праздник русского языка,литературы и истории "Путешествие в страну знаний"
методическая разработка по литературе (5, 6 класс) на тему

Беседина Наталья Ивановна

Игра по станциям для 5-6-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК  

русского языка и литературы

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»

для 5-6 классов

Линейка перед путешествием

Учитель. Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в Страну Знаний. В этой богатой стране много разных больших и маленьких городов, но сегодня мы с вами побываем лишь на нескольких станциях: Лингвистической, Литературной и Историко-обществоведческой. И, чтобы вам удачно миновать эти станции, необходимо на «отлично» знать школьные предметы гуманитарного цикла. Итак, друзья, давайте откроем для себя чудесный край наук гуманитарных!

Для начала давайте представимся другу и получим маршрутные листы своего путешествия по Стране Знаний. (представление команд капитанами, получение маршрутных листов)

СТАНЦИЯ «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ»

-Ребята, мы с вами находимся на станции «Лингвистическая». Скажите, какой школьный предмет нужно знать, чтобы успешно проехать эту станцию? Правильно – русский язык.  Итак, ваши задания…

(ученикам раздаются листы с заданиями)

  1. Задание 1.  Прочитайте слова, потом запишите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
    1. из слова лён – цифру.
    2. из слова шёл – неправду.
    3. из слова лей — название дерева.
    4. из слова ток – домашнее животное.

5. из слова люк - большой мешок

6. из слова шей - просьбу есть что-нибудь

7. из слова лед - материал для крыши

( Ответы: 1 – ноль, 2 – ложь, 3 – ель, 4 – кот, 5 – куль, 6 – ешь, 7 – толь   - всего 7 баллов)

Задание 2. В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского "Между прочим" есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:

Говорил он, между прочим,
"КрасивЕе", "Мы так хочим"
"ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билитень"
"ПОверх плана выполняем"
"Агент звОнит цельный день".

Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке.

( Ответы: красИвее, хотим, досУг, шофЁр, процЕнт, заЁм, квартАл, портфЕль, бюллетень, повЕрх, звонИт, целый – всего 12 баллов)

Задание 3. Разгадайте кроссворд:

hello_html_35e0a6da.png

1. Сидит Пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

2. Наша белая Федора

Наедается не скоро,

Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота.

3. Дядя Хлыст и тетя Нить

Простачков пошли ловить.

Одурачить простачков

Пригласили червячков.

4. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

5. Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

6. Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

7. Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая?

Ответы: 1. Очки. 2. Печка. 3. Удочка.4. Бабочка. 5. Лампочка. 6. Рукавичка.

7. Электричка. Всего 7 баллов.

Задание 4. Разгадайте ребусы:

hello_html_m33745a45.jpg

Сосулька

hello_html_2fe03016.jpg

Ученик

hello_html_m694d2de4.jpg

Сапоги

hello_html_m4edaea60.jpg

Русский

hello_html_5e724e1c.jpg

Корова

hello_html_m3ca69d5c.png

Учитель

( По 1 баллу за каждый правильный ответ – всего 6 баллов)

Задание 5. Запишите по алфавиту фамилии писателей. Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Беляев, Яковлев, Акунин, Кольцов, Гоголь, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.

(Акунин, Беляев, Булгаков, Гоголь, Достоевский, Кольцов, Лермонтов, Носов, Пушкин, Толстой, Тютчев, Фет, Чехов, Щедрин, Яковлев – 5 баллов за верный ответ)

Задание 6. Разгадайте и прочитайте пословицу (найдите и выпишите буквы русского алфавита). Объясните смысл этой пословицы:

RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA

(Люди, а не стены создают города – 3 балла за правильный ответ)

ИТОГО: 40 баллов

Дополнительные баллы:

Загадки-шутки

  1. Чем кончается день и ночь?
  2. Что стоит посредине земли?
  3. Чем кончается лето и начинается осень?
  4. Что находится в начале книги?
  5. Что мы слышим в начале урока?
  6. Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?
  7. За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение?
  8. Как из сорной травы сделать лебедя?
  9. Во что превратятся глаголы берёт, запрёт, мёл, шлём, если букву Ё заменить в них буквой Е?
  10. В названии какого европейского государства стоит три я ?
  11. Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо?

Ответы: 1) Ь знаком, 2) Буква М, 3) Буква О, 4) Буква К, 5) Звук У, 6) Буква О, 7) За- Л, 8) В слове лебеда заменить А на Ь, 10) Авс-три-я, 11) Буква Ь. – 11 баллов

Занимательная пятиминутка.

Метаграммы.

1.Со звуком С я не вкусна.

