Самоанализ урока учителем.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Шустова Наталья Владимировна

Рекомендации для самостоятельного анализа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mioo_samoanaliz_uroka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Критерий в подходах к анализу урока – результативность урока.

Этапы анализа урока:

· Этап установления результативности (отсутствия результативности) урока.

· Этап установления причин результативности (отсутствия результативности) урока – ответ на вопрос: «Почему ученики и учитель достигли (не достигли) результативности урока?»

· Этап формулирования оценок и выводов по уроку, рекомендаций учителю.

Этап установления результативности (отсутствия результативности) урока.

Показателем результативности является деятельность учащихся:

ответы на вопросы, выполнение заданий на уроке: точно, полно, глубоко, грамотно;

уровень познавательного интереса учащихся: внимание, активность, диалогичность;

Этап установления причин результативности (отсутствия результативности) урока: ответ на вопрос: «Почему ученики и учитель достигли (не достигли) результативности урока?»

Чтобы ответить на вопрос, необходимо актуализировать знание обязательных составляющих взаимообусловленной (ученик-учитель) результативной образовательной деятельности.

Компоненты образовательной деятельности:

I. Содержание образовательного процесса – образовательная среда урока: характер, глубина, объем знаний и представлений учащихся, комплекс (набор) умений учебной деятельности: надпредметные и предметные умения.

1. Образовательный потенциал дидактического материала, на основе которого строится учебно-воспитательный процесс на уроке.

2. Содержание учебной деятельности.

II. Построение образовательного процесса как условие реализации образовательного потенциала урока: процесс формирования и развития системы знаний и представлений учащихся, системы умений учебной деятельности (надпредметных, предметных) и на этой основе компетентности школьников – способности применять приобретенные знания, представления и опыт деятельности в самостоятельной жизни.

Формулирование темы урока как процесс определения и отбора содержания урока в соответствии с программными требованиями.

Целеполагание как процесс прогнозирования результата образовательной деятельности на уроке по данной теме в соответствии с программными требованиями.

Отбор дидактического материала к уроку в соответствии с темой и целеполаганием.

Организация учебной деятельности школьников: перевод объема дидактического материала и набора планируемых видов деятельности в процесс.

Организация обратной связи на уроке.

Психолого-педагогические условия учебного процесса.

Анализ урока – соотнесение (сравнение) двух составляющих: что должно быть и что представлено на уроке.

Анализ содержания образовательного процесса.

1. Анализ образовательного потенциала дидактического материала – фиксируем наличие и определяем качество (соотносим с содержанием программы по предмету)

· текстов: статьи учебника, слово учителя, комментарий к изучаемым явлениям и фактам учителя и учеников, дополнительно привлеченные текстовые источники, содержание подготовленных докладов и выступлений учащихся);

· задач, вопросов;

· словарей, справочников, карт,

· графиков, диаграмм, таблиц;

· иллюстраций;

· видео - и аудио - материалов;

· Интернет - материалов и др.

2. Анализ содержания учебной деятельности – фиксируем и оцениваем эффективность и разнообразие видов учебной деятельности (соотносим с требованиями к уровню подготовки школьников):

· работа с текстом, решение задач и упражнений, доклад, сообщение, проведение учебного исследования (мини-исследования, элементов исследования), подготовка учебного проекта (мини-проекта, использование элементов проектной деятельности), учебный диалог, дискуссия и др.;

· поисково-исследовательскую направленность вопросов и заданий;

· элементов ИКТ в учебной деятельности.

Анализ особенностей построения образовательного процесса.

1. Соотносим тему урока с содержанием урока (с содержанием программного материала по предмету).

2. Соотносим сформулированные цели урока с результатами образовательной деятельности.

3. Устанавливаем соответствие содержания дидактического материала к уроку с темой и целеполаганием (с содержанием программного материала по предмету и требованиями к уровню подготовки школьников).

4. Анализируем процесс организации учебной деятельности школьников:

· адекватность содержанию урока форм организации учебной деятельности на каждом из этапов УД: коллективная, групповая, парная, индивидуальная; лекция, семинар, практикум, эвристическая беседа, учебный диалог, познавательная игра, дискуссия;

· целесообразность видов учебной деятельности на каждом из ее этапов: работа с текстом, решение задач и упражнений…;

· оптимальность средств инструментальной поддержки учебного процесса: доска, учебник, словари, карты, иллюстрации; графики, диаграммы, таблицы; видео- и аудио-аппаратура, компьютер, мультимедийный проектор и др.

Одним из основных механизмов организации учебной деятельности школьников на уроке являются вопросы и задания, поэтому вопросы и задания, которые формулирует учитель, – предмет особого внимания при анализе урока. Вопросы формулируются в лексике деятельности как побуждение к деятельности: прочитайте, решите, найдите, объясните, прокомментируйте, проанализируйте, выскажите свою точку зрения,

проведите исследование, сделайте опыт, выскажите суждение….

5. Организация обратной связи на уроке:

мониторинг - систематическое наблюдение за процессом с целью установления соответствия - несоответствия результатов этого процесса и уровня соответствия - несоответствия образовательным целям;

контроль.

6. Психолого-педагогические условия результативной учебной деятельности:

учет психолого-возрастных, индивидуальных особенностей школьников;

создание психологически комфортной и педагогически эффективной атмосферы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ...

Примерная памятка для самоанализа урока учителем.

( по Поташнику М.М. )Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он с...

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся  1. Урок усвоения новых зна­ний  Мотивация учебной деятельности школь­ников Сообщение темы, цели и задач урока Восприятие нового уче...

Самоанализ урока Учитель английского языка: Петрюк Тамара Ильнична 4 класс, 1 четверть. Раздел 2. Тема “The Animals I Like”.

   Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Технологический пакет для учителя: Что такое современный урок? Самоанализ урока

Технологический пакет для учителя: Что такое современный урок? Самоанализ урока...