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

                                              Соль – моль.

2.С Б мучительной бываю

С Р актёру я нужна.

С С для повара важна.

                                             Боль – моль – роль – соль.

3.Я с Л смягчённым – под землёй

Бываю каменной и бурой,

А с твёрдым – в комнате любой,

В геометрической фигуре.

                                                  Угол – уголь.

По 1 баллу за каждый правильный ответ - всего 3 балла. ВСЕГО: 14 баллов дополнительно. ИТОГО: 54 балла

Учитель. Итак, ребята, вы успешно миновали  станцию «Лингвистическая», набрав …. Баллов. Желаю вам успехов на других станциях!

Станция «Литературная»

Оборудование: иллюстрации к произведениям;  портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки» ; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; кроссворды каждой команды; пазлы.

Ведущий. Мы с вами находимся на станции «Литературная», нам предстоит пройти нелегкие испытания: надо показать свои знания в области литературы.

Задание 1. «Собери ромашку»

Команде дается ромашка в разобранном виде: сердцевина - имя писателя, лепестки - произведения. Надо правильно к сердцевине подобрать лепестки, т. е. назвать произведения писателя.

А.С. Пушкин

  • «Руслан и Людмила»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и царевне Лебеди»
  •  «Зимнее утро»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  •  «Няне»
  • «Сказка о золотом петушке»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»

По 1 баллу за каждый правильный ответ. (всего 7 баллов)

---------------------------------------------------------------------------

  • «Ночь перед Рождеством»
  • «Парус»
  •  «Бородино»
  • «Заколдованное место»
  •  «Муму»
  • «Черемуха»

минус 1 балл за каждый неправильный ответ

Задание 2. «Ералаш»

             Что такое «ералаш» знает каждый. Это беспорядок, путаница.

Так называется и наше следующее задание.

Команде раздаются карточки с четверостишиями, в которых написаны только первые строки, и полоски с возможным продолжением. Надо разложить их так, чтобы каждая оказалась на своем месте, соответствовала смыслу.

Карточка 1

Буря мглою небо кроет.

…………………………

…………………………

…………………………

                     А.С. Пушкин

Полоски с продолжением

Вихри снежные крутя

То, как зверь, она завоет

То по кровле обветшалой

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит

То заплачет, как дитя.

Карточка 2

Черемуха душистая

……………………..

……………………..

……………………..

                    С.А. Есенин

Полоски с продолжением

           А зелень золотистая

           И ветки золотистые

           С весною расцвела

           На солнышке горит

          Развесившись, стоит.

По 1 баллу за каждый правильный ответ, + по одному баллу за название произведения и его автора – всего 4 балла.

Ведущий: А сейчас нас ждет встреча с загадочными литературными персонажами. Кто они? Из какого литературного произведения?

Задание 3. «Узнай героя» (6 класс)

  1. Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Он отправился за орехами в тайгу, когда до первого сентября оставалось несколько дней. Заблудившись, он мужественно преодолевал все невзгоды и даже сделал географическое открытие. 

(Васютка из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».)

  1.  Отважный, но одинокий мальчик восьми лет пожалевший нищих, не побоявшийся наказания отца. Это событие сблизило его с отцом, сделав их по-настоящему близкими людьми.

( Вася из рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе ».)

  1.  Взрослый мужчина, который не умел разговаривать, был очень сильный, работал за четверых. Однажды спас несчастного щенка, любил его больше всех на свете.

( Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму». )

  1.  Девочка шестнадцати лет помогала пленным, кормила их лепёшками и молоком. Она помогла им сбежать из плена.

( Дина из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

По 1 баллу за каждый правильный ответ, + по одному баллу за название произведения и его автора – всего 12 баллов.

Задание 3. «Узнай героя» (5 класс)

1. Герой баллады, принявший смерть от коня своего (Вещий Олег из «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина)

2. Девушка, превращённая на три  года в лягушку (Василиса Премудрая из русской народной сказки «Царевна-лягушка»)

3. Сказочный персонаж, наводящий ужас на всё живое, сидящий на коне и сопровождаемый черным псом и вороном. (Чудо-юдо многоглавое из русской народной сказки «Иван – крестьянский сын»)

4. Героиня сказки, которую зимой отправили за подснежниками. (Падчерица из сказки С.Я.Маршака «12 месяцев») 

По 1 баллу за каждый правильный ответ, + по одному баллу за название произведения и его автора – всего 12 баллов.

Задание 4.  «Виват, Робинзоны!»

  1. Кого судьба с родными разлучила

          На долгих двадцать восемь лет,

          Зато бороться научила

          И не бояться трудностей и бед?

          На острове безлюдном оказавшись,

          Сумел он твердость духа сохранить

          И, за устройство быта взявшись,

          Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)

  1.  Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)

  1. Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь». (Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)-для 6 класса
  2. Назовите имя путешественника, который повидал мир вместе с дикими гусями (Нильс из «Путешествия Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф)- для 5 класса

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 3 балла.

Задание 5.  «Детектив идет по следу»

Учитель. Назовите литературного героя.

  1. 6 класс - Обыкновенный мальчишка 10 лет. Воспитывался с тётей Полли. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники». 

(Том Сойер.)

1. 5 класс - Красивая женщина с царственной осанкой, способная поцелуем превратить сердце человека в кусок льда.

(Снежная Королева) 

  1. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком. 

(Баба-яга.)

  1. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом? 

(Золушку.)

  1. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке. Она мечтает попасть на телевидение в передачу о жизни привидений. 

(Фрекен Бок.)

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 4 балла.

Задание 6.

Команде предлагается решить кроссворд, в котором ключевым словом является фамилия автора всех произведений, упомянутых в кроссворде.

1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок, который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцу узнать настоящую принцессу? 6. Кто хотел менять рыбий хвост на ноги? 7. Какие птицы улетели  осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?        

(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. 6.Русалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово: Андерсен.)

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов.

Задание 7.  «Пазлы»

           За 1 минуту собрать  из «пазлов» (разрезанной  иллюстрации к сказке) картинку. Угадать сказку. Используется сказка «Царевна-лягушка».

1 балл, если уложились во время; + 1 балл за угаданную сказку.

Максимальное количество баллов на станции «Литературная» - 40.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Станция «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ»

Слайд 2

Задание 4. Разгадайте ребусы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Станция «Литературная»

Слайд 2

Задание 3. «Узнай героя » Герой баллады, принявший смерть от коня своего.

Слайд 3

2. Девушка, превращённая на три года в лягушку.

Слайд 4

3. Сказочный персонаж, наводящий ужас на всё живое, сидящий на коне и сопровождаемый черным псом и вороном.

Слайд 5

4. Героиня сказки, которую зимой отправили за подснежниками.

Слайд 6

Задание 4. «Виват, путешественники!» 1.Кого судьба с родными разлучила На долгих двадцать восемь лет, Зато бороться научила И не бояться трудностей и бед? На острове безлюдном оказавшись, Сумел он твердость духа сохранить И, за устройство быта взявшись, Стал полноценной жизнью жить.

Слайд 7

2.Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Слайд 8

3.Назовите имя путешественника, который повидал мир вместе со стаей гусей, среди которых был его близкий друг.

Слайд 9

Задание 5. «Детектив идет по следу» 1.Красивая женщина с царственной осанкой, способная поцелуем превратить сердце человека в кусок льда. 2. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком. 3. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом? 4. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма реши­тельная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке. Она мечтает попасть на телевидение в передачу о жизни привидений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Станция «Литературная»

Слайд 2

Задание 3. «Узнай героя » 1.Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Он отправился за орехами в тайгу, когда до первого сентября оставалось несколько дней. Заблудившись, он мужественно преодолевал все невзгоды и даже сделал географическое открытие .

Слайд 3

2. Отважный, но одинокий мальчик восьми лет, пожалевший нищих, не побоявшийся наказания отца. Это событие сблизило его с отцом, сделав их по-настоящему близкими людьми.

Слайд 4

3. Взрослый мужчина, который не умел разговаривать, был очень сильный, работал за четверых. Однажды спас несчастного щенка, любил его больше всех на свете.

Слайд 5

4. Девочка шестнадцати лет, помогала пленным, кормила их лепёшками и молоком. Она помогла им бежать из плена.

Слайд 6

Задание 4. «Виват, Робинзоны !» 1.Кого судьба с родными разлучила На долгих двадцать восемь лет, Зато бороться научила И не бояться трудностей и бед? На острове безлюдном оказавшись, Сумел он твердость духа сохранить И, за устройство быта взявшись, Стал полноценной жизнью жить. 2.Назовите транспортное средство путешественников из Вол­шебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». 3.Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робин­зонаду «проклятый глухарь».

Слайд 7

Задание 5. «Детектив идет по следу» 1.Обыкновенный мальчишка 10 лет. Воспитывался с тётей Полли . Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники». 2. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком. 3. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом? 4. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма реши­тельная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке. Она мечтает попасть на телевидение в передачу о жизни привидений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК «Мы целомудренно бездомны…»

Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК«Мы целомудренно бездомны…»...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...